Микеланджело Антониони, итальянский кинорежиссер: биография, личная жизнь, фильмы

0
0

Итальянский режиссер Микеланджело Антониони, уже давно причисленный к классикам кино в Европе, стал популярен благодаря своим экзистенциальным, философским фильмам, во внимании которых находится духовное омертвение людей, эмоциональная усталость и одиночество. Творчество этого человека породило много последователей и повлияло на будущие поколения кинематографистов.

Характер фильмов

микеланджело антониони кино

Микеланджело Антониони полностью пересматривает концепции повествовательного кино и бросает вызов общепризнанным понятиям драмы, реализма, повествования и мира в общем. Кинорежиссер, которого преследует чувство непостоянства и неустойчивости, определяет своими фильмами кино возможностей. В его мире загадка не получает ответа, а лишь переходит в другую загадку.

По-настоящему карьера Микеланджело Антониони начинается на Каннском фестивале в мае 1960 года, когда он представляет свое последнее творение. Фильм "Приключение" встречают издевательским смехом, громкими насмешками, демонстративным зеванием и освистыванием. Режиссер создал мрачную, разряженную и мистическую картину, определившую его последующий путь в кинематографе, отличающийся от обычного кино, как и остальные фильмы Микеланджело Антониони, в которых, как говорят его самые резкие критики, «ничего не происходит». Сам кинорежиссер описывает жанр фильмов как "нуар наоборот".

Детство и юность

микеланджело антониони фильм

Говоря о биографии Микеланджело Антониони, следует начать с его семьи. Он появляется на свет на севере Италии 29 сентября 1912 года в маленьком городе Феррара. По словам кинорежиссера, его отцу, происходившему из малообеспеченной семьи, удалось выбраться в люди, именно поэтому в их доме царил мелкобуржуазный дух. Мать Антониани всю свою жизнь проработала на локальной фабрике.

Окончив школу, Микеланджело поступает в университет в Болонье, где изучает коммерцию и экономику. В юные годы он хорошо играет в теннис и на скрипке, любит рисовать и часто посещает таверны. В университете он увлекается театром и вместе с приятелями ставит спектакли по пьесам Пиранделло, Ибсена, Чехова. Помимо этого, он сам сочиняет пьесы и пишет рецензии.

Антониони Микеланджело решает окончательно заниматься кино в 1939 году, поэтому переезжает в Рим. Какое-то время он работает на фашистский журнал 'Cinema', где становится одним из теоретиков направления неореализм. Хотя в скором времени, из-за многочисленных разногласий с редакцией, Микеланджело уходит из журнала. Он поступает в школу кинематографии, во время обучения в которой проходит практику у таких известных режиссеров, как Марсель Карне и Роберто Росселлини.

В 1947 году выходит его первый короткометражный фильм - 'Люди с реки По'. Занятия кинематографом Антониони Микеланджело прерываются из-за службы в армии, хотя и непродолжительной.

'Хроника одной любви', вышедшая в 1950 году, становится первой полнометражной картиной режиссера, но она проходит незамеченной, однако, именно в ней получает свое развитие уникальный изобразительный стиль режиссера. Его последующая картина 'Подруги', снятая в 1955, принимается достаточно тепло критиками и даже удостаивается на фестивале в Венеции "Серебряного льва".

Известность в мире

микеланджело антониони

Личная жизнь Микеланджело Антониони резко меняется со знакомством с Моникой Витти, актрисой, которая стала его первой женщиной и музой на целые десять лет. Их общая работа начинается с картины 'Крик' в 1957, в которой Витти озвучивает роль актрисы из Англии. Итальянская публика прохладно принимает фильм, однако, для французской общественности он становится шедевром. Критики все еще имеют сомнения по поводу таланта Антониони, хотя они развеиваются в 1960-е годы, когда он снимает свои лучшие фильмы.

Всемирную популярность режиссер получает после известной 'трилогии отчуждения'. В эту трилогию входят картины, написанное в 1960 году: 'Приключение', 'Ночь' - годом позднее, и 'Затмение' в 1962 - во всех этих фильмах играет ослепительная Моника Витти. Данные картины взаимосвязаны по стилю и по теме: в полупустынных комнатах и черно-белых ландшафтах разворачиваются судьбы прекрасных людей (помимо Витти в картинах играют Ален Делон, Марчелло Мастроянни, Жанна Моро), неспособных ни к обычным отношениям, ни к осознанию того, какое же их настоящее предназначение в жизни.

Эти фильмы, которые завершают формирование индивидуального стиля автора, удостоились огромного количества наград, считая фестивали в Каннах и Берлине. Режиссера называют 'поэтом отчуждения' и 'певцом некоммуникабельности', а его характерный стиль получает название 'антониониевского'.

"Красная пустыня" и "Фотоувеличение"

микеланджело антониони за работой

Кинокартина 'Красная пустыня', выпущенная в 1964, близка по содержанию к "трилогии отчуждения", однако, владеет рядом отличий. Одно из основных состоит в том, что это кино было снято в цвете. Режиссер крайне ответственно подходит к визуальной работе, создавая великолепные по красоте пейзажи, которые напоминают полотна Фернана Леже.

Свою самую известную кинокартину Антониони Микеланджело снимает в 1966 году - 'Фотоувеличение'. Этот фильм становится первой в карьере режиссера работой на английском языке и ставится в Великобритании. Кинокартина заявляется как детектив, несмотря на типичную для автора философскую тематику и съемку, и получает в прокате грандиозный успех.

На закате жизни

микеланджело антониони и дочь

Творчество режиссера Микеланджело Антониони после создания 'Фотоувеличения' идет на спад. Он снимает еще пару фильмов на английском языке в 1970-х годах, но уже в США. Его фильм 'Забриски-пойнт', выпущенный в 1970, рассказывает о бунте молодежи в Америке. Он полностью проваливается в прокате и назначается критиками худшей работой Антониони. Несмотря ни на что, кинокартина приобретает массу поклонников и становится культовым. Фильм 'Профессия: репортер', вышедшедший в 1975 году с участием Джека Николсона, ждет совершенно иная судьба - он получает заслуженную славу и становится последним ярким высказыванием режиссера в кинематографе.

Последние годы своей жизни кинорежиссер много путешествует. Он посещает Китай и Индию, про которые снимает документальные фильмы. У Микеланджело также были планы снять кино в сотрудничестве с Госкино СССР, однако, они не осуществились.

Настоящей трагедией для Антониони становится инсульт в 1985 году, в результате которого он теряет речь, а его правая часть тела оказывается парализованной, однако, снимать фильмы он уже не может. При помощи Вима Вендерса в 1995 году Антониони ставит кинокартину 'За облаками'. 30 июля 2007 года Микеланджело умирает, достигнув мировой славы.

Фильмы Антониони Микеланджело

микеланджело антониони фильмы

"Идентификация женщины" (1982), "Профессия: репортер" (1975), "Забриски пойнт" (1970), "Затмение" (1961), "Ночь" (1960), "Блоу-ап" (1967), "Красная пустыня" (1964), "Приключение" (1960), "Крик" (1957) и др.

Награды

Микеланджело Антониони - обладатель множества наград в кинематографе. Он собрал самые высокие награды всех трех наипрестижнейших мировых кинофестивалей: Берлинского, Венецианского и Каннского. После Антониони это достижение удалось повторить только американцу Роберту Олтмену. Он был награжден «Золотым медведем», «Серебряным львом», «Золотой пальмовой ветвью», почетным «Оскаром», «Золотым львом» и множеством других престижных премий и призов. В Италии Микеланджело Антониони считается одним из самых значимых режиссеров.

микеланджело антониони награды

Режиссерский стиль

Шесть кинокартин Антониони характеризуются элементами триллера и детектива. Обычно режиссер использует намеки на остросюжетность, чтобы привлечь зрителя.

Для Микеланджело Антониони актеры - только пешки в партии, или же, как он выразился однажды, «движущиеся пространства». Как правило, персонажи его кинокартин принадлежат к среднему классу, к его самой верхушке. Кинорежиссер объясняет предпочтение именно этой социальной прослойки тем, что, если бы он поместил персонажей в «пролетарские» условия, то ограниченные материальные ресурсы воспринимались бы зрителями как первоисточник их психологических проблем.

Отступая в этом случае от сути неореализма, режиссер четко следовал ему в плане отказа от фоновой музыки как одного из дешевых средств манипулирования эмоциями зрителей. Дж. Розенбаум, американский критик, называет одним из основных достоинств кинокартин Антониони высокую культуру паузы, вторичность диалогов и приглушенность.