Понёва - это элемент русского народного костюма, женская юбка из нескольких кусков ткани

0
0

Поневой называется предмет русского народного гардероба (юбка). Ее носили в основном замужние женщины. Народный костюм понева изготавливался из кусков различной материи, но чаще всего из шерсти с расцветкой в клетку. Носить его можно было также просватанным девушкам и при достижении зрелости.

понева это

Так что означает это слово? Оно с древнего славянского переводится как «кусок ткани» или «полотенце». Понева была очень популярна на юге Руси и в Беларуси. Ученые считают, что первые такие наряды возникли в девятнадцатом веке в деревнях. До этого момента женщины носили рубаху с удобным сарафаном.

Юбка-понева носилась с кичкой. Девочки до 15-16 лет носили рубахи до надевания поневы. Эти рубахи опоясывали поясами, изготовленными из шерсти. Обряд по надеванию юбки-поневы проводился при взрослении девочек. В нем обязательно участвовала мать. При этом обряде девушка практически «вскакивала» в эту юбку. С этого момента к ней можно было уже свободно посылать сватов.

В основном женщина, которая надела поневу, ее не снимала уже в течение своей жизни. Но с возрастом покрой менялся, а именно число ярг (кусочков ткани). В те времена у рядовой крестьянки было около 10-15 понев. Все они имели собственное предназначение (Рождество, Пасха, поездки, похороны и прочие поводы).

Ткань

Ткань изготавливалась на специальном станке, имевшем ширину около 35 см. Следовательно, в основном состояла понева из трех полотнищ. Надевать ее нужно было поверх рубахи, после чего следовало обернуть вокруг бедер гашником – шнуром из шерсти. Таким образом юбка укреплялась. Интересно, что то, как носили юбку, существенно отличалось в разных регионах. Иногда на нее надевали передник или фартук. Понева в зависимости от кроя могла быть «глухой» или «открытой». Первые – не распахивались, в то время как вторые делали это легко.

что надевали поверх поневы

Как уже говорилось, русская понева имела несколько видов. Одним из них считалась юбка с прошвой – добавочный кусок, но уже остальных по ширине. Его нашивали с передней или боковой стороны. Прошва могла быть изначальной деталью, при этом она отличалась в любом случае по узору или ткани. Хотя понева с таким элементом гораздо позднее появилась. Между прочим, по прошве также можно было определить какие-то детали. Она являлась неким опознавательным знаком. Так, белая прошва с тонкой вышивкой говорила о том, что женщина горюет из-за чьей-то смерти.

Несшитая понева изготавливалась из 4 частей. При этом 3 были клетчатой расцветки, а из одноцветной шерсти изготавливалась прошва. Детали с помощью шнура-вздержки соединяли. Место, в котором была прошва, оформляли тканью с орнаментом или вышивкой.

Важна была также расцветка поневы. В основном она зависела от региона. Хотя теперь принадлежность сложно четко установить.

Что в себе таила юбка-понева?

Как уже выяснилось выше, понева – это юбка. По цветам и орнаментам ее можно было выяснить, сколько лет ее хозяйке, сколько у нее есть детей, какой имеет достаток и прочее. Эти юбки носили женщины до ХХ века. Длина поневы достигала середины голеней, реже доходила до щиколоток. Также это зависело от места проживания.

При этом если юбка во время работы мешала, ее можно было подворачивать или прятать за пояс. Это делали на работе и на различных праздниках. Таким образом женщина хвасталась искусно расшитым подолом. Изначально, как только данная одежда появилась, между собой составные части не сшивали. Они держались только при помощи пояса.

русская понева

Виды понев

Юбки были двух видов: праздничные и повседневные. Последние изготавливались из грубой шерсти. Модели были достаточно короткими и имели немного украшений и узоров. Первые же являлись целым искусством! Для них брали качественную, дорогую шерсть. Для различных праздников она была длинной, обшитой тесьмой или кружевами, шнурами, усыпанной блестками.

При этом все эти элементы располагались не хаотично. Они размещались по вертикали и горизонтали строгими полосками (в местах стыков ткани). У молоденьких женщин юбки были самые яркие и расшитые. Ну и, соответственно, если возникает вопрос «что надевали поверх поневы?», то ответ на него один – ничего! Юбка сама являлась украшением для женщин.

Понева не была обычной одеждой. Целым обрядом сопровождалось одно ее надевание! А какие узоры, цвета, украшения, особенности ткани! В свое время понева была «опознавательным» знаком: по ней определяли, стала ли девочка взрослой, она сосватана или замужем уже. В то время женщины отличались огромной скромностью, чтобы говорить открыто о своем желании найти мужа.

Чем еще интересна понева?

Поклонники фильмов об истории Европы и исторических романов знают о «килте» – национальном наряде шотландских мужчин, кроме того, о том, что раньше определяли по характеру и цвету клеток килты, к какому клану принадлежал человек.

Но при этом мало кто знает, что и в нашей стране в начале двадцатого века по клеткам поневы можно было выявить уезд, губернию, а также деревню, откуда родом женщина.

Археологические находки подтверждают и данные этнографов. Данная традиция идет из глубины веков. Например, женщины племени вятичей, которое когда-то занимало Орловскую, Калужскую, Тамбовскую и Рязанскую области, предпочитали клетчатые синие поневы. А вот западнее клетки ее были уже красными.

На границе Тульской и Рязанской губерний понева – это юбка красного цвета. По ней пропущены чёрные и белые нити.

понева из трех полотнищ

На севере Рязанской губернии понева – это юбка тёмно-синих или чёрных оттенков с клетками из белых и цветных нитей.

А около Касимова были актуальны красные юбки в клетку синего цвета.

Число же украшений, цвет вышивки и узор на наряде всегда говорили о достатке, детях хозяйки, а также о ее возрасте. То есть просто посмотрел на наряд, и сразу стало понятно, какой человек перед тобой стоит. Это отличительная черта русской одежды.

Развитие

Есть мнение, что древнейшие виды этих юбок представляли собой 3 несшитых полотнища. Как уже говорилось выше, ширина станка была 35 см, поэтому и полотнищ было несколько. Потом полотнища начали сшивать, оставляя только один разрез – на боку или спереди. В этом виде тёплые, удобные и нарядные поневы дожили в некоторых деревнях и до прошлого столетия.

Описание

Понева – это юбка, такая же по длине, как и простая рубаха – до щиколоток или икр. Это зависело от традиций определенной местности. В каких-то местах ее спускали ниже талии, или, напротив, старались поднять повыше. Для удобства во время работы углы юбки прятали. Называлось это – носить ее «кульком». Также поневы подворачивали на праздниках для демонстрации вышитого подола рубахи, о чем уже говорилось в статье выше.

юбка понева

Основные различия

Юбки различаются по расцветке и крою. По покрою выделяют распашные поневы, сбоку или спереди открытые и глухие, с прошвой.

Оба типа характерны областям юга России. Например, среди распашных понев в Смоленской губернии выделяется растополка. У нее одно полотнище находится спереди, а 2 сзади, поэтому открытыми оказываются сразу два бока. Также была разнополка, которая состояла из трех полотнищ различной длины. Из них короткое находилось справа, а 1/3 первого и третьего носили, отворачивая и потом перекидывая через пояс.

несшитая понева

Интересно, что в Пензенской, Рязанской, Орловской, Калужской, Воронежской, Курской, Тамбовской губерниях юбка была спереди открыта; её носили, подтыкая за пояс углы. Вариантом была понева-плахта с небольшим разрезом спереди, которая была в Трубчевском и Севском уездах Орловской губернии. Она состояла из двух полотнищ, сшитых наполовину. В Орловской и Рязанской губерниях также носили гофрированную юбку.

народный костюм понева

Распашные поневы

Распашные поневы в народе называли «растополками» или «разнополками». Были и «глухие», сшитые полностью наподобие юбки. К трем традиционным полотнищам в этом случае добавлялось 4-е – «прошва». Делали его из другой материи, при этом оно было короче, и его надставляли снизу «подподольником» из части ткани, из которой делали остальные. Получалось внешне что-то вроде передничка.

Прошву украшали вышивкой, характер которой зависел от лет женщины – конечно, самые нарядные носили молодицы и незамужние девушки, пожилые же ограничивались полоской яркой тесьмы, расположенной по крайней части подола. При этом белая с черной вышивкой прошва была признаком траурного, «горемычного» наряда.

Поневы с прошвой - это, видимо, явление более позднее. Крестьянки, собираясь в город, распашную поневу распускали, поскольку было зазорным в городе ходить в подоткнутой юбке.