Восстановление аккумулятора. Виды аккумуляторов
Восстановление аккумулятора возможно в том случае, если он был переполюсован. Кроме того, сделать это можно и если он слишком долго пролежал без использования по целевому назначению. Возможно, вследствие этого у аккумулятора перестанут гореть индикаторы, что и вызовет соответствующие размышления. В такой ситуации не стоит сразу бежать в магазин и покупать новое устройство. Для начала можно попробовать провести восстановление аккумулятора.
Такой автономный источник питания может не работать в первое время из-за длительного отсутствия подзарядки. То есть, допустим, всю зиму аккумулятор не использовался. И в результате этого он может в первое время не подавать признаков жизни. Но потом он все-таки начинает заряжаться, а при использовании становится заметным, что обратный процесс стал протекать гораздо быстрее. Многие думают, что устройство испортилось, и бегут в магазин за новым. Но это не всегда правильно, поскольку можно попробовать сделать восстановление аккумулятора для возобновления его прежней нормальной работы.
Процесс быстрой разрядки может быть обусловлен паразитной сульфидностью. Она уменьшает емкость пластин устройства, тем самым сокращая время его автономной работы. Восстановление аккумулятора в таком случае нередко становится более предпочтительным вариантом, чем приобретение нового. Дело в том, что восстановленные аккумуляторы служат не меньше. При этом возвращение устройства к жизни обойдется не в пример дешевле, чем покупка нового. В то же время владелец восстановленного аккумулятора знает, что послужило причиной неисправности. Учитывая ее, эксплуатацию устройства можно не только продлить, но и обезопасить.
Способы восстановления аккумуляторов
Наиболее распространенным способом, который предполагает восстановление емкости аккумулятора, является использование малого тока. Принцип базируется на многократном повторении одного и того же процесса. То есть берется аккумулятор, на него много раз подается малый ток. Между зарядками должен проходить определенный период времени.
Напряжение на аккумуляторе при этом, по идее, должно вырасти уже к концу первой зарядки. Дальше процесс будет продолжаться. Тогда устройство перестанет воспринимать заряды. Когда между ними будет перерыв, потенциалы, находящиеся в глубине активной массы накопительных пластин, а также на поверхности, выровняются. В ходе этих процессов напряжение на аккумуляторе будет снижаться за счет электролита, который диффундирует в определенное межэлектродное пространство.
Зарядку необходимо прекратить, когда напряжение стабилизируется. На одну секцию должно приходиться около 2,5 В. Также стабилизируется и плотность. Виды аккумуляторов вносят нюансы в процесс восстановления, их нужно непременно учитывать.
Аккумуляторы ноутбуков: восстановление
Восстановление аккумулятора ноутбука требует знания основных принципов работы. В качестве введения поговорим о типах аккумуляторов. Они бывают сразу нескольких видов. Это и литиево-ионные, и никель-металлгидридные, и литиево-полимерные.
Никель-металлгидридные аккумуляторы необходимо на протяжении всего срока эксплуатации полностью заряжать и разряжать, это достаточно важно. В случае с такими аккумуляторами имеет место так называемый “эффект памяти”. Он заключается в том, что емкость постепенно снижается. Предпосылкой к этому является неправильное использование устройства, о чем было сказано ранее.
А вот аккумуляторы литиево-ионного и литиево-полимерного типа выглядят гораздо выигрышнее на фоне таких устройств. Они имеют меньшие габариты, меньшую массу, а также у них нет эффекта снижения емкости из-за неправильного процесса зарядки-разрядки.
Восстановление аккумулятора ноутбука – ответственный процесс. Как известно, батарея наших любимых мобильных компьютеров состоит из нескольких элементов, которые соединены между собой параллельным или последовательным образом. Первый тип соединения помогает добиться увеличения тока, который будет отдаваться от аккумулятора. Таким образом, повышается и мощность устройства. А вот последовательное соединение обеспечивает регулировку напряжения до необходимого значения.
Оптимальным вариантом является контроль каждого элемента, а также их разрозненная зарядка. Но чтобы сэкономить средства, в большинстве случаев используют метод, при котором подается последовательный заряд. Окончание процесса происходит тогда, когда достигается необходимое напряжение.
Восстановление Li-Ion аккумуляторов возможно при помощи подручных, достаточно распространенных в наше время технических средств. Устройства литиево-полимерного и литиево-ионного типа могут иметь несколько защитных степеней. Первой в большинстве случаев является сам элемент. Он вполне может разорвать цепь. Таким образом, не возникнет взрыва элемента, который может случиться из-за его перегрева, перезаряда. Причиной может стать также очень интенсивное использование. Второй степенью защиты является контроллер батареи. Под его ответственностью находится как нижний, так и верхний порог отключения устройства. За счет этой степени аккумулятор не перезарядится и не сможет разрядиться ниже минимальной обозначенной черты. Третьей степенью защиты является микропрограмма идентификационного назначения. Обычно она уже встроена в ПЗУ контроллера. Она отвечает за определение типа используемых элементов. Кроме того, микропрограмма запрещает применение аккумуляторов, которые были произведены сторонними компаниями. Стоит отметить, что хотя в никель-металлгидридных аккумуляторах нет встроенных алгоритмов защиты, они не взорвутся от перезарядки. Их несомненным преимуществом является способность в течение долгого времени выдерживать перегрев.
Восстановление аккумулятора своими руками начинается с разбора приспособления. В большинстве случаев батареи ноутбуков не разбираются. Как легко можно заметить, корпус устройства состоит из пластиковых половинок, которые склеены между собой. Разъединить их можно при помощи обыкновенного канцелярского ножа. Но при этом важно не повредить элементы, которые находятся внутри.
Чтобы восстановить аккумулятор никель-металлгидридного типа, сначала нужно посчитать, сколько он имеет элементов. Затем умножаем их на 1,2 В. Число, которое получается в результате таких действий, есть не что иное, как номинальное напряжение имеющегося аккумулятора. При помощи мультиметра необходимо замерить, какое напряжение есть на крайних выводах группы элементов, соединенных последовательно. В нагрузку стоит подключить автомобильную лампочку. Прибор может показать, что номинальное напряжение есть и оно соответствует расчетам, но ноутбук все равно не включается при нажатии кнопки, значит проблема кроется в неисправности контроллера. Но если в действительности напряжение меньше того, что мы получили при расчетах, то нужно сделать замеры на всех элементах. Их фиксируем на бумаге при помощи ручки. Каждый элемент соединяем с автомобильной лампочкой и терпеливо ждем разрядки. Когда все они будут разряжены полностью, можно переходить к зарядке. Зарядное устройство компьютера не сможет включиться, поскольку напряжение находится на отметке, близкой к нулю. Заставить его работать можно при помощи зарядки каждого из элементов за счет блока питания. Здесь опять придется применять автомобильную лампочку. Ее последовательно соединяем с элементами и блоком питания. Когда напряжение на каждом из элементов выйдет на отметку 1,1 В, можно пробовать подключать зарядное устройство. Повторить такой процесс следует 3 раза. После этого проверяем аккумулятор. Если такие нехитрые действия не смогли реанимировать его, придется все-таки покупать новый.
Обращаться с устройствами литиевого типа нужно внимательно и аккуратно. Проверяются они тем же образом, что и никель-металлгидридные аккумуляторы. Но в этом случае напряжение каждого элемента должно колебаться в пределах от 3,7 до 4,1 В. Для начала нужно замерить, какое напряжение имеется на выводах. Не забываем добавить автомобильную лампочку. Затем сравниваем полученное значение с номинальным. Найти его можно путем умножения количества элементов на 3,7 В. Если значения совпадают, можно приступать к следующему шагу – ремонту аккумулятора. Если не совпадают, повторяем процедуру замера с каждым отдельным элементом. Перед этим надо отпаять контроллер, а также разделить блоки параллельного типа. После вычисления неисправных элементов нужно произвести их замену на рабочие аналоги. Перед тем как подключить элементы, их разряжают полностью. Это делается при помощи автомобильной батареи. Обратный же процесс нужно проводить до тех пор, пока напряжение на достигнет значения 3,2 В. Это характерно как для новых, так и для ранее задействованных литиевых аккумуляторов. Только в этом случае возможна стабильная подзарядка от штатного зарядного устройства.
Неисправность аккумулятора может быть и такого рода: батарея отключается при понижении значения напряжения, приходящегося на каждый отдельный элемент. При этом значение опускается ниже допустимого порога, вследствие чего происходит автоматическое отключение питания на батарее. Заряд не идет. Устранить такую неисправность можно путем последовательного подключения автомобильной лампочки. При этом номинальное напряжение можно получить путем умножения количества элементов на 3,4 В. После того как работы, аналогичные ранее описанным, будут произведены, остается собрать батарею ноутбука обратно, склеить аккумуляторный корпус и вставить блок туда, где ему и положено быть, то есть в компьютер.
Аккумулятор: взгляд с технической точки зрения
Устройство аккумулятора предполагает наличие, прежде всего, четко оформленного корпуса. Он – основа целостности конструкции абсолютно во всех аспектах. Это то, что мы видим снаружи. А вот дальше поговорим о том, что скрыто от глаз и находится внутри аккумулятора.
Говорить об обсуждаемом устройстве в единственном числе, по сути дела, можно только применительно к каждой его ячейке, находящейся внутри. Но таких ячеек – множество. Поэтому правильнее называть такое устройство – аккумуляторная батарея. Оно включает в себя несколько элементов, имеющих определенное напряжение. Корпусы аккумуляторных батарей очень строго тестируются, к ним предъявляют весьма высокие и высокие требования. Во-первых, аккумулятор должен сопротивляться воздействию химических веществ. Что и говорить о температурных перепадах и противодействии колебаниям и механическим повреждениям. В наше время основным материалом, из которого изготавливаются аккумуляторные батареи, является полипропилен.
Устройство аккумулятора можно разделить на две части. Одна из них представляет собой глубокую емкость. Вторая же часть – крышка, которая эту емкость закрывает. Она может иметь такие элементы, как пробки и горловины, использование которых в конструкции диктуется, прежде всего, типом аккумуляторной батареи. В случае их отсутствия можно выделить только дренажную систему. Она используется для того, чтобы отводить газ, который образуется при работе, а также для нормализации внутреннего давления.
Каждая из аккумуляторных ячеек содержит в себе пакет. Он, в свою очередь, состоит из большого количества пластин. Полярность в них, согласно законам физики, чередуется. Пластины, которые были изготовлены из свинца, представляют собой решетчатую конструкцию, собранную из отдельных сот прямоугольной формы. Подобное ухищрение позволяет нанести на соты активную массу, являющуюся основным реагентом. Пластины принадлежат к намазному типу, поскольку реагент на них в прямом смысле намазывается.
Аккумуляторные батареи могут быть с пластинами из панцирной сетки, а также с пластинами увеличенной площади. Восстановление аккумулятора автомобиля требует применения правил, свойственных для пластин намазных.
Каждая пластина в этой последовательности чередующихся элементов является электродом, имеющим противоположную полярность. А значит, вероятность замыкания нужно уменьшить, насколько это возможно. Чтобы достигнуть такого эффекта, между парами пластин крепят сепараторы. Они изготавливаются из пластика (пористого, чтобы он не препятствовал циркуляции внутри ячейки электролита). Каждая положительно заряженная пластина помещена между двумя отрицательными. Это сделано для предотвращения коробления. Именно поэтому отрицательно заряженных пластин в аккумуляторной батарее всегда больше на одну.
Для фиксации пакета применяют бандаж. Он же обеспечивает защиту и от механической деформации. Электрические выводы объединяются попарно («плюсы» и «минусы»), а токосборники помогают сконцентрировать энергию. К выводным борнам впоследствии подключают клеммы автомобиля (на примере транспортных аккумуляторных батарей). Восстановление аккумулятора автомобиля требует от ремонтника знания и использования именно таких принципов, какие были описаны ранее. Если действовать грамотно и применять их, восстановление будет успешным, а значит, раскошеливаться на новое устройство не придется.
Виды аккумуляторов
Свинцовые аккумуляторы в качестве реагентов используют смесь химических элементов, известную под названием “диоксид свинца”. В качестве электролита выступает раствор, изготовленный с применением серной кислоты. Свинцовый аккумулятор также называют свинцово-кислотным. Такие устройства бывают стартерными, тяговыми, стационарными и портативными. Стартерные сейчас наиболее распространены. Они запускают процессы в двигателях внутреннего сгорания, а также обеспечивают машинные устройства энергией. К недостаткам стартерных аккумуляторов относят выделение в них водорода, малый показатель удельной энергии, не самую высокую сохранность заряда. Стационарные свинцовые аккумуляторы очень широко распространены в сфере энергетики. Они используются в системах телекоммуникаций, на телефонных станциях. Аварийные источники питания нередко представляются в виде именно таких аккумуляторов. Сравнительно недороги в обращении. Тяговыми свинцовыми аккумуляторами оснащают подъемники и электрические автомобили, шахтные электровозы. Низкая стоимость и большие ресурсы, режим глубокого заряда – вот основные характеристики таких устройств. Портативный свинцовый аккумулятор применяют в блоках аварийного освещения, в инструментах. Основными достоинствами его являются малая стоимость, а также большой интервал температур, в котором может работать такая батарея. Но есть и недостатки: хранить устройство в разряженном состоянии нельзя, изготовить аккумулятор маленького размера в производственном плане достаточно проблематично. Стоит понимать, что дешевизна будет наблюдаться только в сравнении с портативными аккумуляторами другого типа, а не между свинцовыми. Восстановление свинцово-кислотных аккумуляторов можно произвести при помощи многократной зарядки малым током.
Литиево-ионные аккумуляторы используются достаточно широко в мобильных устройствах. Углеродистый материал служит основой отрицательного электрода. В него вводятся литиевые ионы. Оксид кобальта при этом играет роль активного материала положительно заряженного электрода. В качестве электролита используется раствор соли лития. Литиево-ионные аккумуляторы высокореусурсны, имеют впечатляющий показатель удельной энергии, а также могут работать при малых температурах. Производство их в последнее время расширилось, поскольку удалось повысить порог удельной энергии устройств. Очень часто аккумуляторы такого типа можно встретить в смартфонах, телефонах, ноутбуках и планшетных компьютерах. Восстановление литиевых аккумуляторов требует полного разбора и отключения схемы защиты.
Немного о восстановлении
Виды аккумуляторов мы разобрали ранее. Это свинцовые и литиевые устройства. Не было сказано только о никелевых аккумуляторах разных типов. Сейчас же расскажем в общих чертах, что нужно знать для восстановления некоторых элементов и устройств.
Восстановление аккумулятора телефона можно произвести путем многократной подачи малого тока на элементы и их полной разрядки. В ходе работ следует учитывать ряд технических факторов, которые свойственны конкретной модели телефона и его батарее.
Восстановление клеммы аккумулятора нужно производить при помощи процесса, называемого пайкой. Информацию и конкретные примеры можно найти на просторах Сети, поэтому остается только пожелать пользователям удачи.
Схема восстановления аккумуляторов
Наглядная информация пригодится тому, кто планирует произвести работы самостоятельно. Ниже будут приведены некоторые схемы, которые помогут в случае необходимости восстановления аккумулятора.
Схема 1
Соответствует восстановлению кислотных аккумуляторов. Используется при этом циклический ток.
Схема 2
Поможет восстановить аккумулятор от КАМАЗа. При токе в 5 ампер произвести все работы, от начала до конца, можно за 12 часов.
Схема 3
Позволяет восстановить аккумулятор, подвергшийся сульфации.
Схема 4
Позволит не только произвести восстановление старого аккумулятора, но и выполнить профилактиктические работы для устройств новых.
Схема 5
Позволит восстановить автомобильный аккумулятор.
Собственно, это последняя схема, которую мы рассмотрим в данном материале.
Похожие статьи
- Ремонт аккумулятора. Восстановление автомобильных аккумуляторов своими силами
- Как зарядить необслуживаемые аккумуляторы? Как реанимировать аккумулятор? Аккумуляторы для автомобиля
- Ремонт аккумуляторов шуруповерта своими руками. Диагностика и замена элементов
- Особенности зарядки аккумулятора автомобиля. Рекомендации по эксплуатации
- Ремонт аккумулятора ноутбука своими руками: инструкция
- Как правильно заряжать аккумуляторы Li-ion: советы
- Как зарядить литий-полимерный аккумулятор?