Основные виды композиций в искусстве
Искусство, ступающее по тонкой грани гармонии, должно быть в рамках чего-то строгого, четко очерченного, незыблемого, что не позволит ему сделать этот легкий шаг от загадочного, прекрасного к некрасивому и косному. Этой сдерживающей единицей является композиция, ее типы, законы, приемы. Именно она делает все произведения искусства такими гармоничными и законченными. В статье мы разберем это понятие, виды композиции, воплощение их в различных областях этой прекрасной сферы.
Что такое композиция?
В самом общем значении слова композиция - это главный организующий элемент абсолютно любой художественной формы. Именно его задача - придать творению цельность и единство, показать мысль художника понятной и законченной, соподчинить все компоненты произведения, сложить их в систему.
Виды композиций в живописи, изобразительном искусстве, например, связаны с четким размещением рисуемых предметов в пространстве, гармоничным соотношением объема, размера, света и тени. В иных областях искусства есть свои составляющие композиции.
Приемы в композиции
Кроме видов композиции, немаловажно знать и ее приемы. Их несколько:
- Асимметрия и симметрия.
- Динамика и статика.
- Определенный ритм.
- Золотое сечение.
- Центр произведения - смысловой либо композиционный.
Законы композиции
Композиция любого произведения подчиняется законам. Это:
- Жизненность.
- Новизна.
- Воздействие.
- Равновесие.
- Подчиненность.
- Контраст.
Виды композиций в искусстве
Удивительно, но все графические, скульптурные, архитектурные композиции можно разделить всего на три вида:
- пространственные;
- фронтальные;
- объемные.
Разберем каждый вид детально.
Фронтальный вид
Иное название фронтального вида композиции - плоскостный. Сюда относится весь спектр произведений, созданных в одной плоскости:
- фотографии;
- живописные полотна;
- веб-страницы;
- плакаты;
- гобелены;
- витражи;
- листовки;
- графические рисунки и проч.
Глубина пространства здесь передается на изображении массой способов: цветовые пятна, игра света и тени, перспективные сокращения. Однако они лишь создают иллюзию объемности изображения, в то время как фактически оно лежит на плоскости.
Нельзя не отметить, что к плоскостному виду композиции относятся не только произведения с гладкой поверхностью, но и имеющие рельеф - выпуклые элементы на плоскости. Такая переходная форма между объемом и плоскостью получила название фронтально-объемной композиции.
Рельеф помогает усугубить иллюзию глубины пространства за счет постоянно или незначительно изменяющегося своего уровня. Чем больше число выступающих элементов и чем глубже рельеф, тем более произведение дальше от фронтального и ближе к объемному. Замысел художника передают следующие разновидности рельефов:
- Барельеф (низкий рельеф) - орнамент, скульптурная композиция, лишь немного выступающая над плоскостным изображением.
- Горельеф - в этом случае скульптурная композиция выступает на 3/4 над плоскостным фоном.
- Обратный рельеф - скульптурное изображение не выступает над плоскостью, а как бы вдавлено внутрь нее.
- Глиптика - изображение находится на одном и том же уровне с плоскостью всего произведения, но при этом его контуры художником глубоко вырезаны.
Объемный вид
Еще один основной вид композиции - это объемный. К нему относится развитие сюжета, композиции в трехмерном пространстве: у произведения на плоскости обязательно присутствует глубина. Данный вид характерен для:
- скульптуры:
- декоративно-прикладного искусства;
- малых архитектурных произведений;
- автомобилей;
- рекламных трехмерных форм;
- упаковок;
- дизайнерских промышленных или бытовых творений и проч.
Объемное произведение обладает следующими отличительными чертами:
- Оно обязательно трехмерное, его можно рассматривать со всех сторон. При этом чем больше пространства это творение окружает, тем больше создается впечатлений о его внешнем виде, пластической конфигурации.
- Если форма композиции монументальна, а внутреннее пространство между ее элементами невелико, то она кажется зрителю плотной, сплошной. Если же проемы, расстояния между составляющими увеличатся, то мы заметим, как композиция начнет превращаться в легкую, динамичную.
- Общая форма такого творения находится во взаимодействии с пространством внутренним.
- Произведение при всей сложности своей формы выглядит единым, цельным объектом. Объем формы выделяется в пространстве.
- Внешнее пространство только окружает композицию, но не проникает в нее.
Пространственный вид
Продолжаем разбирать, какие виды композиции существуют. Еще один - пространственный, для которого важны размеры пространства, в котором заключено произведение. При этом каждому, даже малейшему элементу такой композиции художник уделяет большое внимание. Сюда можно отнести следующие произведения:
- театральные действия:
- разработка интерьера помещений;
- проектирование ландшафтов;
- оформление стендов, выставочных павильонов и проч.
Организация пространства осуществляется двумя способами:
- Открытое пространство (вокруг предметов). Ярким примером выступают египетские пирамиды, вокруг которых расплывается пространство.
- Закрытое пространство (внутри предметов). Это интерьеры, залы музея, архитектурные комплексы из площадей, кварталов, соборов и прочие ансамбли.
Пространственную композицию сотворяют из двух важных элементов:
- Объемы, которые создают данное пространство.
- Различные материалы, которые, в свою очередь, формируют данные объемы.
Категории композиции
Мы рассмотрели разные виды композиций в изобразительном искусстве. Их следует отличать от типов, категорий. Последние представлены следующими составляющими:
- Произведение с применением симметрии.
- Объекты на произведении движутся от зрителя или к нему.
- Предметы на композиции надвигаются на зрителя.
- В произведении явно просматривается композиционный центр.
- Пространство построено цветом.
- Построение пространства пластическое.
- Построение пространства интерьерное.
- Расчленение на планы - хорошо просматривается главная, основная сцена и фон. Иногда добавляется третий, четвертый и последующие планы.
- Расчленение на слои - здесь фигуры создают пространство, вместо того чтобы располагаться в нем, находясь выше или ниже на холсте, перекрывая друг друга, отличаясь степенью законченности образа. Примером такого типа будет икона.
Типология композиции
Виды композиции в литературе, живописи, скульптуре могут различаться между собой образными средствами. На этом и основывается градация по представленной ниже типологии.
Сюжетно-изобразительная. Иными словами, повествовательная. Такая композиция - это основа реалистических произведений: скульптуры, живописи и проч. В ней участвуют реальные персонажи, каждый со своей ролью и отношением к другому или другим. Композиция требует вдумчивого ознакомления, анализа от частного к общему.
Декоративно-тематическая. Сюжет такой композиции подчинен декоративным целям. Обычно является составной частью более крупного произведения. Это интерьеры помещений, иллюстрации к книгам, народное искусство и проч.
Для таких композиций важен емкий и лаконичный, но обобщенный образ. Различными средствами выразительности художник старается заострить внимание зрителя на определенных его чертах. Образ темы выделяется на основе ассоциаций. Например, море - это корабль, стаи рыб, моряки, ракушка, волны и т.д.
Техника исполнения и материал зачастую зависят от выбранной темы. Деревенская жизнь будет изображена на лубке, история Древнего Египта оформлена в виде фрески и т.д. Иногда один и тот же образ художник изображает в нескольких интерпретациях. Солнце как мотив для волгоградского кружева, восхваления бога Ра древними египтянами, сюжет для многоцветной национальной таджикской живописи и проч.
Композиция предметных форм. Иными словами, это натюрморт. Изображение с виду обыденных вещей, которое может вызвать эстетический восторг. Предметы здесь взаимозависимы, а сюжет жив благодаря определенному их сочетанию. Для данных произведений характерен символический смысл, у зрителя при их рассмотрении должны рождаться образные ассоциации. Изображение может быть как натуралистичным, так и в виде одного только наброска.
В современном виде композиция предметных форм свойственна для художественных фотографий, коллажей, составленных в графическом редакторе.
Формальная. Второе название - не изобразительная, т.к. она строится из пятен и линий. Данные художественные образы не могут существовать в реальности, не имеют практической и рациональной значимости. Здесь важен не сюжет, смысл, а именно пластические формы, принципы и законы их построения. Эмоции у зрителя здесь вызывает именно художественная форма, цвета, пластика. Абстрактные образы такой композиции возникают из символов, геометрических фигур, упрощенных образов реальных предметов.
Композиция в литературе
Существует две градации видов композиции в литературе. Рассмотрим их подробнее.
Первая классификация следующая:
- Архитектоника, внешняя композиция. Это то, что выделяется графически: разделение произведения на главы, параграфы и абзацы, наличие пролога и эпилога, различные сноски и комментарии, эпиграфы, отступления автора и проч.
- Повествование, внутренняя композиция. Здесь уже заостряется внимание на содержании творения: образы и их система, сюжет, строение речевых ситуаций, выделение сильных компонентов текста - лейтмотива, кульминации, развязки, финала.
Следующая градация видов литературных композиций выглядит так:
- Тематическая. В центре оказываются взаимоотношения главных героев. Дополнительно разделяется на последовательную (плавный переход от одной мысли к другой), основанную на развитии и трансформации образа литературного героя и держащуюся на сопоставлении образов литературных героев.
- Зеркальная. При прочтении у читателя возникает ощущение, что некоторые образы, эпизоды симметричны.
- Кольцевая (обрамленная). Произведение начинается и заканчивается одной и той же сценой.
- Обратная. События в книге развиваются от финальной сцены к ее истокам, причинам.
Виды цветочных композиций
В заключение рассмотрим такой вид искусства, как флористика.
Виды композиций цветов здесь бывают самыми разнообразными:
- Разновидности аранжировок из срезанных цветов: букеты, композиции в настенных, напольных, настольных, подвесных, высоких, плоских и низких вазах, в специальных подставках, макраме, корзинках, корягах, коре дерева.
- Букет как композиция разделяется на праздничный и повседневный.
- Формы букетных композиций: круглые, линейные, односторонние, свободно собранные, массивные, различных размеров (5-50 см).
Композиция - это важная организационная форма в искусстве. Именно она делает любое произведение завершенным, имеющим смысл, достойным эмоций зрителя, читателя. Каждый ее вид, как мы убедились, что в изобразительном искусстве, что в литературе, что во флористике имеет свои уникальные особенности, законы построения произведения художником.
Похожие статьи
- Что такое композиция в музыке, литературе, живописи?
- Искусство - это... Понятие и виды искусства. Роль искусства в жизни человека и общества
- Жанры живописи. Стили живописи. Примеры
- Что такое икебана? Определение и значение
- Виды пейзажа в живописи - описание, особенности и отзывы
- Стили в музыке: список, описание, примеры
- Экспозиция - это что такое? Музейная экспозиция