Методика Рене Жиля. Тесты по психологии

0
0

Психологи сопровождают детей с момента их прихода в школу и до последнего звонка. Эти специалисты знают, как помочь адаптироваться детям в новых классах к совершенно незнакомым условиям. Существует масса проблем, с которыми сталкиваются школьники, влияющих на их успеваемость.

анализ методики рене жиля

Психология младшего школьника такова, что учеба не будет успешной, если не выстроены благоприятные межличностные отношения в классе и в семье. Поэтому работа школьного психолога заключается не только в том, чтобы следить за психологическим климатом в классе, но и в том, чтобы помочь ребенку в семье быть понятым и принятым.

Методика, называемая тестом Рене Жиля, позволяет исследовать отношение ребенка к семье и своему месту в социуме. В группу тестируемых входят дети от четырех до двенадцати лет. Основана она на визуализации словесных вопросов-ответов. Это некая переходная форма между анкетированием и проективными методами. Учитываются психология дошкольного возраста и психология младшего школьника, с помощью научных знаний психолог определяет особенности проведения исследования: в первом случает вопросы читают для ребенка, а во втором он читает их сам.

Значимость и достоверность тестов

Психологи очень часто в своей диагностической работе используют специальный инструментарий - тесты по психологии. Они помогают специалистам увидеть то, что человек может не сказать. Тесты-опросники также дают информацию об индивиде, но она достоверна только на 50-60%, так как он интуитивно или логически может догадаться о желательности правильных ответов. В итоге он ставит не ту букву, которую он хочет, а ту, которую нужно по смыслу теста.

Проективные тесты по психологии предоставляют специалисту гораздо больше необходимых сведений о человеке. Такие методы изучения психики достовернее, так как там нет закрытых и открытых ответов, нет логики задания и результата. Человек рисует или выбирает то, что диктует ему подсознание, а это уже материал для работы психолога.

Методика Рене Жиля

методика рене жиля
Эта методика относится к проективным методам психологии. Она состоит из определенных заданий. В ней есть картинки, на которых имеются изображения детей и взрослых. Под каждой из них - краткое объяснение ситуации, которая происходит, а также задается вопрос испытуемому человеку по теме этой картинки.

Методика Рене Жиля для младших школьников предполагает задания. В этом тесте важен контакт между психологом и ребенком, именно специалист озвучивает эти задания, если ребенку сложно их прочитать. Поэтому должна царить доброжелательная и доверительная атмосфера. Методика подходит для детей от 4 до 12 лет. Но если ребенок характеризуется как выраженный инфантилист, имеющий задержки психоречевого развития, то она может применяться и для более старшего возраста.

Для чего проводится этот тест?

Каждая методика проводится с какой-либо конкретной целью. Методика Рене Жиля ставит целью изучение приспособленности к социальной ситуации, в которой индивид находится. Исследуются межличностные отношения младшего школьника, их особенности, а также внутрисемейные взаимоотношения и характеристики поведения ребенка. Эта проективная методика хороша тем, что можно без труда определить конфликтные зоны ребенка в его отношениях со взрослыми и детьми. Воздействуя на них, психолог способен понять особенности формирования характера ребенка и помочь его дальнейшему развитию.

методика рене жиля для младших школьников

Методика Рене Жиля предполагает не только просмотр рисунков, но и постановку себя на выбранное место на картинке. Он начинает рассуждать, как повел бы он себя в этой ситуации, делая выбор в пользу одного из перечисленных вариантов поведения героя иллюстрации. Экспериментатор в ходе рассуждений ребенка задает наводящие вопросы, узнавая подробности его отношений с окружающими и семьей. Используются все возможности проективного теста для понимания внутреннего мира ребенка, а также поиска путей помощи развития его личности.

Инструкция к проведению теста

психология младшего школьника
Перед проведением проективных методик с детьми специалист должен подробно объяснить, что нужно делать. Методика Рене Жиля для младших школьников предполагает следующую инструкцию: ребенок должен понять, что от него требуются ответы на вопросы по заданным картинкам. Школьнику объясняют, что картинки имеют разную тематику, одни изображают семью, другие - детей, и так далее. Рисунки сделаны так, чтобы ребенку было несложно идентифицировать себя с каким-либо персонажем. После изучения картинки участнику предлагается сделать выбор - где он на картинке. Он должен отметить себя там. После этого проговаривается конкретно каждый персонаж, а экспериментатор должен записать порядок названия изображенных людей и их характеристики из уст ребенка. Если данных для анализа недостаточно, то можно побеседовать с родителями и учителями.

Вопросы на показатели отношений с другими людьми

методика межличностных отношений рене жиля

Перед тем как начать тестирование, ребенку сообщают о том, что от него ожидаются ответы на вопросы, поставленные по картинкам. Предложенная методика Рене Жиля дает возможность ребенку увидеть себя по отношению к маме, папе, семье, братьям и сестрам, бабушкам, дедушкам, другим родственникам, друзьям, воспитателю или учителям. Здесь можно увидеть степень личностного развития и уровень сформированности позиции ученика. В вопросах семейных отношений удастся проанализировать количество значимых для ребенка взрослых, есть ли они, и какие между ними взаимоотношения. Освещаются вопросы насилия в семье, опытный специалист сможет определить микроклимат и благополучие ученика в этой малой социальной группе.

Тестирующий психолог беседует с ребенком, предлагая дополнительные наводящие вопросы, чтобы уточнить все тонкости его жизни, мироощущения и видения своего места в семье, открытость или замкнутость, склонность к активной позиции или одиночеству. Именно через задаваемые ребенку вопросы методика призвана раскрыть личность с целью увидеть реальное положение дел, состав семьи, внутрисемейные отношения. Важно узнать, кого видит участник на месте тех персонажей, которые не обозначены, но присутствуют на картинке, - кто это, в каком порядке они названы.

Группа вопросов, характеризующих личность ребенка

методика межличностных отношений рене жиля
Тестирование проводится индивидуально, без углублений, раскрывая типичное поведение. Правильным будет поговорить глубже, завершив процедуру. Простая и схематичная методика Рене Жиля условно разделена на две большие группы:

  • Личностные отношения ребенка в семейном кругу.
  • Переменные, характеризующие личность индивида и его отношения с окружающими.

Все эти вопросы помогают увидеть ребенка как индивида в социуме и факторы, нарушающие его адекватные отношения в нем.

Благодаря вопросам, характеризующим личность тестируемого, можно определить его уровень общительности, стремление быть лидером или, наоборот, уединиться, способность к развитию конфликтных ситуаций, фрустрации, а также такую важную черту, как любознательность.

Понятие любознательности здесь выражает близость ребенка ко взрослому, его рассказу, даже некой зависимости от его мнения, позиции ведомого, направленной на отношения "человек-человек". А понятие уединения в данной методике - это признак интеллекта, независимости от мнения взрослого, способности к изучению окружающего мира с направлением "человек-предмет".

Обработка результатов методики

результат методики рене жиля
Методика межличностных отношений Рене Жиля предполагает, что ребенок дополняет ответы по инструкции, рассказывая детали (возможно, и не всегда правдивые), из которых можно сложить целостную картину условий его жизни. Делая последовательный переход от одной картинки к другой, психолог восстанавливает по цепочке события, которые прожил тестируемый, его отношения со взрослыми и сверстниками. Анализируя совпадения, можно судить о расхождении взглядов в семье. В итоге, получив результат методики Рене Жиля, можно сделать вывод о проблемах, которые присутствуют у ребенка.

Интерпретация ответов школьника

Анализ методики Рене Жиля базируется на полученных ответах. Они имеют качественную и количественную характеристику. Результат может интерпретировать сам психолог или обратиться за разъяснениями к материалам по применению теста. После тестирования ребенку дают самостоятельную работу (например, нарисовать что-то), а психолог начинает работать с родителями, предлагает привести свои варианты ответов, которые дал, по их мнению, ребенок. Полученная интерпретация (методика Рене Жиля) дает возможность скорректировать как можно раньше личность маленького человека.

Что входит в комплект методики?

Тест включает в себя сорок два задания (25 картинок и 17 текстовых иллюстраций). На картинках изображены разные ситуации, и ребенок, получая визуальную информацию и вопрос, определяет свое место в предложенных обстоятельствах. Также психологу для удобста анализа результатов поможет бланк, на котором ребенок заполняет свои данные.