Теплые и холодные цвета. Сочетание цветов

0
0

Разделение спектра на теплые и холодные цвета зародилось вместе с теорией живописи и цветовосприятия. Сегодня правильное сочетание тональных противоположностей важно не только для живописи, но и для дизайна одежды и интерьера, рекламы и интернет-страниц.

Спектр

Все, что известно о цвете сегодня, происходит из физики и теории искусства. Психология также играет немалую роль в развитии теории о цветовосприятии, но она опирается на знания, предоставленные двумя вышеперечисленными областями.

теплые и холодные цвета

Впервые цветовой спектр получил привычную форму и содержание благодаря открытию гениального Исаака Ньютона, который во второй половине XVII века с помощью призмы преломил луч света и получил спектр, состоящий из семи видимых человеческому глазу цветов. Своим открытием он не только определил основные природные цвета, но и научно объяснил радугу.

Цветовой круг

Следующим семимильным шагом вперед для теории цвета стали разработки швейцарского искусствоведа Иоганнеса Иттена. Он разработал цветовой круг, происходящий из трех первичных (чистых) цветов, из которых создаются еще три вторичных. При смешении эти 6 цветов создают круг из 12 основных цветов.

холодный голубой цвет

Цветовой круг Иттена разделен пополам теплыми и холодными цветами: от красного к салатовому – теплые, а от голубого к фиолетовому – холодные. Зеленый и пурпурный цвета принято считать нейтральными. Изначально открытие Иттена стало бесценной находкой для художников; сегодня концепцией цветового круга пользуются как живописцы, так и дизайнеры.

Теории разделения цветов на холодные и теплые

Различие цветов по «температурной» характеристике пришлось по душе всем и используется даже людьми, далекими от искусства, однако не существует единой и неопровержимой теории происхождения этого различия. Несколько основных теорий рассматривают в качестве этимологической основы законы воздушной перспективы, психологическое влияние, световые и температурные контрасты.

холодный серый цвет

Еще во времена Раннего Возрождения зародились законы тональной и воздушной перспективы, один из которых гласит: чем дальше расположен объект, тем больше он приобретает оттенки синего, фиолетового, белого или голубого (чем плотнее воздух, тем темнее оттенок). На многих полотнах мастеров Возрождения дальний план выполнен в холодных тонах, а на первом плане преобладают теплые оттенки.

Теория психологического восприятия цвета называет некоторые цвета возбуждающими, а некоторые - успокаивающими. Так, красный, оранжевый и желтый «разжигают» восприятие, а голубой, синий и фиолетовый, наоборот, «охлаждают» его.

Большой Оксфордский словарь английского языка находит этимологический источник разделения на теплые и холодные цвета в наличии или отсутствии солнечного света.

Основные критерии контраста

Каким бы ни было историческое происхождение терминов «теплые» и «холодные» цвета, сегодня они разделяются в основном на интуитивном уровне. Существует ряд основных ассоциаций, влияющих на «температуру» цвета:

  • Световые ассоциации: день и ночь. Большее количество света, особенно если он солнечный, придает цветам яркость и теплоту, в то время как ночь красит все в синий или серый.
  • Температурные ассоциации: лед и пламя. Красный, оранжевый, желтый и их оттенки ассоциируются с огнем, а синий, белый и голубой - со льдом.
  • Природные ассоциации: зима и лето. Этот контраст происходит из двух вышеперечисленных: зима ассоциируется со льдом и снегом, а лето - с солнечным светом.
    теплые тона цветов

Тон и полутон

Для того чтобы научиться правильно сочетать теплые и холодные цвета, важно помнить, что чаще всего приходится работать не с основными цветами, а с различными их оттенками. Таких оттенков может быть множество, и они творят чудеса. Например, если добавить в нейтральный зеленый немного желтого, то он становится теплым, а если подмешать голубого, получится холодный цвет морской волны.

Чтобы определить сочетаемые и несочетаемые оттенки, нужно познакомиться с такими понятиями, как тон и полутон. Тон – основная цветовая составляющая оттенка, полутон – меньшая составная часть. Именно полутон магически меняет «температуру» оттенка. На примере все того же цвета: зеленый является тоном, сам по себе он нейтрален, однако желтый полутон делает его теплым, а голубой – холодным. Интересно, что оранжевый цвет совершенно невозможно «охладить», он не гармонирует ни с одним из холодных полутонов.

светлые теплые цвета

Определившись, что такое тон и полутон, можно переходить к правилам их сочетания. Отлично сочетаются цвета с одним полутоном, например, цвет морской волны будет хорошо смотреться рядом с фиолетовым, разбавленным синим полутоном. Этим же правилом стоит пользоваться при желании скомбинировать теплые и холодные цвета. Например, охра, «запыленная» серым полутоном, и холодный голубой цвет, приглушенный им же, создадут приятный, ненавязчивый контраст.

Как правильно сочетать теплые и холодные цвета?

Есть несколько советов, которые пригодятся художникам, модельерам и дизайнерам. Эти советы касаются природной гармонии, объекта фокуса, цветовых контрастов и психологического восприятия цвета:

  • Для живописи необходимо помнить, что в природе очень редко встречаются чистые цвета, именно этим и обусловлены законы тональной и воздушной перспективы. Для художника важны оттенки и правильное смешение красок, ведь именно это делает цветовую палитру картины богаче. Считается, что солнечный свет, падающий на объекты, окрашивает их в теплые тона цветов. Если же свет холодный (от луны или пасмурного неба), то предметы под его лучами «холодеют». Эффекта лунного блика можно добиться с помощью голубого полутона, а холодный серый цвет добавит облачности в пасмурный день.
  • В дизайне одежды и интерьера важна игра контрастов. Если в интерьере преобладают светлые, теплые цвета и оттенки, то необходимо добавить несколько деталей или элементов декора, выполненных в холодных тонах.
  • В рекламе большую роль играет теория психологического восприятия цвета, согласно которой теплые цвета, особенно красный и оранжевый, возбуждают, а холодные оттенки, наоборот, успокаивают.

контраст

Выводы

Каждый человек индивидуален. Люди воспринимают цвета по-разному, в зависимости от психологических, физиологических и социальных характеристик. При этом живопись и дизайн – творческие сферы деятельности, а творчество нельзя ограничивать рамками и правилами. Многие люди предпочитают природную гармонию китчу, а некоторые, наоборот, ждут новых взрывных сочетаний. Представленные выше советы являются лишь подспорьем, но никак не руководством к действию.