Заднеприводные автомобили: плюсы и минусы

0
0

Заднеприводные автомобили: любители скорости ценят их за динамику, а водители с опытом - за управляемость. Давайте разберемся в плюсах и минусах такой компоновки.

История заднеприводных автомобилей

Первые автомобили, созданные братьями Бенц и Даймлером в конце XIX века, имели задний привод. Двигатель располагался под сиденьем водителя и передавал крутящий момент на задние колеса с помощью цепной передачи.

В начале XX века заднеприводная компоновка получила широкое распространение. Ее использовали как на легковых автомобилях, так и на грузовиках и автобусах того времени. Причины популярности были очевидны:

  • Простота и надежность конструкции
  • Хорошая проходимость и динамика разгона
  • Удобство в управлении для неопытных водителей

Особенно широко задний привод применялся в компоновке с передним расположением двигателя, которую впоследствии стали называть "классической". Такая схема господствовала на европейском и американском рынках автомобилестроения в 30-60-е годы прошлого века.

Примеры популярных моделей того времени - Ford Model T, Volkswagen Beetle, Chevrolet Bel Air, Plymouth Fury, Mercedes-Benz W123.

Однако в 1970-80-х годах заднеприводные модели постепенно стали вытесняться автомобилями с передним приводом, которые отличались большей компактностью и экономичностью. Тем не менее, задний привод продолжали использовать на спортивных и премиальных моделях, где требовалась высокая мощность и управляемость.

В последние годы наметилась тенденция к возвращению заднего привода на компактных городских автомобилях (Tata Nano, Smart ForTwo, Renault Twingo) и недорогих хетчбэках (Toyota GT86, Subaru BRZ). Также актуальным этот привод остается в сегменте спорткаров и внедорожников.

Типы заднеприводных автомобилей

Существует несколько разновидностей заднеприводной компоновки, отличающихся расположением силового агрегата. Разберем каждый тип.

Заднемоторные

У таких автомобилей двигатель и трансмиссия расположены в задней части за осью задних колес. Примеры моделей: Volkswagen Beetle, Porsche 911, Chevrolet Corvair, Renault 4CV.

Плюсы:

  • Хорошее сцепление и разгон за счет большой нагрузки на ведущие колеса
  • Компактные габариты

Минусы:

  • Плохая управляемость из-за смещения центра масс назад
  • Занос на скользкой дороге
Закатное освещение горной дороги с поворотом. Заднеприводный BMW 3 серии заносит на повороте.

Среднемоторные

Здесь двигатель располагается между передней и задней осью в районе центра масс. Примеры: Porsche Boxster, Toyota MR2, Mazda RX7.

Плюсы:

  • Оптимальное распределение веса и управляемость
  • Высокая маневренность

Минусы:

  • Сложная компоновка салона
  • Проблемы с охлаждением двигателя

Переднемоторные

Двигатель расположен спереди, а привод идет на заднюю ось. Примеры: BMW 3 серии, Volvo 200 серии, Mercedes W123.

Плюсы:

  • "Классическая" сбалансированная компоновка
  • Просторный и функциональный салон

Минусы:

  • Большая масса и длина кузова
  • Перегрузка задней оси

Каждая из этих компоновок имеет свои преимущества и недостатки. При выборе автомобиля важно учитывать ваши потребности и особенности эксплуатации.

Дождливый день. Серебристый Porsche 911 на повороте мокрой лесной дороги.

Плюсы заднего привода

Почему, несмотря на ряд минусов, заднеприводные машины до сих пор популярны? Рассмотрим их главные преимущества:

  • Лучшее сцепление и динамика. Благодаря большей нагрузке на ведущие колеса автомобиль лучше "цепляется" за дорогу как при разгоне, так и на повороте. Это особенно важно в условиях плохой погоды и скользкого покрытия. Крутящий момент передается напрямую от двигателя через кардан на задний мост, что обеспечивает лучшую динамику.
  • Меньший радиус разворота. Без нагрузки передние колеса заднеприводной машины легче поворачиваются, поэтому радиус разворота меньше. Это удобно при парковке и маневрировании в ограниченном пространстве.
  • Равномерный износ шин. В отличие от переднеприводных автомобилей, где больше нагружены и быстрее изнашиваются передние шины, у заднеприводных машин износ происходит равномерно. Это позволяет экономить на покупке резины.
  • Еще одним большим плюсом заднего привода является меньшая стоимость обслуживания из-за более простой конструкции подвески по сравнению с передним приводом. К тому же такие автомобили считаются более простыми в управлении для начинающих водителей.

Минусы заднего привода

Несмотря на ряд преимуществ, у заднеприводных автомобилей есть и недостатки, о которых стоит помнить:

  • Большая масса и длина кузова. Из-за заднего расположения трансмиссии и дифференциала заднеприводные модели получаются длиннее и тяжелее аналогичных переднеприводных. Это влечет за собой повышенный расход топлива.
  • Перегрузка задней оси. Большая часть веса автомобиля приходится на заднюю ось, что приводит к ее перегрузке. В результате возрастает износ задней подвески и ухудшается сцепление колес с дорогой.
  • Занос на скользкой дороге. Излишек мощности на ведущих колесах грозит потерей сцепления и заносом задней оси на скользком покрытии, особенно на повороте. Это делает заднеприводные автомобили менее безопасными в неблагоприятных погодных условиях.
  • Неудовлетворительная устойчивость на высоких скоростях. На большой скорости возрастает вероятность заноса из-за смещения центра масс назад. Кроме того, высокая инерционность заднеприводной трансмиссии затрудняет гашение колебаний и стабилизацию машины.
  • Проблемы с охлаждением двигателя. У заднемоторных и ряда среднемоторных моделей возникают сложности с подводом воздуха к радиатору. Это ведет к перегреву двигателя в жаркую погоду или при длительной езде на высокой скорости.

Как предотвратить занос задней оси

Чтобы минимизировать риск заноса задней оси заднеприводного автомобиля, особенно на повороте, рекомендуется:

  • Выбирать правильную траекторию, избегая резких маневров
  • Поддерживать оптимальное давление в шинах
  • Установить стабилизатор поперечной устойчивости

При возникновении заноса на заднеприводном автомобиле водителю следует быстро, но плавно повернуть руль в сторону заноса и отпустить педаль газа. Резкое торможение усугубит ситуацию.

Советы по выбору заднеприводного автомобиля

При выборе заднеприводной машины рекомендуется учитывать следующие нюансы:

  • Определение целей и бюджета. Для городской езды лучше подойдет компактный хетчбэк, а для поездок за город или буксировки прицепа - внедорожник или универсал. Тип кузова и мощность двигателя напрямую влияют на стоимость.
  • Выбор оптимальной комплектации. Обратите внимание на наличие систем активной безопасности вроде ABS, курсовой устойчивости и контроля тяги. Это поможет избежать заносов. Также важны опции вроде климат-контроля, круиз-контроля, парктроников.
  • Учет особенностей вождения. Если вы только учитесь водить, выбирайте менее мощный вариант с атмосферным двигателем. Турбомоторы и задний привод требуют опыта. При покупке обязательно протестируйте автомобиль в деле.
  • Рекомендации по маркам и моделям. Из бюджетных вариантов стоит обратить внимание на Toyota GT86/Subaru BRZ, Renault Mégane, Nissan Silvia. В среднем ценовом сегменте популярны BMW 3 серии, Volvo S60, Mitsubishi Lancer Evolution. Любители роскоши могут выбрать Mercedes E-класса или Porsche 911.
  • Варианты тюнинга. Для улучшения характеристик и внешнего вида заднеприводного автомобиля подойдет тюнинг подвески, установка спортивной выхлопной системы, более широких колес или обвеса кузова.

Эксплуатация заднеприводного автомобиля

Чтобы продлить срок службы заднеприводной машины и обеспечить безопасность на дороге, при ее эксплуатации нужно учитывать некоторые нюансы:

  • Особенности ежедневного вождения. Не превышайте скорость на поворотах, всегда сбрасывайте газ заблаговременно. Плавные маневры позволят избежать заноса. Следите за давлением и состоянием шин - они играют ключевую роль в сцеплении и устойчивости.
  • Правила вождения по скользкой дороге. В дождь или снегопад включайте пониженную передачу, не допускайте больших оборотов двигателя и резких разгонов. Двигайтесь плавно, держите дистанцию и оставляйте запас пространства для маневра. Предвидите действия других участников дорожного движения.
  • Настройка вспомогательных систем. Для большей безопасности используйте ABS и другие ассистенты в максимальном режиме. Отключайте систему контроля тяги только в исключительных случаях на бездорожье. Проходите регулярное ТО, не игнорируйте ошибки бортового компьютера.
  • Выбор эксплуатационных жидкостей. Используйте качественное моторное масло вязкостью по сезону, рекомендованное производителем. Регулярно проверяйте и меняйте трансмиссионное масло в КПП и редукторе заднего моста. Следите за уровнем тормозной жидкости.