Что такое цвет? Значение слова, названия цветов
По итогу прочтения пользователь получит ответ на вопрос «что такое цвет?». В этой статье мы уделим внимание непосредственно всей терминологии, связанной с цветами. Зададим вопрос о физиологии восприятия, понятии спектров, наличии разновидностей, например поговорим о синем цвете и прочих. Также расскажем, почему мы их видим и каков сам механизм их восприятия.
Введение
Отвечая на вопрос о том, что такое цвет, важно помнить, что есть возможность определить его как физическим (научным), так и простым (обывательским) языком. Если рассматривать с точки зрения науки, то это качественный параметр субъекта, обуславливающийся электромагнитным излучением оптических диапазонов. Их определение основывается на возникающем физиологическом зрительном ощущении и зависит от множества индивидуальных характеристик и психологических причинностей у живых существ, в частности людей.
Форма восприятия определяется каждым субъектом индивидуально. Другими словами, один и тот же цвет мы все видим с некоторым отличием. Также восприятие зависит от особенностей спектрального состава, цветового и яркостного контраста с источником света, которым они освещаются, а также не будем забывать о важности наличия несветящихся объектов.
Не стоит забывать и об индивидуальном наследственном наборе параметров глаза человека и его психическом состоянии. Следует также помнить, что множество видимых спектров цветов, которыми обладают объекты и субъекты, в силу особенностей поглощения и отражения различной длины электромагнитных волн, образуют наличие "цветов у цвета". Другими словами, многие из них становятся производными от семи основных, следовательно, могут сильно отличаться.
Говоря проще, цвет – это характеристика ощущений, которую мы получаем вследствие попадания на глаз потока лучей света. Не стоит забывать о том, что восприятие его у разных людей происходит далеко не идентично, а потому, при обращении внимания на эту характеристику, изменение имеет смысл определять лишь посредством изучения состава излучения.
В настоящее время выделяют ахроматический ряд цветов и хроматический, а также спектральный и неспектральный.
Проблема неоднозначности
Если посмотреть на цвета цветов, например на розу, мы можем четко определить, что она красная. Однако понятие цвета обладает двумя смысловыми значениями, среди которых ощущение на психологическом уровне и объективное оценивание оттенка. Если говорить о субъективном восприятии, то оно определяется множеством личностных особенностей организма, а потому у разных людей красный цвет будет иметь и разный оттенок.
Во втором случае обращают внимание исключительно на длину волны излучения, которую мы наблюдаем. А наличие различного спектрального состава дает разные отклики рецепторов каждого индивидуума.
Цвета и их оттенки могут играть важную роль в обыденной жизни народов и оказывать значительное влияние на их отражение в языке и его развитии. Умение различать такую характеристику веществ не является постоянной чертой человека, она, скорее, динамична, так как изменяется с течением возраста. Понятие субъективного восприятия аспекта цветов определяют термином «квалиа».
Физиология
В человеческом мозгу при взгляде субъекта на цвета цветов картинка будет воссоздаваться посредством возбуждения и торможения нейронных клеток, отвечающих за восприятие информации картинки изучаемого объекта. Те самые клетки, которые располагаются на сетчатке глаза, называются колбочками, и у таких существ, как люди и приматы их существует 3 типа. Они различаются в зависимости от спектральной чувствительности. Среди них выделяют: p – красные, у – зеленые и β – синие. Все эти отличия носят условный характер. Параметры светочувствительности у колбочек довольно низкие, а потому, чтобы лучше воспринимать цвет, необходимо наличие хорошего освещения или яркости.
Отвечая на вопрос о том, что такое цвет, можно также сказать, что это личностная сумма ощущений, образованная из трех основных разновидностей оттенков и их сочетаний, которые воспринимают наши колбочки. Доказано, что среди пресмыкающихся, птиц и некоторых рыб есть виды, обладающие более широкой областью ощущения цветового спектра. Они могут улавливать ближнее ультрафиолетовое излучение, а также некоторые части инфракрасного спектра.
Восприятие субъектом цветов может изменяться, следовательно, оно зависит от яркости и скорости, с которой оттенки изменяются. Важным является и фактор приспособления глаза к свету фонового типа. Существуют и другие причины, по которым каждый живой субъект, обладающий цветным зрением, может иметь отличительные черты в его восприятии.
Понятие спектрального цвета
В терминологии цвета есть понятие непрерывного спектра, который возможно наблюдать на поверхности дифракционной решетки. Хорошо демонстрирует наличие спектра радуга (явление природы).
Первым человеком, разбившим спектр на 7 цветов, стал сэр Исаак Ньютон. Вероятнее всего, разбиение многим обязано случайности, а сам ученый был под влиянием европейской системы нумерологии, потому в качестве аналогии использовал наличие семи нот в октаве. В двадцатом веке Освальдом Виртом была предложена октавная система с некоторым дополнением, но она не смогла распространиться широко.
Можно заметить, что отличия спектра, начинаясь с красного цвета и «протекая» сквозь оттенки контрастных цветов превращаются в фиолетовый, после чего вновь приближаются к исходной форме. Наличие подобной близости в видимости этих оттенков связано со схожестью фиолетовой частоты с красной, но превышающей его вдвое. Указанный тип частоты тем не менее лежит вне пределов видимого спектра, а потому мы не можем наблюдать переход между ними. Это происходит в цветовом круге, в который включают неспектральные цвета, а переход происходит посредством пурпурных оттенков.
Значение слова «цвет» играет довольно важную роль для общего развития человечества. Различные длины волн мы можем изобразить, например, на экране, однако все полученные оттенки будут являться лишь общей суммой взаимодействия между тремя основными колерами, что использует монитор. Именно этот метод используют при их воспроизведении на экранах ЭЛТ, плазменных панелях и т. д. При этом наличие частоты, соответствующей конкретному спектру, необязательно.
Практическая деятельность художников наглядно показывает нам, что при помощи множества колеров можно получать различные краски. Желание натурфилософов осмыслить «первооснову» всех явлений в мире, анализируя при этом природные явления и раскладывая все на составные фрагменты, обусловило выделение «основных цветов».
На территории Англии в течение многих лет считалось, что основными цветами являются красный, синий и желтый. В 1860 году Максвеллом была введена аддитивная система RGB - красный, зеленый, синий. В наше время она является доминирующей в общем наборе цветовоспроизводящих систем для трубок электронно-лучевого типа, телевизоров и т. п.
На фундаменте художественных практик устоялась система, которая не совпадает с определением Максвелла. Здесь главными являются желтые, красные и синие цвета. Выделение желтого цвета неудивительно, так как он является довольно специфическим. Смешение различных красок не дает возможности человеку простым способом получить желтый колер, так как образовавшиеся оттенки не совпадают с требованием к светлоте и насыщенности. Если говорить о структуре распределения RGB, то можно сказать, что на определенных координатах спектр имеет разные параметры. Говоря же о худож. практике, важно знать, что суть цветов и их различие имеют более сложную структуру устройства и определения.
Существуют также системы XYZ и CMYK. Первую разработала организация CIE, а последнюю создал Э. Мюллер.
Главные и второстепенные цвета
Проведя множество опытов, ученые доказали, что смешивание определенной пары оттенков дает нам ощущение видимости белого цвета. В компоненте данной характеристики выделяют понятие дополнительных типов, которые являются двумя цветами с противоположным значением. Они могут вследствие смешения дать нам ахроматический оттенок (серый оттенок). Триада RGB (Красный – Синий – Зеленый) использует в качестве дополнительных оттенки циан, пурпурный и желтый. На плоскости круга их расположение будет принимать оппозиционную форму, и оттенка, включенные в эти триады, будут чередоваться. Говоря о черном цвете, важно будет сказать, что определение его именно как «цвета» будет не совсем корректным. Скорее, это колер, который можно наблюдать при отсутствии излучения светового потока.
Система RGB разделяет цвета на двенадцать главных тонов, среди которых есть три основных, три дополнительных и шесть промежуточных форм.
Понятие ахроматического цвета
Анализируя, к примеру, цвета цветов, человек также обращает внимание и на такие качественные черты, которые не входят в список основных. Например, есть растения необычного оттенка - близкого к черному или серому. Так что же тогда служит причиной их существования? По факту подобное явление - это отсутствие световых потоков, а следовательно, и самого цвета. Оно может приводить к обесцвечиванию. Парадокс можно разрешить, поняв, что слова об отсутствии колера не стоит воспринимать буквально. В конкретном случае речь идет об отсутствии цветовых тонов конкретных спектральных составных элементов. При максимальном истощении любого цвета будет наблюдаться неспособность различать его. То есть он станет ахроматическим. Самым ярким представителем данной группы качественных параметров является белый цвет, а самым темным – черный.
Качественные характеристики
Все цвета обладают количественно-измеряемым рядом физических характеристик, например спектральным составом или яркостью.
Здесь будет важно обратить внимание на терминологию, так как при переводе между русским и английским языками обозначение некоторых речевых единиц трактуется и используется неверно. Эта проблема может быть наблюдаема и в использовании терминологии о цвете. Не стоит забывать о том, что сравнение перевода разговорных и научных слов может иметь совсем другие понимания и значения. Например, говоря об оттенках, важно различать понятие яркости как светлоты цвета (Brightness), и яркости как насыщенности, определяемой контрастностью и представленной словом Contrast.
Все колеры можно задавать посредством использования трех характеристик, а именно тоном, светлотой и насыщенностью.
Отвечая на вопрос о том, что такое цвет, для начала следует разобраться с такой его чертой, как тон. Он позволяет определять положение цвета в спектре. Все хроматические разновидности могут относиться к определенным спектральным положениям. Оттенки, обладающие одним и тем же положением в спектре, но отличающиеся между собой насыщенностью и/или яркостью, относятся к общему тону. Изменение характеристики тона, например от синего к зеленому, будет сопровождаться промежуточной стадией голубого тона. Движение в обратную сторону породит фиолетовый.
Суть цвета - его первооснова. Она также определяется степенью показателя светлоты. Даже оттенки, что насыщены одинаково и входят в один и тот же спектр, могут изменяться в зависимости от уменьшения влияния светлоты. Наблюдая за синим цветом и уменьшая количество данной характеристики, можно увидеть как он начинает постепенно приближаться к черному, а обратный процесс делает его белым. Тем не менее максимально возможное снижение светлоты делает из любого цвета черный. Важно также не забывать о том, что при определении значение данной черты многое зависит и от субъективных причин, обуславливающихся психологическими факторами восприятия.
Существует множество слов – названий цветов. Например, красный, зеленый, желтый, оранжевый и т. д., но все эти колеры могут отличаться и между собой в зависимости от насыщенности, яркости, которая представлена нам в виде отличительной степени хроматических цветов.
Вспоминая понятие светлоты, важно учитывать то, что оно относится не к конкретным колерам, а к определенным оттенкам спектра, тону, независимому от показателя светлоты и насыщенности. Цвета с различными тонами в одинаковых условиях светлоты и с одинаковым показателем насыщенности могут восприниматься нами по-разному. Желтые тона являются самыми светлыми, а синие – самыми темными. Средством для определения уровня тональной светлоты цвета может стать наше воображение. Достаточно представить его в пространстве полумрака и проанализировать вид.
Физико-химическое понимание цвета
Понятие термина, что мы разбираем в этой статье, может иметь не только физический, но и биологический характер. А также существует множество слов с корнем "цвет", например цветник, цветок, цветение, цветоножка и т. п. При определении данной речевой единицы важно четко понимать, о чем идет конкретно речь.
Цвета объектов являются комплексным результатом взаимодействия нескольких факторов, например таких как качественная характеристика поверхности, температурный показатель, относительная величина скорости движения объекта или субъекта и т. д. В общей сложности посредством данных факторов определяется длина волны электромагнитной природы.
Определение того, какой цвет перед нами, обуславливается наличием хромофор – особой группы ненасыщенных атомов, что отвечают за цвет химического соединения. Также не следует забывать и о поглощающем электромагнитном излучении, которое присутствует вне зависимости от окраски.
Группа карбонильных соединений С = О относится к хромофорам, которые поглощаются волнами в пределах 280 нанометров, однако содержащие данную группу кетоны не обладают цветом. Предложил хромофорную теорию в 1878 году ученый из Германии Отто Витт. В хромофорные вещества входят соединения с азотистой группой (N = N), нитрогруппой (NO2), нитрозогруппой (N = O) и карбонильной группой (C = O ).
Человек часто обращает внимание на такие вещи, как, например, наличие цвета у цветов. Однако в зависимости от характеристик световой волны колер растения или любого другого объекта может изменяться. Также не будем забывать о том, что длина поглощаемого света влияет на восприятие оттенка.
Физическая оптика определяет свет как излучение электромагнитной природы, которое воспринимается глазом человека. Коротковолновые границы определяются посредством обозначения диапазона спектра, который занимает свет, и соответствует длине волны в вакууме: 380 – 400 нм или 750 – 790 ТГц. Длинноволновую границу укладывают в промежуток от 760 до 780 нанометров (385-395 ТГц).
Взаимосвязь калориметрии и воспроизведения цвета
Существует некоторый набор шкал для определения оттенка. Их применяют в разнообразных отраслях человеческой деятельности. Например, калориметрические и спектрофотометрические приборы позволяют нам получить фото цветов, посредством анализа которых человек может делать выводы об определенных характеристиках изучаемого объекта. Среди практических методов, в промышленности и полиграфии, как правило, используют атласы для цветов.
Цвета в настоящее время повседневно и повсеместно применяются людьми для управления человеческим ресурсом внимания. Существуют некоторые сочетания колеров, которые дают благоприятный или неприемлемый результат в случае предоставления их на обозрение животным или человеку. Какие-то могут оказывать положительный эффект, а какие-то - отрицательный на психологическое и эмоциональное состояние.
Искусство, изучающие сочетание цветов, называется колористика. Также будет нелишним упомянуть о составе слова "цвет", которое характеризуется нулевым окончанием, корнем "цвет" и такой же основой.
Подведя итоги
Основываясь на информации, что содержится в статье, мы можем заключить, что понятие цвета является довольно широким термином, включающим множество различных особенностей и отличительных характеристик, по которым можно его различать и анализировать. Этот качественный параметр всех объектов, что излучают и поглощают световые волны, окружает нас повсюду, например цвета цветов, красок, животных, производственных материалов, химических реагентов и многого другого. Они также оказывают немалое влияние на повседневную жизнь человека, так как обладают психологической спецификой воздействия.
Похожие статьи
- Какой цвет цветов что означает и как его понять?
- Что означает зеленый цвет? Психология цвета
- Что означает оранжевый цвет в психологии - особенности и интересные факты
- Цветовая психоаналитика: значение белого цвета в психологии и религии
- Значение цветов и их роль в жизни человека
- Значение цветка орхидея - особенности, характеристики и описание
- Желтый цвет: значение в психологии, в одежде, в интерьере, в гербе. Значение желтого цвета на Востоке