Ценностные ориентации. Ценностные ориентации молодежи. Исследование ценностных ориентаций
Различные авторы имеют разные взгляды на такой междисциплинарный научный термин, как ценностные ориентации личности, и поэтому существуют отличающиеся интерпретации этого понятия в литературе. Некоторые исследования определяют связь этого феномена с другими, касающимися сферы потребностей, мотивов и смыслов. Например, американский психолог А. Маслоу не разделял такие понятия, как ценности и ценностные ориентации, мотивацию и потребности, а В. Франкл отождествлял ценности и смыслы личности. Для ученых это аспекты одного и того же явления. Отечественная психология представляет примеры того, что более разработанные и стойкие психологические понятия, которые являются предметом исследования многих психологов, поглощают ценностные ориентации человека.
Характеристика функций ценностных ориентаций
Анализируя литературу, можно сгруппировать некоторые аспекты и выделить пять функций этого феномена. Сейчас мы проведем более детальное их описание. Итак, начнем.
Целеполагание
Психолог Н. Ф. Наумова указывает на ценностные ориентации, как на тот рычаг, который задействует механизм постановки целей. Нет сомнений, что это понятие производит ориентацию личности в разнообразии природных и общественных предметов и создает в картинке мира индивида порядок и осмысленность. По мнению этого ученого, система ценностных ориентаций создает базу для осуществления выбора среди различных вариаций как постановки целей, так и использования средств для их достижения. Получается, они помогают человеку оценивать и отбирать те варианты, которые соответствуют его внутренней основе, а затем регулировать и направлять действия.
М. С. Яницкий считает, что ценностные ориентации прогнозируют будущую перспективу, направление развития человека и являются тем психологическим звеном, которое соединяет личность в целостную структуру и регулирует поведение согласно с поставленными целями.Оценка
Представленная функция всегда связана с эмоциональными аспектами личности к некоторым моментам того или иного явления в ее жизни, в основе которого лежит собственный опыт. Такое отношение помогает определить значимость полученного опыта и знаний для личности в конкретном случае или для будущего использования, по мнению самого человека, группы или общества в целом.
Ценностью обладает то, чего желает индивид, что нужно для целей его деятельности, что он выбирает среди других объектов. Ценностные ориентации в таком аспекте производят обогащение представлений и понятий людей о других личностях, о себе и дают возможность оценивать соответствие нравственных, трудовых, эстетических и других качеств согласно с требованиями социума. В связи с этим функция оценки понимается как высший орган контроля, который регулирует проявления активности индивида и определяет адекватные способы и средства их реализации.Мотивация
Ф. Е. Василюк считает, что ценностные ориентации личности как бы изнутри освещают жизненный путь человека, наполняют его настоящей свободой и простотой бытия. Ученый утверждает, что этот феномен как будто превращается в реально существующие мотивы индивида и стимулирует личность к самосовершенствованию, росту и развитию. Таким образом, формирование ценностных ориентаций обеспечивает создание психологического органа, отвечающего за саморазвитие и личностный рост и определяющего способы, средства и вектор его реализации.
По мнению К. А. Альбуханова-Славской и А. В. Брушлинского, существует значительная роль смыслов в формировании ценностей, и они выделают следующие их функции:- Принять (или отрицать) и реализовать некоторую ценность.
- Усилить (или снизить) ее значимость.
- Удержать (или потерять) эти ценностные ориентации во времени.
Саморегуляция
Эта функция включает в себя все элементы активности индивида. Интересным является замечание А. Г. Здравомыслова по такому поводу. Он считает, что специфическое проявление ценностных ориентаций заключается в том, что они влияют не только на рационализацию поступков и поведения, но и на высшие психические функции и даже на бессознательные структуры человека. Вектор воли личности, ее внимание и интеллект определяются таким понятием, как ценностные ориентации. Методика Рокича помогает посмотреть особенности этого феномена в отношении конкретного человека.
Контроль
Представленная функция производит исследование ценностных ориентаций и отслеживает то, на каком уровне они находятся в конкретном социокультурном случае в определенных общественных условиях.
Что происходит в период ранней зрелости?
Нет никаких сомнений, что процесс изменения ценностей проходит достаточно болезненно и непросто. Благодаря изучению различных закономерностей можно будет влиять на ценностные ориентации молодежи и помогать личности справится с некоторым социальным напряжением.
Знания, полученные в процессе исследований этого феномена в период юности и ранней зрелости, могут стать фундаментом для осуществления адекватных мер воспитания человека. Общеизвестный факт, что, например, ценностные ориентации школьников имеют влияние на определение позиции индивида в социуме, в частности, в своей референтной группе.Это явление касается и студенческих групп, поэтому наилучшим вариантом комплектации стало бы объединение студентов в одну группу с похожими ценностями, а не диаметрально противоположными, ведь это может затруднить процесс адаптации и формирования нового коллективного образования, как целостного организма.
Исследования по этому вопросу
Интерес к такой проблеме, как ценностные ориентации молодежи возрастает и, соответственно, стимулирует проведение социологических опросов и психологических экспериментов. Благодаря таким исследованиям можно увидеть связи ценностей с разными условиями социума, в которых живет и развивается юная личность.
К примеру, приведем сравнительный анализ ответов на вопрос о том, что входит в счастливую жизнь. В 50-начале 60-х годов 20 века молодые люди на первый план в счастливой жизни ставили хорошее дело-работу, взаимную и длительную любовь и уважение от окружающих людей. На тот же вопрос в 80-х годах ценными были политическая культура, социально-политическая деятельность и профессиональная активность.Значимыми жизненными ценностными ориентациями советских молодых людей были желания приносить пользу социуму, интересная оригинальная работа, уважение от окружения, взаимная любовь и лишь после всего этого – стабильное финансовое положение. А вот спокойная жизнь и собственная слава не принадлежали к такому понятию, как ценностные ориентации. Методика Бубнова, использованная в этом опросе, является тому подтверждением. Соответственно, достигнуть самоутверждения и самореализации в Советском Союзе человек мог только благодаря общественно полезной работе, которая была значимой ценностью.
Период кризиса и его стадии
Выходит, что на современном этапе социализации ценностные ориентации молодых людей подвергаются разным трансформационным процессам, кроме того, можно увидеть связь между происходящими общественными изменениями и изменениями в системе ценностей. Ученые утверждают, что проходя через три базовые стадии кризиса (дестабилизационные процессы, открытый конфликт и выход из сложившейся ситуации), ориентации меняются и имеют свои особенности на каждой из них.
Первая стадия характеризуется не тем, что ценности разрушились, а тем, что качественно обновились и из тотально-идеологизированных стали плюрально-человеческими. Происходят процессы десоциализации и ресоциализации молодежи.
Личность в одно и то же время может одобрять или отрицать ценностные ориентации, противоположные по полюсу, поэтому сложным ей представляется выбор, и она остается на промежуточной позиции.
Вторая стадия отличается тем, что эти понятия становятся более четкими и менее противоречивыми, и происходит ориентация на ценность себя как такового. Третья стадия будет зависит от конечного результата завершения кризиса и такой же будет сформирована система ценностей.
Процессы трансформации
Трансформация этого феномена может осуществиться только благодаря осознанному принятию новых ценностных ориентаций, которые продиктованы реальностью, и попытке придерживаться их в своем жизненном пути и деятельности. Если на бессознательном уровне все-таки остались старые стереотипы, то внутри личности могут происходить бурные интернальные конфликты, а это будет влиять на поведение и состояние человека.
Преимущественно сформированная картинка мира, в том числе и ценностная, сохраняется без каких-либо существенных изменений в течение всей жизни. Она зависит от тех периодов, которые были намного ранее, чем время молодости. Таким образом, семья значительно влияет на образование системы ценностей. Изменения могут происходить в периоды кризиса, когда старая картинка рушится и уже невозможно жить по тем принципам, которые были приняты личностью в качестве эталонов. В результате одни ценностные ориентации теряют свою важность и значимость, а другие становятся актуальными.После кризиса и трансформационных процессов монолитная система замещается на плюралистическую, и каждый человек выстраивает свою ценностную иерархию, руководствуясь разными базисами. Все эти положения касаются и студентов. Одни, например, считают, что терпимость - значимая характеристика в общественной жизни, а другие придерживаются пословицы "с волками жить – по-волчьи выть".
Трудности социализации на современном этапе
Еще один момент: социализация молодежи имеет трудности из-за того, что традиции и нормы переоцениваются индивидами. Раньше молодые личности опирались на традиционный опыт предыдущих столетий, но сейчас они являются новаторами и создают сами новый общественный опыт, поэтому их ценности отличаются противоречивостью.
В связи с этим результаты опросов предоставляют информацию о том, что ориентации кардинально разные - от материального обеспечения до любви и спокойствия, от самореализации до здоровья. Одновременно студенты думают и о духовных аспектах, и о финансовых, что отличает их от предшественников, которые мало размышляли о смысле жизни, заранее определенном, к тому же современные молодые люди остро ощущают нестабильность материального положения в связи с установлением рыночных отношений.
На современном этапе особую значимость и ценность имеет личностная свобода, что подразумевает под собой понятие свободного выбора, который иногда не является компонентом приемлемых моделей поведения, но отличает внутреннюю позицию индивида и его жизненную ориентацию. Если молодая личность будет пренебрегать любыми ограничениями, то это может стимулировать формирование девиантных и деликвентных форм социализации.
Заключение
Представленная статья показывает нам главные точки, которые можно развивать дальше в теоретических и экспериментальных исследованиях. Личность не может жить без системы ценностных ориентаций, ведь они определяют вектор нашего развития, деятельности и самосовершенствования. Некоторые ученые отождествляли их с другими понятиями, но суть остается та же – это то, что показывает внутренний непоколебимый стержень, и очень трудно пережить человеку крах его ценностей, его картинки мира и адаптироваться к новым реалиям. Молодым людям сделать это проще, но бывают такие случаи, что индивид так и остается в плену своих старых принципов и стереотипов.
Похожие статьи
- Методология исследования. Методология и методы педагогических исследований
- Индивидуально-образовательный маршрут: цель, разработка, образец с примерами оформления
- Референтная группа: жизнь в сравнении
- Хоторнский эксперимент и его суть
- Виды ценностей человека
- Психология малых групп. Малые группы в социальной психологии
- Ценности компании - примеры. Корпоративная культура