Свет личности: какой смысл вкладывают обществоведы в понятие "личность"?
Один из курсов обществоведения, или науки об обществе, изучает отношения между человеком и обществом: как влияет на формирование каждой личности окружающее общественное сознание?
Обогащение знаниями о сущности и возможностях человека, его связях с обществом, формировании личности и индивидуальных способностей находится под пристальным вниманием науки: какой смысл обществоведы вкладывают в понятие личность?
Наличие правовых отношений и соблюдение интересов общественных групп людей и отдельных индивидуумов, этапы развития общества, его влияние на становление личности – все это становится предметом изучения.
В плену иллюзий: положительные и отрицательные оценки
Понятие "личность", значение и смысл его иногда подменяются другими концептами.
Случается, что в беседе мы говорим, желая похвалить кого-то: "Он (она) – такая светлая, исключительная личность". Наоборот, когда отзываются о ком-то с осуждением, употребляют фразы: "Темная, скользкая, бессовестная личность…".
Эти слова вполне логично входят в наш сегодняшний обиход. Однако мало кто знает, что до семнадцатого века в русском языке не было слова «личность». Оно не было востребовано, так как общество не нуждалось в разделении понятий "общественное" и "личное", "коллективное" и "частное".
Что такое слово "личность" и каков смысл? Обществоведы вкладывают в понятие "личность" и его практическое применение целый спектр взаимоотношений в обществе. Дело в том, что понятие "личность" пришло в русский язык с развитием технического прогресса, углублением образованности; возникло под влиянием из иностранных языков. Что же понимать под словом "личность" с точки зрения науки об обществе – обществоведении?
Стать личностью: объективное мнение науки
Чтобы стать личностью, недостаточно просто родиться и вырасти, стать взрослым человеком. Какое значение обществоведы вкладывают в понятие "личность", читайте далее.
Прежде всего, личность характеризуется своим самосознанием, принятием условий жизни в обществе, правил поведения, культуры.
Поэтому новорожденный или взрослый, но психически больной человек, по мнению обществоведов, не может считаться личностью. Человек есть, а личность еще не сформирована либо имеет такие психические отклонения, что не в состоянии осознать себя в обществе.
В понятии "человек" определена родовая, генетическая составляющая, а понятие личности означает реализацию каких-то социально важных свойств и качеств человека. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "личность" и каким образом формируются ее признаки?
Чтобы стать личностью в процессе социализации или общения с социумом, человеку надо выработать интеллектуальные, волевые и иные ярко выраженные свойства личности.
Четыре объективных свойства личности
Есть ли объективные характеристики, и какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "личность", понятно из перечня того, какие существуют основные свойства личности:
- Участвует в общественной и социальной жизни общества.
- Осознает свои социально значимые черты.
- Проявляет свои личностные свойства в процессе общения, трудовых и иных социальных отношений.
- Понимает свой статус и значимость качеств, проявляя их в каждодневной жизни.
Особенные качества каждого и взаимозависимость понятий "человек – общество"
К особенным свойствам обществоведы относят: темперамент, черты характера, интеллектуальный и эмоциональный потенциал личности.
Эти качества определяют социальный или личностный статус человека, то положение, которое он занимает в обществе, значение и смысл существования человека как личности.
Статус может быть престижным или нет, все зависит от той системы ценностей, которая принята в обществе.
В нашей стране при социализме провозглашалось равенство личностей по положению и статусу в обществе.
Например, при переходе на рыночную экономику в стране превалирует статус успеха: возможность применения всех сил личности на достижение результатов: обогащение, образование, воспитание детей, содержание в старости.
Можно сказать, что не только человек зависит от общества, но и общество, его развитие будет напрямую зависеть от личностного содержания каждого члена социума.
Фактор фактору не указчик: что влияет на становление личности?
Необходимо точно уяснить, какой смысл вкладывают обществоведы в понятие "личность".
- Не секрет, что формирование личности начинается еще в детстве. От того, каким будет воспитание: строгим или лояльным, с долей баловства, зависит формирование характера, привычек и навыков членов общества.
- Огромное влияние оказывают национальные и этнические корни общества, к которому принадлежит человек. Во многом традиции и принятые нормы поведения, продиктованные культурным наследием, оказывают всеобъемлющее влияние на развитие личности.
- Место нахождения или, проще говоря, место жительства оказывает существенную роль в формировании: живет ли человек в столице государства, имея свободный доступ к объектам культурного наследия, или живет он в глухой деревне без возможности получить даже начальное образование, – все это показывает, как важен социум и общение с внешней средой для каждого человека.
- Отношения в той социальной группе, к которой принадлежит каждый человек, – системы связей и ценностей участвуют в формировании главных качеств личности.
Свобода и ее влияние на формирование ответственности
Способность человека применить свои личностные качества в определенном виде деятельности обязательно предполагают наличие понятий ответственности каждого и свободы для каждого в праве выбора. Что есть понятие "личность", как понимают обществоведы – объект изучения науки.
Тем ярче проявятся свойства личности, чем свободней человек будет в выборе будущей профессии, культурных ценностей, религиозного права.
Степень свободы личности определяется юридическими законами и традициями того общества, в котором человек живет. В этом проявляется закономерность зависимости каждого от влияния социума. Таким образом, не всегда личность может наиболее ярко проявить свои качества, особенно если имеет низкий социальный статус. В этом случае многое будет зависеть от таких качеств, как черты характера: твердость духа, целеустремленность, желание достичь иного социального положения.
Лучше поздно, чем никогда
Неслучайно обществоведы считают, что с раннего детства начинает формироваться личность.
Однако особое внимание родителями, учителями и другими представителями общества, занимающимися воспитанием человека, уделяется переходному возрасту. В подростковом (пубертатном) периоде формируются важнейшие для каждого человека черты.
Именно в это время подросток начинает осознавать себя личностью, свою роль – значимую или нет – в обществе, он пытается утвердиться, проявить себя.
Фактически в подростковом возрасте определяется выбор своего жизненного пути, определяются цели и средства для самовыражения.
Как правило, в этом же возрасте проявляется интерес к будущей профессии, способность интегрироваться в общество. Усваивается большой информативный пласт культурных и моральных ценностей общества.
И главное, что помогает понять наука обществоведение, – это мера ответственности каждой личности за свои поступки.
Выводы
Основы для формирования личности заключены в общественных отношениях. Именно поэтому каждая личность – это воплощение общественного сознания и культуры. В то же время каждая личность глубоко индивидуальна и обладает качествами, присущими лишь ей. Чем раньше человек осознает себя личностью, тем лучше. Чем раньше общество поможет каждому в формировании социально значимых качеств, тем прочнее и надежнее будет общество, тем лучше станет жизнь отдельно взятых людей.
Похожие статьи
- В обществознании личность - это субъект, человек, индивид?
- Духовная сфера общества: понятие, элементы, примеры
- Социальное и биологическое в человеке: соотношение и единство
- Понятие личности в психологии. Понятие личности в социальной психологии
- Как качества людей влияют на их положение в обществе?
- Кто такой индивид? Это особенный человек!
- Индивидуальность - это... Понятие индивидуальности