Анастасия Георгиевская: биография, семья, актерская карьера, фильмография, причина смерти

0
0

Актриса Георгиевская Анастасия Павловна блистала на экранах Советского Союза в середине двадцатого столетия. На счету актрисы около восьмидесяти ролей в театре и кино. Ее голосом говорят герои советских мультфильмов. За свою деятельность в театре и кино актриса получила звания Народной и Заслуженной артистки СССР.

Детство

Родилась актриса Анастасия Георгиевская в дореволюционной России. Произошло это 25 октября 1914 года. Родным городом актрисы стал Орел, являющийся центром одноименной губернии. В беспорядочных и жестоких событиях Октябрьской революции 1917 года девочка потеряла родителей. На тот момент ей было три года. Родственников, которые могли бы позаботиться о малышке, не нашлось. Единственный на тот момент выход - это поступление в Школу-коммуну. Жизнь в таких школах была несладкой, но без куска хлеба сироты не оставались.

Актриса в молодости

Юность

Окончив школу, Анастасия Георгиевская пошла учиться в фабрично-заводское училище. Там девушка освоила профессию слесаря и токаря. Но не о такой работе мечтала юная Настя. Ее тянуло к творчеству. Работая на машиностроительном заводе, девушка участвовала в самодеятельности. Первой ее сценой стал Театр для детей и молодежи в родном Орле. В то время он был непрофессиональным и назывался "Живая газета". Зрителям очень полюбилась талантливая игра и звонкий голос Анастасии Георгиевской.

Москва

Поверив в свои силы, юная актриса твердо решила изменить свою жизнь и поехала в Москву. Здесь артистичную девушку сразу взяли на работу в Театр юного зрителя. На тот момент смелой провинциалке было всего пятнадцать лет. Через два года Георгиевская поступила в ГИТИС. Ее педагогом стала талантливая актриса Нина Николаевна Литовцева. Именно она привила Анастасии Георгиевской интеллигентную и тонкую манеру исполнения ролей.

В фильме "Сапоги"

После ВГИКа

Институт Георгиевская окончила в 1935 г. В следующем году она поступила в Московский академический театр, основанный Станиславским и Немировичем-Данченко. Первая роль в театре была эпизодической. Это была постановка Николая Вирты "Земля". Работать по сценарию лауреата Сталинской премии для начинающей артистки было большой честью. Кроме того, Анастасия Георгиевская получила огромное удовольствие и неоценимый опыт, работая на одной сцене с целой плеядой звезд: Ольгой Книппер-Чеховой, Иваном Москвиным, Василием Качаловым, Ольгой Андровской.

Затем актрису задействовали в пьесе Мориса Метерлинка "Синяя птица", в поставке "Грозы" Островского и в пьесе Максима Горького "Достигаев и другие". С 1940 года Георгиевская зарекомендовала себя как серьезная актриса. Значимой в этот период стала роль Натальи Ивановны в пьесе Антона Чехова "Три сестры". Молодая актриса стала уверенно чувствовать себя в партнерстве с Клавдией Еланской, Аллой Тарасовой, Ангелиной Степановой, Михаилом Болдуманом, Николаем Хмелевым, Борисом Ливановым.

Театр

Актриса очень любила работу в театре. Пятьдесят лет она посвятила своему МХАТу. До самой своей смерти Анастасия Георгиевская гордилась тем, что застала в живых его основателей. Она успела перенять опыт прекрасных преподавателей и реформаторов - Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. На протяжении долгих лет актриса воплощала множество образов. Вот некоторые из них:

  • ключница в комедии Александра Островского "Трудовой хлеб";
  • горничная леди Тизл в пьесе Ричарда Шеридана "Школа злословия";
  • жена слесаря Клеща Анна в драме Максима Горького "На дне";
  • торговка и женщина с платком в пьесе Николая Погодина "Кремлевские куранты";
  • дочь Лавра Прибыткова Ирина в комедии Александра Островского "Последняя жертва";
  • мачеха в сказке Самуила Маршака "Двенадцать месяцев";
  • миссис Джаджен в пьесе Джорджа Бернанда Шоу "Ученик дьявола";
  • жена Егора Булычева Ксения в пьесе Максима Горького "Егор Булычев и другие";
  • слесарша Февронья Пошлепкина в комедии Николая Гоголя "Ревизор";
  • мамаша Павла Обноскина в спектакле по повести Федора Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели";
  • жена Павлина Курослепова в комедии Александра Островского "Горячее сердце".
"А может это любовь"

Раскол

В 1970 году руководителем МХАТа стал Олег Ефремов. Он стал переделывать старорежимный театр. Разрушение многолетних традиций оскорбило многих членов труппы театра. Несогласные во главе с Татьяной Дорониной покинули МХАТ и основали свой театр. Анастасия Георгиевская присоединилась к ним. Название нового театра осталось прежним, к нему прибавилось лишь уточнение - "имени Горького". Георгиевской на тот момент было уже семьдесят три года. На сцене нового МХАТа она успела сыграть лишь одну роль: Дарью Пинигину в постановке повести Валентина Распутина "Прощание с Матерой".

Кино

В кино Анастасия Георгиевская начала сниматься в довольно зрелом возрасте. Во время премьеры первого фильма с ее участием актрисе исполнилось тридцать семь лет. Это был исторический фильм Михаила Чиаурели "Незабываемый 1919-й год". Актрису пригласили на небольшую роль Милочки.

В следующем году Владимир Петров пригласил звезду МХАТа в свою комедию "Ревизор" на главную роль - Анны Андреевны, жены городничего. Гергиевской удалось очень органично воплотить образ дородной, напыщенной и глуповатой мещанки.

Роль в "Ревизоре"

Затем была удачная роль сестры-хозяйки дома отдыха "Липки" в комедии Андрея Тутышкина "Безумный день". В том же 1956 году актрису зовут сниматься в социальной драме Виталия Войтецкого "Своими руками". Затем Анастасия Павловна воплотила следующие образы на широком экране:

  • мать троих погибших сыновей в драме Бориса Барнета "Аннушка";
  • роль Кочетковой в драме Владимира Шределя "Неоплаченный долг";
  • жена Дегтярева в комедии Ирины Поплавской "Месть";
  • содержательница дома терпимости в экранизации романа Льва Толстого "Воскресение";
  • роль Марьи Павловны в драме Юлия Райзмана "А если это любовь";
  • сиделка Петтон в драме Сергея Алексеева "Теперь пусть уходит".

Одним из любимых зрителями образов стала роль учителя географии Серафимы Павловны в четырехсерийной комедийной мелодраме "Большая Перемена". Последнюю роль в кино актриса сыграла в 1987 году. Это был трехсерийный детектив Юнуса Юсупова "Случай в Аэропорту". Георгиевская сыграла Марию Мансуровну Курбатову.

Последняя роль

Озвучка

Кроме театра и кино, Анастасия Георгиевская занималась озвучиванием мультфильмов. Ее голосом говорили:

  • коза из сказки Леонида Альмарика "Кошкин дом";
  • лиса из рисованной комедии "Заяц-симулянт";
  • зайчиха из сказки Владимира Полковникова "Раз, два - дружно!";
  • лиса из комедии Сергея Михалкова "Сказки для больших и маленьких";
  • корова из мультфильма Юрия Прыткова "В стране невыученных уроков";
  • баба Яга в сказке "Мы ищем кляксу";
  • черепаха в мультфильме Ефима Гамбурга "Фантик";
  • баба Яга в сказке Владимира Пекаря "Василиса Прекрасная".

Также актриса участвовала в нескольких постановках на радио.

Уход из жизни

могила актрисы

Страшная смерть Анастасии Георгиевской до сих пор остается неразгаданной. По словам соседей, в последние годы одинокая актриса, желая общения, приводила в дом непонятных людей. В их компании она выпивала. Однажды актриса перестала выходить на связь. Обеспокоенные коллеги вызвали милицию. Вскрыв квартиру, сотрудники МВД обнаружили Георгиевскую мертвой.

Тело пролежало в доме около недели. Криминалисты не нашли следов насилия. Но соседи утверждали, что слышали шаги и видели зажженный свет. Кроме того, вещи актрисы были раскиданы. А на теле были повреждения. Их списали на укусы собаки, которая все время находилась рядом с хозяйкой. Получилось так, что начинала актриса свой жизненный путь в одиночестве, и закончила его одна. Похоронили Анастасию Георгиевскую на Кунцевском кладбище в 1990 году.