Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" № 75-ФЗ от 07.05.1998
Российская пенсионная система контролируется властями. При этом существуют как государственные пенсионные инстанции, так и независимые. Деятельность органов из негосударственной группы регулируется 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Особо важные положения этого нормативного акта будут рассмотрены в статье.
Негосударственная пенсионная система: общая характеристика
Для начала стоит разобраться с тем, что вообще называется пенсионным фондом негосударственного типа. Закон говорит об особого вида организации, в полномочия которой входит обычное и досрочное пенсионное обеспечение, а также пенсионное страхование. Деятельность фонда осуществляется на основании специальной лицензии.
Между самим фондом и его вкладчиками должен быть заключен специальный пенсионный договор. Так, вкладчик обязуется уплачивать взносы, а фонд берет ответственность по выплате своему клиенту негосударственной пенсии. Существует и другая форма договора, речь в которой идет о пенсионном страховании обязательного типа. Согласно такому документу, фонд обязуется выплачивать застрахованному гражданину накопительную или срочную накопительную пенсию.
О создании фонда
Разобравшись с тем, какие цели преследует негосударственный пенсионный фонд, стоит обратить внимание на процессы по формированию такой организации. Согласно статье 4 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", сам фонд может быть сформирован только в форме акционерного общества. Акционеры обладают правами на участие в управлении организацией. Выпуск акций возможен только в обыкновенной форме.
Как и в случае с любой другой акционерной организацией, негосударственный пенсионный фонд не имеет возможности отвечать по обязательствам своих представителей. При этом сами акционеры обязаны нести ответственность по обязательствам фонда. Работа с векселями, выдача займов, оплата акций через зачет финансовых требований - все это не допускается в пенсионном фонде негосударственного типа.
В статье 5 рассматриваемого нормативного акта говорится о государственной регистрации фонда. Согласно закону, созданная организация должна получить специальную лицензию и документ о внесении в единый государственный реестр юридических лиц. Документ может быть получен только от Банка России, который, к слову, и ведет представленный реестр.
О полномочиях фонда
Негосударственные пенсионные фонды обладают рядом законных обязанностей и полномочий. Вначале следует рассказать о полномочиях организации, коих существует немало. Вот что регламентирует закон:
- разработку правил фонда (правила могут быть объединены в устав);
- заключение пенсионных договоров и документов о пенсионном страховании обязательного типа;
- аккумулирование пенсионных взносов и накоплений;
- разработка пенсионных счетов;
- заключение договоров об оказании услуг по техническому обеспечению;
- определение инвестиционной стратегии;
- создание специальных пенсионных резервов, размещение в них финансов;
- заключение договоров с компаниями, реализующими управляющие функции;
- расторжение договоров с компаниями, имеющими управляющие функции;
- принятие мер для обеспечения сохранности финансов фонда и т.д.
Все представленные функции характерны для акционерных обществ, коими и являются независимые от государства пенсионные фонды.
Требования к договорам
Пенсионная система в России подвержена особому контролю. Все-таки, именно эта структура призвана обеспечивать жизнедеятельность крупнейшей категории населения. К пенсионным фондам негосударственного характера также устанавливается ряд важнейших требований. Закрепляются они в статье 9 №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Так, устанавливается ряд правил в отношении пенсионных договоров. Согласно закону, они должны содержать:
- виды пенсионных схем;
- перечень оснований для начисления пенсии;
- процесс внесения взносов в фонд;
- положения об ответственности фонда перед клиентами;
- порядок расчета суммы выкупного характера;
- характеристика методики осуществления актуарных расчетов;
- определение оплаты услуг фонда и другое.
Если же говорить про страховые договоры, то документы подобного рода должны включать в себя:
- порядок инвестирования финансов;
- положения об ответственности организации;
- правила заключения, изменения или ликвидации договора;
- обязанности и права всех сторон, заключивших договор и т.д.
Каждая отдельная организация может устанавливать какие-то свои требования. Важно только одно: чтобы они не противоречили 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
Обязанности фонда
Стоит также обратить внимание на обязанности участников пенсионной системы негосударственного типа. В статье 14 рассматриваемого нормативного акта указывается следующее:
- обязанность реализовывать свои профессиональные функции только в строгом соответствии с нормами рассматриваемого федерального закона;
- реализация учета сведений об отдельных вкладчиках, застрахованных лицах или участниках пенсионной системы;
- бесплатное предоставление вкладчикам и застрахованным лицам информации о состоянии пенсионных счетов;
- реализация выплат негосударственных пенсий или выкупных сумм в строгом соответствии с условиями пенсионного договора;
- уведомление участников системы о наступлении гарантийного случая;
- организация качественной системы управления рисками.
Взаимоотношения с российским Центральным банком входят в отдельную группу обязанностей негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Согласно закону, они обязаны своевременно предупреждать ЦБ о заключении или изменении договоров с управляющими компаниями, обеспечивать возможность предоставления в Банк документации электронного типа, отчитываться об итогах аудита и т.д.
Собственность организации
В главе 4 Федерального закона 75-ФЗ от 07.05.1998 г. рассказывается о правилах управления имуществом фондов. Согласно статье 16, собственность рассматриваемых обществ делится на три группы: это собственные средства (необходимые для обеспечения акционеров и директоров) и пенсионные накопления. В состав пенсионных накоплений входят также страховые резервы фонда. За счет чего формируется все представленные группы финансов? Согласно закону это:
- целевые поступления;
- доходы фонда от размещения резервов;
- пенсионные взносы;
- иное имущество, которое может быть определено по решению директорского совета организации.
Российский Центральный Банк устанавливает нормативный размер резервов для соответствующих пенсионных схем.
Контроль над фондом
Контрольно-надзорная деятельность в отношении пенсионных негосударственных фондов может иметь две формы: государственную и внутреннюю, то есть организационную. В первом случае речь идет о проверках деятельности Центробанком РФ, о направлении отчетов в специальные государственные органы и т.д. В случае же с внутренней проверкой следует отметить ряд важнейших процедур, среди которых проведение аудирования и актуарное оценивание. Ему подлежит вся деятельность фонда. Так называемые актуарии проверяют, насколько НПФ способен отвечать по своим обязательствам перед клиентами.
В случае с аудиторской деятельностью все несколько иначе. Проверке должны быть подвергнуты все имеющиеся документы, договоры и отчеты организации. Особенное внимание приковывается к сравнению действующей документации с изначальными, учредительными документами фонда. К слову, к ним относятся устав фонда и дополнения к нему. Сам устав должен содержать наименование фонда, максимальную долю от доходов, состав попечительского совета и совета директоров.
Система управления фондом
Чуть подробнее нужно рассказать про структуру фонда. Согласно статье 28 рассматриваемого нормативного акта, в состав органа входит совет директоров (он же наблюдательный совет), а иногда и совет попечителей (оба совета могут быть объединены). Не может быть допущена передача полномочий организации управляющего типа или одному управляющему в виде ИП.
Чем занимается попечительский совет? Здесь стоит выделить принятие решений о реорганизации, изменение устава или максимальной доли и т.д. Все обязанности представителями попечительского совета реализуются на безвозмездной основе. Стоит также отметить, что в совет должны входить не менее 5 человек, рекомендации которых были предварительно рассмотрены советом директоров или собранием акционеров.
О реорганизации и ликвидации фонда
Реорганизация негосударственного пенсионного фонда может быть выполнена в нескольких формах: путем присоединения, слияния, разделения или выделения. Другие формы реорганизации не допускаются.
Вопрос о необходимости реорганизационных вопросов поднимается на общем собрании акционеров. После принятия соответствующего решения подается уведомление в Банк России (максимальный срок подачи такого документа составляет три дня). Уведомление должно содержать следующую информацию:
- о порядке реорганизационных процессов и сроках их проведения;
- о предполагаемом результате процессов.
Заинтересованными лицами в данном случае признаются акционеры и кредиторы. Отказ Банка России в осуществлении реорганизационной процедуры, если таковой последует, может быть обжалован.
Немного по-другому ситуация обстоит с ликвидацией. Все накопленные средства должны быть переданы в ПФР. Требования вкладчиков и участников общества необходимо полностью удовлетворить, но только не за счет накоплений пенсионного типа. Должна быть создана специальная ликвидационная комиссия, функции которой приобретают приоритетный характер. Деятельность фонда прекратится после исключения соответствующих сведений из государственного реестра о юридических лицах.
Обязательное пенсионное страхование и досрочное пенсионное обеспечение
Любой негосударственный фонд, получивший от ЦБ РФ лицензию на осуществление профессиональных полномочий в области пенсионного обеспечения, имеет возможность осуществлять и пенсионное страхование. Вот какими обязанностями обладает такой фонд:
- бесплатно предоставлять пользователям информацию о состоянии счетов;
- отражать на счетах результаты инвестирования пенсионных средств;
- осуществлять выплату накопительной пенсии, срочной пенсии или выплаты единовременного типа;
- извещать граждан о временной невозможности передавать часть средств на формирование пенсии накопительного характера.
К досрочному пенсионному обеспечению негосударственного характера также закрепляется ряд требований. Касаются они, в основном, списка профессий, регламентированного в ФЗ "О страховых пенсиях".
Рейтинг НПФ
Какие негосударственные пенсионные фонды наиболее известны на данный момент? Максимальный уровень надежности, согласно журналу "Пенсионное решение", установлен у АО "Газфонд". На втором месте числится "Волга-капитал" с 13%-ной доходностью. В рейтинге НПФ "Доверие" стоит на третьем месте. У этой организации установлена очень высокая степень надежности. Далее следует выделить АО "Европейский", НПФ от "Сбербанка", "ВТБ", "Росгосстраха" и "Нефтегаранта". Прочие фонды либо распространяют свое действие на конкретные регионы, либо являются дочерними предприятиями других, более крупных компаний.
Похожие статьи
- Пенсия госслужащих: порядок назначения, размер и расчет
- Пенсии в Украине: виды, минимальный размер, порядок начисления и выплаты
- Пенсионный возраст в Германии для мужчин и женщин
- НПФ "Согласие": отзывы клиентов и сотрудников
- Что такое непрофильные активы банка?
- Выход на пенсию в России: полезная информация для будущих пенсионеров
- Банки для пенсионеров. Условия и порядок получения кредита