Русский космизм: философия. Представители русского космизма
Философия русского космизма кратко изложена в этой статье. Вы познакомитесь с основными ее представителями и их идеями. Русский космизм - философия, имеющая большие традиции в культуре нашей страны. Это направление мысли объединяет, кроме философов, религиозных мыслителей, ученых, поэтов, писателей, художников. Обстановка, которая сложилась в культурной и общественной жизни России в 19 веке, во многом способствовала появлению такого направления, как русский космизм. Философия эта сегодня приобретает особенную популярность, в том числе и потому, что многие из предсказаний, сделанных космистами, уже сбылись, а другие продолжают сбываться.
Идеи П. А. Флоренского
Флоренский - один из тех, кого считают по праву одним из виднейших представителей "русского космизма". Он полагал, что есть "идеальное родство" человека и мира, их взаимосвязанность, "пронизанность друг другом". Этот мыслитель, подобно древнегреческим философам, человека и мир соотносит как микрокосмос и макрокосмос. Человек является образом и подобием всей Вселенной. Он несет в себе все, что заложено в мире. И человек, и мир внутренне бесконечны и одинаково сложны, поэтому могут считаться частями друг друга. С полным основанием можно утверждать, что биологически мир - это вселенское тело человека, а также то, что экономически он является сферой его хозяйствования.
Христианский космос Соловьева
Тема космизма наиболее полно рассмотрена Соловьевым в трактате под названием "Чтения о Бого-человечестве". Этот мыслитель считал, что человек совмещает внутри себя противоположности, сводящиеся к одной - между условным и безусловным, между вечной и абсолютной сущностью и видимостью, или преходящим явлением. Таким образом, он является и ничтожеством, и божеством.
В божественном существе Соловьев видит двуединство: единство Слова (Логоса), производящее, или действующее; и осуществленное, произведенное единство - единство тела. Вечность Бога, по его мнению, предполагает вечность человечества, однако не природного, возникающего в определенный период на Земле, а идеального, умопостигаемого. В абсолютном и универсальном человеке действительно и существенно коренится и участвует каждый из нас. Люди являются незаменимым и необходимым звеном в абсолютном целом.
Множество сменяющих последовательно друг друга фаз проходит мировой космогонический процесс. Он начинается астральной (звездной) эпохой, когда материя под действием всемирного тяготения стягивается, образуя космические тела. Завершается этот процесс созданием органической жизни и в дальнейшем ее совершенства, которым является человеческий организм. Мировая душа в человеке впервые соединяется с Логосом и осознает себя в качестве чистой формы всеединства. Природа, таким образом, перерастает саму себя. В сознании она переходит в область абсолютного бытия. Нося и воспринимая в сознании божественную вечную идею, и в то же время имея по своему происхождению тесную связь с природой внешнего мира, все мы являемся посредниками между материальным бытием и Богом.
Философия общего дела Федорова
В главном своем философском труде под названием "Философия общего дела" Николай Федоров провозглашает общепланетарные, общечеловеческие задачи эпохи, носящей название "ноосферного выбора". Внесение в природу разума и воли, то есть управление ей, является для этого мыслителя исполнением заповеди об обладании землей, данной в Библии. Управление природой - это победа над различными стихийными силами, над смертью, болезнями и голодом, перевод в мирное и созидательное русло военной мощи. Николай Федоров хорошо понимал, что цивилизация современности движется в катастрофическом направлении, поскольку основана на эксплуатации, а не на восстановлении. Он утверждал, что люди виноваты не только в зле, которое совершают, но и в зле, происходящем по бездействию, которое содействует приближению Конца. Проект "регуляции природы", разработанный в главном труде этого философа, ставит задачу внести гармонию в хаос, порядок в беспорядок, - цель, которую преследует философия русского космизма. Федоров делает конкретные предположения, включая регуляцию погоды с помощью взрыва в облаках, применяющуюся до сих пор. Он также рассматривает некоторые более глобальные проекты: как управлять движением земного шара, магнитными силами, использовать новые источники энергии и др.
В чем состояла заслуга Федорова?
Различные философские школы рассматривали космос обыкновенно как воплощение абсолютного, беспредельного, недоступного пониманию человека. Он оставался предметом восхищения, смешанного с ужасом перед небытием. Многие века созерцательное отношение к нему разделяли различные философские школы. Оно уходит корнями в глубокую древность. Заслуга Федорова состояла в том, что он привнес в науку и философию требование активно преобразовывать макрокосмос. Для мыслителя первым шагом в борьбе со временем является борьба с пространством, разъединяющим все.
Взаимосвязь внешней и внутренней природы
Пророческая идея этого философа о тесной связи человека и космоса подтверждается в научных подходах современности. Рассмотрим, например, антропный принцип, состоящий в том, что если бы в мире не было наблюдателя, то есть людей (мыслящих и чувствующих существ), то он не был бы таким, каков есть сейчас. Если бы мир был хотя бы немного другим, то нас не было бы. Ни сознание, ни жизнь не появились бы, если бы немного сместились параметры его составляющих (исчезла какая-то частица или стала бы другой). Менять человеческую природу возможно лишь, одновременно изменяя в этом же направлении мир. Поэтому когда человек, не встав на путь одухотворения и изменения себя, начинает преобразовывать или покорять природу (или мир), он неизбежно приходит к дисбалансу, к нравственному и экологическому кризису. Произведенное несовершенным человеком одностороннее вмешательство в природу (вместо разумной и сознательной регуляции) приводит к тому, что природа истощается. В итоге она обрушивается бумерангом на самого человека в виде катастрофы.
Путь воскрешения
По мнению Федорова, различные философские направления и наука идут в основном путем расчленения, разделения, анализа. Этому мыслитель противопоставляет иной путь - воскрешения как синтеза, сложения, собирания всего разложенного и разъединенного - от человеческого организма до знания. Аналитический тип мышления, преобладающий сегодня, характеризует различные философские направления и науку. Он связан с промышленной цивилизацией, умерщвляющей живые натуральные продукты земледелия и природы и готовящей из них искусственные, мертвые вещи. Таким образом, преобладание анализа связывается с сознательным или подсознательным согласием на смерть, которая и есть главный анализатор. Именно смерть разделяет на более простые элементы сложное. Напротив, воскрешение, средством которого служит, в частности, космизм в философии, - это воссоединение чего-то простого в одно сложное целое, которое предполагает приобретение преображенного качества. Все возможности и способности человечества следует синтезировать для этой задачи. Основная идея "всеобщего синтеза" заключается, таким образом, в преодолении противоречий: села и города, дела и знания, мысли и чувства, воли и мечты, науки и веры, альтруизма и эгоизма. Сегодня человечество к идее единства еще не готово, и поэтому она вполне закономерно является утопической.
Космическая философия Циолковского
Циолковский - это одна из главных фигур такого направления, как русский космизм. Философия в своей сущности рассматривалась им с опорой на мысль эпохи Просвещения. Циолковский полагал, что философия является вершиной всего научного знания, это наука наук.
Первый этап философии Циолковского
Три основных этапа можно выделить в концепции Циолковского. Первый - с 1898 по 1914 год. На этом этапе у Циолковского космизм в философии - это направление с опорой на главный принцип, который Константин Эдуардович сформулировал в 1934 году как зависимость судьбы существа от судьбы Вселенной. Не только человек подразумевается под "существом". Масштабные обобщения делает философия русского космизма. Циолковский считает, что "простейшее существо" - "атом-дух". Их совокупность составляет субстанциональную основу мира. По Циолковскому, космос - это иерархия различных существ, в которую включается и человек. Космос также является "живым существом", "воля" и "причина" которого определяет в строгих рамках поведение как человека, так и других "существ".
Второй этап космизма Константина Эдуардовича
Второй этап - с 1915 по 1923 год. Константин Эдуардович в это время уделяет основное внимание уже другим проблемам, не связанным с космосом. В частности, его интересует "научное" понимание текстов Библии, проблемы общества будущего, которые он разрешает в духе социально-утопическом ("Идеальный строй жизни", "Горе и гений" и др.), проблемы жизни и строения человеческого тела. Циолковский подчеркивает несправедливость в обществе, несовершенство отношений между людьми и др.
Заключительный этап философии Циолковского
Третий этап - с 1923 по 1935 год. Основны философии этого мыслителя покоятся на "активно-эволюционном принципе". Смысл его заключается в том, что от космического разума зависит судьба Вселенной, то есть от преобразовательной деятельности человечества и иных космических цивилизаций. Принцип этот обосновывается Константином Эдуардовичем во многих брошюрах и статьях ("Живая вселенная", "Космическая философия", "Монизм Вселенной" и др.).
Интересно, что у Циолковского "активно-эволюционный" смысл сосуществует с более традиционным принципом о том, что от судьбы Вселенной зависит судьба существа. Это создает некоторые трудности, когда изучается философия русского космизма (кратко) Константина Эдуардовича на завершающем этапе. Важнейшие ее принципы, лежащие в основе научной картины мира и метафизики Циолковского, - это принципы атомистического панпсихизма, эволюции, самоорганизации, бесконечности, монизма.
Принцип атомистического панпсихизма
С пониманием материи Циолковским напрямую связан его принцип атомистического панпсихизма. Мыслитель говорил, что все тела во Вселенной имеют одинаковое начало, сущность, называемую духом материи (субстанция, начало, сущность, атом в идеальном смысле). Основные философские теории Платона основывались на подобной идее. По Циолковскому, "атом-дух" ("первобытный дух", "идеальный атом") - сущность или неделимая основа мира. Она одинакова везде. Животное, как и Вселенная, является вместилищем бессчетного числа атомов-духов. Она состоит именно из них, а материи в прежнем ее понимании не существует. Есть лишь нематериальное, неуничтожаемое, всегда чувствующее, созданное раз и навсегда или существовавшее всегда. "Атом-дух", таким образом, - элемент метафизической субстанции, которая лежит в основе мира и отличается от принятых современной физикой элементарных частиц. Материя едина, а значит во всей Вселенной основные ее свойства должны быть одинаковыми. Из этого следует, что существует:
- единство духовного и материального начал всей Вселенной;
- единство неживой и живой материи;
- единство Вселенной и человека, то есть участие людей в космической эволюции;
- выводимость из метафизики космоса этических норм.
Бесконечность Вселенной и эволюция
Циолковский распространял принцип бесконечности на мир как целое, а также на свойства времени и пространства, строение элементарных частиц, ритмы космической эволюции, иерархию уровней систем космоса, отсутствие пределов экспансии во Вселенной. По Циолковскому, Вселенная бесконечна во времени и в пространстве. Она включает в себя иерархию космических структур, также являющуюся бесконечной: от атомов до различного уровня сложности "эфирных островов". Мысль его о том, что во Вселенной возможно существование множества космосов, была намного опережающей свое время. Сегодня она развивается в квантовой космологии.
Ключевыми для космической философии и научной картины мира, вытекающей из нее, являются также принципы эволюции и самоорганизации. "Все живо", то есть все способно к бесконечной эволюции и самоорганизации. Константин Эдуардович не соглашался с рассмотрением космической эволюции как деградации.
Рождение и смерть
Циолковский рассуждает о "воле Вселенной". Так как она является началом всех вещей, все вокруг порождено ею, то и человек зависит от нее. Его воля - это лишь проявление воли Вселенной. Метафизика судьбы человека в контексте так называемой живой Вселенной заключается в том, что смерти не существует. Она "сливается с рождением" в процессе распада и возникновения "атомов-духов". Новая жизнь разрушима, однако разрушение это сливается с новым рождением. Бесчисленное количество раз будут повторяться разрушения и смерти, однако все они являются не просто исчезновениями, но одновременно и возникновениями. Души, согласно этой философии, не существует, однако в ритмах вселенской эволюции жизнь непрерывна, могущественна, счастлива, не прекращалась никогда и никогда не прекратится, ведь субъективного ощущения времени не существует во временно мертвом веществе.
Человек - не вершина эволюции
Константин Эдуардович полагал, как и другие космисты, что человек отнюдь не является вершиной эволюции. Он считал, что человечество должно двигаться вперед, ему предстоит прогресс в отношении ума, тела, нравственности, технического могущества и познания. Нечто невообразимое, блестящее ждет его впереди. На Земле по истечении множества лет не останется ничего несовершенного. Будет лишь хорошее, и к этому неизбежно приведет сила разума. Современный космизм - программа становления всего человечества, а идеи Циолковского можно рассматривать как перспективный вариант ее осуществления. Лишь для Константина Эдуардовича характерен в космизме такой подход к человеческой судьбе. Он является альтернативой подхода активно-эволюционного.
Русский космизм и современная цивилизация
Вышеперечисленные мыслители - это, конечно, не все представители философии русского космизма. Однако мы постарались отобрать самые значимые имена. В наши дни технологии бурно развиваются, что приводит к кризисным явлениям, трансформировавшимся в глобальные проблемы еще в конце 20 века. Они связаны, в частности, с экологией. Философия 20 века уделяет все больше внимания этому вопросу. Научную рациональность всегда включала в себя культура техногенной цивилизации. Она была направлена на то, чтобы преобразовывать внешний мир согласно потребностям человечества. Русский космизм - философия, в которой была предпринята попытка возродить идею о том, что между космосом и человеком существует органичная связь.
Важнейшее в философии космизма
Очень отчетливо в философии космизма обозначились 2 аспекта взаимовлияния космоса и человека. Человек, с одной стороны, воспринимался в качестве неотъемлемой части космоса, которая зависит от космического целого во всех своих проявлениях. Сам человек, с другой стороны, выступал как фактор эволюции. Он таким образом развивал свои способности, что, создавая новую технологию и технику, стал активно воздействовать на внешний мир. Космисты предупреждали последующие поколения о том, что возможны негативные последствия не ограниченной и безудержной эксплуатации природы.
Это направление, тем не менее, широкого распространения не получило. Философия 20 века развивалась в основном в ином русле. А это направление повторило судьбу множества других философских течений - тех, продуктивные идеи которых существенно опережали свое время. Однако в современной ситуации, когда налицо экологический кризис, приобретает все большее значение поиск "общего дела". И тогда приходит на помощь философия русского космизма Вернадского, Федорова, Циолковского и др. Идеям этих мыслителей еще предстоит сыграть свою роль.
Похожие статьи
- Что такое ноосфера? Учение Вернадского о ноосфере
- Краткая биография Циолковского Константина. Интересные факты и фото
- История философии кратко
- Научная картина мира: мировоззрение
- Формула Циолковского: использование и пример
- Павел Флоренский: биография, деятельность и интересные факты
- Космополитизм - это идеология, стирающая границы