Пример самоанализа урока в школе
Любой пример самоанализа урока по ФГОС является важным элементом педагогической деятельности. С его помощью педагог выявляет свои ошибки, прикладывает определенные усилия для того, чтобы справиться с ними.
Учитывая важность данного вопроса, приведем конкретный пример самоанализа урока по ФГОС.
Важность самооценки
Если учитель не умеет проводить анализ своей работы, он не соответствует профессиональным требованиям, выдвигаемым федеральными стандартами второго поколения. Сложнее всего оценивать свой урок молодым специалистам, так как у них нет опыта по распределению временных рамок каждого этапа, внедрению методических приемов, выбору методик преподавания.
Алгоритм проведения
Самоанализ урока в начальной школе, пример которого будет приведен ниже, осуществляется по определенному алгоритму, указанному в новых образовательных стандартах. Для корректной оценки собственной деятельности учитель должен ориентироваться в типе урока, его целях, задачах, структуре.
Например, по ФГОС выделяют урок объяснения нового материала, закрепления знаний, их контроля. В самоанализе педагог должен указать тот тип учебного занятия, который им выбирался. Если на одном уроке предполагается сразу несколько элементов работы, его считают комбинированным занятием.
Схема проведения самоанализа учебного занятия
Пример самоанализа урока имеет определенную структуру. Сначала педагог дает краткую характеристику класса, в котором проводится учебное занятие. Подразумевается анализ межличностных отношений, особенностей психологического и биологического развития, уровня подготовки. Педагог указывает место урока в рассматриваемой теме, его связь с предыдущими занятиями.
Самоанализ урока учителем, пример которого будет приведен ниже, предполагает характеристику основной цели урока, пояснение плана занятия, позволяющего достигать желаемого результата.
Специфика оценки деятельности современного педагога
В оценку своей деятельности учитель также включает содержание учебного материала, выбранные им методы и приемы обучения, форму организации полноценной познавательной деятельности.
Особое внимание отводится на соответствие реального урока планируемому занятию, подтверждение оптимальности выбранной методики обучения, оценке УУД.
Любой пример самоанализа урока математики, русского языка, окружающего мира, химии, должен продемонстрировать коллегам профессиональные качества, наличие критического мышления, постоянное самосовершенствование учителя.
Пример оценки урока по русскому языку (5 класс)
Приведем пример самоанализа урока русского языка.
Класс, в котором был проведен урок, имеет серьезные проблемы с поведением. В нем учатся ребята, которые обладают творческим мышлением, способностью к анализу, синтезу.
- Тема урока: разговорная речь в русском языке.
- Цель урока: формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, упрощающей общение на русском языке.
- В ходе урока планировалось совершенствование творческих способностей при коллективном обсуждении, осознание школьниками важности изучения русского языка.
Этапы занятия прослеживаются в логической последовательности, есть переход между ними, уделено внимание завершению занятия.
Рассматриваемый пример самоанализа урока является примером рационального использования педагогических приемов и технологий: рассказа, беседы, проектной деятельности.
Цель, поставленная в начале урока, достигнута в полном объеме, благодаря дифференцированному и лично-ориентированному приему.
Интерес школьников к материалу урока проявился во время выполнения практической работы. Они получили возможность к самореализации, проявлению творческих способностей.
Вариант самоанализа урока литературы
Приведем еще один пример самоанализа урока, сделанный учителем с большим педагогическим стажем.
Урок является первым в разделе, касающимся изучения истории Москвы в литературных произведениях классиков. При его разработке учитывались психолого-педагогические характеристики, сформированные общеучебные умения, индивидуальные особенности.
На уроке были реализованы принципы:
- направленности обучения на комплексное решение педагогических задач;
- последовательности и систематичности формирования навыков и умений;
- переход от простых заданий к сложным вопросам.
Современные технические средства обучения способствовали мотивации к изучению иностранного языка. Тип урока: изучение классики (произведений Булгакова) с межпредметной интеграцией истории России.
Задачи, решавшиеся на этом уроке, полностью реализованы. Учащиеся проявили максимальную активность, отвечали на вопросы, обсуждали проблему.
Они показали свою самостоятельность в процессе работы с классической литературой, при составлении индивидуальных ответов, смогли накопить достаточно обширный материал по истории родного края, связать их с местами, указанными в книгах Булгакова, обогатить страноведческие знания. Логика урока, смена деятельности, позитивная образовательная среда дали возможность избежать перегрузки учащихся.
К началу урока класс и необходимое оборудование были полностью подготовлены. Старшеклассники быстро вошли в деловой ритм, показали свою готовность к активной учебно-познавательной деятельности.
Акцент на домашнюю работу
При проверке домашней работы удалось выявить определенные проблемы. Факты из истории Москвы, которые приводили ученики, ограничивались рамками учебника истории, поэтому сложно было раскрывать смысл произведений Булгакова. Полагаю, что причина в недостаточном количестве свободного времени у старшеклассников на качественное выполнение домашнего задания по английскому языку. Высказывания получились краткими, касались только популярных достопримечательностей столицы.
Учащиеся неплохо справились с заданиями викторины. Отвечая на них, они использовали знания, приобретенные на уроках литературы и истории, что подтверждает межпредметную интеграцию урока.
С интересом они выполняли лексические задания, искали синонимы, определения в тексте русского классика. На уроке применялась групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность, осуществлялась смена видов деятельности, а также форм работы. Урок прошел в хорошем ритме, на высоком уровне.
Школьники продемонстрировали достаточный уровень самостоятельности, познавательную активность.
Вариант самоанализа урока математики (6 класс)
Самоанализ проведенного урока, пример которого приведен ниже, составлен в соответствии с федеральными стандартами второго поколения.
- Тема урока: «Составление и решение пропорций».
- Цели урока: формирование на основе требований ФГОС ООО личностных образовательных результатов.
- В качестве основных задач, поставленных на урок, выделим формирование научного мировоззрения, готовности к самообразованию и саморазвитию, совершенствование коммуникативной культуры.
Особое внимание уделялось метапредметным образовательным результатам: умению самостоятельно организовывать свою деятельность, проводить ее корректировку, сравнивать действия с поставленными задачами, решать пропорции.
Урок был направлен на формирование математических навыков, мотивацию к познанию и обучению, имел комбинированный характер.
Для актуализации знаний и навыков школьников им было предложено выполнение расчетных задач.
Занятие стало логическим продолжением темы, было составлено с учетом индивидуальных особенностей школьников, их творческого потенциала, уровня самостоятельности. Урок был проведен в полном соответствии с требованиями новых государственных стандартов.
Цели, поставленные учителем на данное учебное занятие, достигнуты в полном объеме.
Самоанализ в начальной школе
Приведем пример самоанализа урока по окружающему миру (2 класс).
- Тема урока: «Про собак и кошек».
- Выбрано занятие, подразумевающее изучение нового материала. Урок тесно перекликается с предыдущим материалом, является звеном к следующим занятиям по окружающему миру.
- Целью являлось обучение младших школьников работе с дополнительными литературными источниками, формирование навыков систематизации информации, основанной на научных фактах.
На уроке были решены следующие задачи:
- расширены представления обучающихся о домашних животных;
- сформированы знания о породах собак и кошек;
- даны представления об истории развития отношений между человеком и домашними питомцами;
- сформированы познавательные процессы (внимание, мышление, память), коммуникативные навыки;
- воспитывалось чувство ответственности за питомцев.
Для урока был использован учебник «Окружающий мир» А. Плешакова.
Предполагалось включение учащихся в виде субъектов деятельности на определенных этапах данного урока. В ходе занятия использовался компетентностно-ориентированный подход к обучению.
Для достижения поставленных целей, применялись следующие методики:
- словесные беседы на этапе рефлексии, а также для активизации познавательной деятельности;
- наглядные пособия при объяснении нового материала;
- практическая работа с элементами исследования.
Проблемно-поисковый метод позволил решить задачи, поставленные на урок. Учителю удавалось поддерживать познавательную активность обучающихся.
Содержание материала и виды деятельности, применяемые на уроке, соответствовали индивидуальным особенностям школьников. Особое внимание уделялось смене разных видов деятельности, что позволило избежать физической и эмоциональной перегрузки детей.
Высокую работоспособность удавалось поддерживать с помощью реализации личностно-ориентированного подхода, рационально подобранных вопросов и заданий. Динамичность обеспечивалась сменой видов деятельности, высокой степенью самостоятельности школьников.
Учитель дал возможность каждому ребенку проявить его творческие способности, проанализировать личностные достижения. Урок в полной мере достиг цели.
Важные моменты самоанализа по ФГОС
Как провести самоанализ урока русского языка? Пример, предложенный для урока по окружающему миру, содержит структуру, которая является универсальной для любой учебной дисциплины. Безусловно, в зависимости от специфики предмета, в ходе самоанализа педагог отмечает определенные детали, но общая схема пояснения своей деятельности коллегам, остается неизменной.
Пример самоанализа урока литературы должен содержать информацию, касающуюся использования чтения для формирования и развития коммуникативных навыков. Учитель химии в самоанализе учитывает сформированность практических умений обучающихся, преподаватель обществознания выделяет моменты, касающиеся социализации подрастающего поколения.
Заключение
Самоанализ является важным элементом федеральных стандартов нового поколения. При правильном и полном составлении оценки собственной деятельности, педагог получает гораздо больше шансов на признание его профессионализма, компетентности. Проведя самоанализ, учитель может самостоятельно оценить свою работу, внести определенные корректировки в методику преподавания предмета.