Что такое тональность в музыке? Понятие, определение и изменение тональности
Даже если вы не музыкант, то, скорее всего, имеете представление о том, что такое тональность в музыке. Этот термин вы часто слышите в повседневной жизни и даже сами употребляете, причем в правильном контексте. К примеру, в разговоре "на повышенных тонах" вы можете посоветовать собеседнику "умерить тон". Но в музыке трактовка термина гораздо шире. Попробуем углубиться в музыкальную грамоту и разобрать тональность "по тонам".
О, музыка!
Как часто мы слышим музыку? Можем ли мы обходиться в жизни без нее? Музыка в наушниках помогает отвлечься от повседневных проблем, настроиться на позитивный лад, погрузиться в воспоминания. Под мелодичные трели мы совершаем покупки, готовим еду, гуляем, встречаемся с друзьями и коллегами. Даже будучи человеком далеким от музыки, мы остро реагируем на жанр песни, звучащей по радио или телевидению. Смена тональности в музыке влечет за собой моментальную смену настроения. То есть если на джазовой волне вас обуревает романтика, то под шансон вы можете провалиться в депрессию. В музыкальной грамоте, которая правильно называется сольфеджио, очень много разнообразных весьма заковыристых понятий, и в них довольно сложно разобраться. Музыка соединяет в себе науку и искусство, где каждый звук и нота занимают свое место. А тональность в этой науке является и вовсе определяющим моментом.
Коротко и по фактам
И все-таки, что такое тональность в музыке? Само слово встречается достаточно часто. Мы слышим термин от певцов, которые подбирают тональность под свой голос, чтобы гармоничнее существовать в песне. Мы знаем, как меняется звук двигателя при повышении скорости. Это тоже смена тона. Исходя из этих фактов можно ли понять, что такое тональность в музыке?
Если брать за основу специализированные термины в сольфеджио, то это определенное положение музыкального лада, а этих ладов существует ровно два - мажорный и минорный. Различать их совсем нетрудно, если знать ключевые особенности. Итак, мажорный звучит бодро, весело и порой даже бравурно. Минор же символизирует печаль и грусть. Каждый лад состоит из семи ступеней, что позволяет охватить диапазон октавы.
В ладу с тоникой
В разговоре о том, что такое тональность в музыке, невозможно обойтись без такого понятия, как тоника. А что же это за мудреная вещь? Можно сказать, что тоника начинает любую тональность, так как это главная ступень в ладу. В пример можно привести тональность до мажор, где тоникой будет нота "до". Если есть начало, то должен быть конец, а вместе с ним и целый набор определенных знаков. Они помогают музыканту разобраться при чтении с листа. Без этих знаков ноты мелодии будут напоминать банальную кашу символов, извлечь из которых смысл будет весьма и весьма сложно. В частности, большое значение играет очередность проставленных диезов и бемолей. Кстати, есть свое правило для расстановки этих знаков. Так, бемоли в тональности появляются на четвертой ступени, с чередованием си-ми-ля-ре-соль-до-фа. А диезы начинаются с седьмой ступени - чередование фа-до-соль-ре-ля-ми-си. Это правило существенно облегчит жизнь всем начинающим музыкантам, которые любят скоротать время за подбором мелодии на слух.
Углубимся в понятие
Если даже и знать, что такое тональность в музыке, определение прочих терминов, необходимых для освоения понятия, может вызвать затруднения. Например, что могут скрывать под собой одноименные тональности? Чем они характеризуются? Объединяет их общая тоника, то есть первая ступень, но разделяют знаки при ключе. То есть они могут быть мажорными либо минорными, но с одинаковой первой нотой.
Проведем параллели
Чуть-чуть сложнее обстоит дело с параллельными тональностями, у которых при ключе идентичные знаки, а вот тоники отличаются друг от друга. Примером может стать до мажор и ля минор. Обнаружить параллели легко. Для мажора нужно построить от тоники малую терцию вниз, а для минора - вверх. Теперь вы знаете, что такое параллельные тональности в музыке. Без этих базовых знаний в сфере невозможно построить ни один мелодичный аккорд, написать мелодию или хотя бы считать ноты с листа.
В музыке есть масса интересных понятий, но их освоение — наука трудная и заковыристая. Попробуем провести параллели на практике. Все мы сталкивались с понятиями "параллельных прямых" и "параллельного мира" и можем вывести общее из них. Итак, параллельный - существующий с чем-то одновременно и похожий на что-то либо парный чему-либо. Если таковыми являются тональности, то они похожи друг на друга. Общего у них много, но есть и явные различия. Во-первых, совпадают абсолютно все звуки, а вместе с ними и все знаки при ключе, то есть, диезы и бемоли. Самым простым примером будут тональности до мажор и ля минор. Знаков при ключе нет, а звуки гармонично соединяются. Это классические параллели. Сложнее будет ми-бемоль мажор и до минор. При ключе по три бемоля. Вот и снова параллели. Надо заметить, что такие тональности характеризуются ладовым наклонением, но это их притягивает. Тоники в них, соответственно, отличаются. А как определить параллельные тональности? Если отталкиваться, к примеру, от до мажора, то на какой его ступени начнется "вход в параллель"? Ответ прост - на шестой. То есть тоникой минора станет нота ля. С переходом из минора в мажор все тоже просто - тоникой будет третья ступень.
А нужен ли переход?
В музыке применяется три десятка тональностей. Из них половина мажорные, а половина - минорные. Ни одна тональность не "прозябает в одиночестве", каждая имеет пару. Итого - 15 пар тональностей с одинаковыми знаками. Запомнить уже проще. Из этих 15 пар - семь диезные и семь бемольные, а одна пара без знаков - эдакая белая ворона. Если вы подбираете мелодию на инструменте, то помните, что всегда можно сделать ее более гармоничной для собственного слуха и голоса, если осуществить переход в новую тональность в музыке.
Осуществить такую задумку можно разными путями. Так, можно произвести модуляцию, то есть окончательно сменить тонику. Этот процесс подразумевает подготовительную фазу, сам переход и закрепление полученной тональности с тем, чтобы мелодия продолжала развитие. Второй вариант - это отклонение, то есть временный переход без закрепления. Это своего рода намек на новую тонику, но не доходящий до полноценной реализации. В этом случае мелодия "виляет" в рамках своей тональности, изредка "выпрыгивая" за ее пределы.
Сочиняем песенку
Если идти классическим путем, то можно взять тоническое трезвучие оригинальной тональности и сразу после - новую тонику. Однако такие прямые "склейки" звучат несколько дергано и неприятно. Независимый слушатель в большинстве случаев поморщится от такой композиции. Что же делать? Отнестись к своей аудитории внимательно! В начале песни идет настройка на заданную волну, а вот уже ко второму куплету можно слегка встряхнуться. Но любая перемена, будь то темп, ритм, громкость или тональность, должна предваряться этапом подготовки. Так слушатель может понять происходящее и связать все перемены в своем подсознании.
Знакомство с модуляцией
В классическом варианте есть три методики модуляции, и со всеми стоит познакомиться. Для основного способа нужно взять любое трезвучие, имеющее смысл в обеих тональностях. Оно будет использоваться как "клей". Искомое трезвучие должно состоять из чистых, не альтерированных ступеней. Хотя альтерации не под запретом, но дополнительная сложность выбранного трезвучия будет затруднять восприятие модуляции на слух. Снова в тренде старая фраза: "Нужно быть проще, и люди к вам обязательно потянутся". Изменение тональности музыки притягивает внимание, так что за песню можно несколько раз использовать этот прием, чтобы сделать акцент на знаковых моментах.
В теории
Прежде чем изменить тональность музыки, хорошо бы понять, как это сделать. Придется немного разобраться в сфере и начать с вопроса: что такое лад? По сути, это музыкальная организация, которая базируется на соподчинении звуков. Основные характеристики лада - это его устойчивость и неустойчивость. Если звуки устойчивые, то они притягивают к себе другие звуки, но сами никуда не стремятся. В результате создается ощущение покоя. А вот неустойчивость - это функция динамическая, с ней звуки тяготеют к разрешению, а потому создают ощущение движения. В ладу идет чередование, так что устойчивыми являются первая, третья и пятая ступень. Соответственно, неустойчивые ступени - 2, 4, 6 и 8.
Еще нужно вспомнить про мажор и минор. В первом устойчивые звуки образуют трезвучие в мажоре и соответствующее - в миноре. А про тональности нужно сказать, что это высотные положения лада. Они бывают одноименные, параллельные, однотерцовые, энгармонически равные, употребительные и неупотребительные.
По красоте
Мало освоить нотную грамоту, чтобы сыграть произведение умело и ярко. Имеют значение красочные свойства лада и тональности. В частности, соединение мажора с минором вызывает аналогию с игрой света и тени. На этом построена "Серенада" Шуберта и романс Чайковского "Отчего?". Световая игра возникает при сочетании разных тональностей, даже неодноименных. Примером может стать "Радость и горе" Листа. Колорит произведения определяет выбор тональности.
В эпоху барокко тональности трактовали с точки зрения семантики, причем за каждой закрепляли некоторые типологические обозначения. В таком случае что значит тональность в музыке? К примеру, D-dur характеризуется эмоциональностью, бравурностью, героизмом. Здесь уместны шумные страсти, победное ликование. А вот h-moll считается грустной. Здесь можно ярко выразить образ страдания, распятия. Вообще, печальными являются мягкие тональности, где присутствует печаль, траурность. Это c-moll, f-moll, g-moll, b-moll. Иоганн Бах заложил основы для выражения чистой радости через G-dur, а для пасторальной темы активно использовались во все времена A-dur и E-dur.
В печали и радости
Если вы частенько сидите за пианино или домашним синтезатором и все мечтаете оформить собственную композицию, но мешает вопрос, как определить тональность в музыке, то знайте, что творить можно абсолютно в любой. При подборе аккордов тональность может напоминать удобные домашние тапочки, так как она только помогает. Если ваша композиция скорее скорбная, то вам прямая дорога в си минор, где, кстати, обитает "Высокая месса" Баха. А с героическими мелодиями вам в до минор. Там были написаны соната № 8 и симфония № 5 Бетховена. Для слезных по-итальянски сочных арий актуальны соль минор и ре минор. В соль мажоре и фа мажоре особенно удаются светлые пасторальные темы, такие как "Времена года" Гайдна.
Получается, что все лайфхаки при создании мелодий уже придуманы. От современных композиторов, как профессиональных, так и начинающих, требуется только прислушиваться к создаваемой мелодии и чутко относиться к своим слушателям. В таком случае тональность будет удобной базой, где творить приятно и относительно легко.
Похожие статьи
- Что такое октава? Характеристика интервала
- Музыкальный интервал. Классификация интервалов (таблица)
- Теория музыки: основные разделы и методика изучения
- Аккорды: что такое интервал, тон, полутон, и как быстро их освоить
- Что такое гаммы в широком диапазоне значений
- Мелодия - что такое? Влияние различных мелодий на психику человека
- Нотная грамота: азы