Общая рентабельность: формула расчета
Анализ прибыли и рентабельности фирмы является наиважнейшей частью аналитической работы предприятий в современных условиях. Это исследование дает возможность выявлять ошибки в финансовой деятельности компании, обеспечивает руководство информационной базой, а также помогает разработать перспективы и пути дальнейшего развития и определять резервы максимального увеличения прибыли и рентабельности фирмы. В связи с этим актуальность статьи связана с тем, что в современных условиях без продуманного грамотного анализа эффективности фирмы и выявления основных факторов, которые оказывают влияние на рентабельность, невозможно поднять уровень полученных доходов фирмой и выйти на безубыточный объем реализации.
Понятие
Механизм управления эффективностью компании и финансовыми результатами есть взаимодействие факторов финансовой деятельности, которое влечет за собой рост доходности фирмы, снижение ее затрат. В связи с чем используют показатель рентабельности, который учитывает динамику доходов и затрат, а также показывает их соотношение с выбранными базами для расчета.
Показатель рентабельности оказывает существенное влияние на принятие решений для обеспечения прибыльности, экономической стабильности фирмы со стороны руководства.
Выявление возможностей роста прибыльности для компании определяет различные варианты и модификации ее показателей и формул, которые мы рассмотрим далее.
Цели анализа и расчета рентабельности
Назначение расчета показателя эффективности для фирмы очень велико. В его процессе могут быть решены следующие задачи:
- исследование всех вариантов получения прибыли фирмы в соответствии с ее ресурсами и активами в условиях рынка;
- аудит финансовых результатов фирмы и процессов их формирования;
- поиск и выявление резервов роста эффективности;
- оценка фирмы;
- поиск мероприятий по росту финансовых показателей и рентабельности.
Анализ проводится не только с целью внутренних нужд фирмы, но и для оценки ее эффективности, для инвесторов и владельцев бизнеса. При взятии кредита компанией в банке последний может запросить данные расчетов, которые могут стать исходным моментом в решении вопроса о предоставлении кредитных средств.
Расчет общей рентабельности по формуле необходим в случаях:
- получения кредитных средств от банка;
- при оценке перспектив развития фирмы;
- при оценке эффективности продаж;
- при сравнении с конкурентными позициями.
Откуда берется информация для расчета
При расчете показателя рентабельности используют информационные источники, среди которых выделены внешние и внутренние.
Источники анализа рентабельности
Внешние | Внутренние |
Показатели общеэкономического состояния в стране | Финансовая и бухгалтерская отчетность |
Рыночные показатели конъюнктуры | Отчет о финансовых результатах |
Показатели по основным и крупным конкурентам на рынке | Бухгалтерский баланс |
В отчете о финансовых результатах можно использовать такие значения как: выручка от реализации, затраты, прочие доходы и расходы, прибыль. В бухгалтерском балансе можно взять данные о состоянии активов и их источниках.
Как выглядит формула расчета?
Под рентабельностью понимают относительный показатель, который отражает прибыльность фирмы. Формула рентабельности предприятия общая определяется как отношение показателя прибыли (финансовых результатов) к показателю, отдачу которого нам нужно узнать (расходы, активы и т.д.).
Рентабельность показывает размер прибыли в потраченном рубле фирмы.
Коэффициент общей рентабельности и его формула выглядят следующим образом:
Р = П / х * 100 %
где Р – рентабельность общая, %
П – размер прибыли, тыс. руб.
х – показатель, по которому будем оценивать эффективность, тыс. руб.
Так как рентабельность измеряется в %, то умножение происходит на 100.
Направления исследования рентабельности
Оценка доходности фирмы | Оценка доходности товаров (продукции), затрат, ресурсов |
Деление прибыли на выручку | Деление прибыли на затраты (себестоимость) |
Деление прибыли на собственный капитал | Деление прибыли на основной капитал (средства) |
Деление прибыли на заемный капитал | Деление прибыли на оборотный капитал |
Деление прибыли на число сотрудников | |
Деление прибыли на фонд оплаты труда |
Приведем пример расчета общей рентабельности по формуле.
Компания ООО «...» получила следующие результаты деятельности за 2017 год:
- прибыль составила 500 000 руб.;
- выручка составила 900 000 руб.;
Расчетный показатель:
Рентабельность общая = прибыль / выручка * 100% = 500 000 / 900 000 * 100% = 55,6%
Общая рентабельность и формула по балансу выглядит следующим образом:
Р = стр.2300 / стр.2110 * 100 %
где стр.2300 – прибыль до налогообложения, тыс. руб.
стр.2110 – выручка, тыс. руб.
Основные виды рентабельности можно подразделить на следующие типы:
- рентабельность по активам;
- рентабельность по капиталу;
- рентабельность по продажам;
- рентабельность по продукции
Рентабельность предприятия
Данный показатель является мерилом эффективности фирмы, при которой используются данные по основным средствам компании. Он рассматривается как отношение прибыли к среднему значению основных фондов компании.
Для расчета данного показателя необходимо:
- рассчитать среднее значение основных фондов компании:
ОФср= (ОФнг + ОФкг) / 2
где ОФнг – основные фонды на начало года, тыс. руб.
ОФкг – основные фонды на конец года, тыс. руб.
- рассчитать исследуемый коэффициент общей рентабельности по формуле для предприятия:
Рпред = П / ОФср * 100 %
где П – прибыль фирмы, тыс. руб.
Данный показатель может быть использован инвесторами и владельцами для оценки всего предприятия в целом (либо его вложений).
Рентабельность продукции
Данный показатель может выявить эффективность затрат, то есть долю прибыли в каждом полученной рубле фирмы при реализации продукции.
Общая рентабельность предприятия и формула расчета по продукции выглядит так:
Рпрод = Пр / С * 100 %
где Пр – прибыль от реализации, тыс. руб.
С – затраты на продукцию, тыс. руб.
Вместо значения прибыли от реализации можно взять также чистую прибыль.
Рентабельность активов
Данные показатели позволяют определить целесообразность применения определенных ресурсов фирмы.
Как опрелеляется общая рентабельность активов? Формула расчета может быть представлена вариантами:
- рентабельность чистых активов:
Рча = П / ЧА * 100 %,
где П – сумма прибыли, тыс. руб.
ЧА – сумма чистых активов, тыс. руб.
- рентабельность текущих активов:
Рта = П / ТА * 100 %,
где ТА – текущие активы, тыс. руб.
- рентабельность активов:
Ра = А/ Б * 100 %,
где Б – среднегодовая сумма итого баланса, тыс. руб.
- рентабельность производственных фондов:
Рпф = П / ПФ * 100 %.
где ПФ – производственные фонды, тыс. руб.
Рентабельность капитала
Данный показатель дает возможность оценить эффективность капитала и вложений фирмы в ту или иную сферу деятельности.
Общая рентабельность капитала и формула расчета выглядят следующим образом:
Кра = ЧП / К * 100 %
где Кра – рентабельность активов, %
ЧП – размер чистой прибыли, тыс. руб.
К – размер капитала, тыс. руб.
Другой вариант:
Кра = ВП / К * 100 %
где ВП – прибыль валовая, тыс. руб.
Выбор формулы определяется целыми анализа. При этом общая рентабельность формула расчета по балансу в отношении капитала будет выглядеть следующим образом:
Кра = стр.2100 / (или 2200 или 2300 или 2400) / ((стр.1600 н.г.+стр.1600 кг)/2) * 100%
где (стр.1600 н.г.+стр.1600 кг)/2 – среднегодовая величина капитала фирмы, т.р.
Рентабельность продаж
Это один из основных видов рентабельности, который рассчитывается для анализа фирмы. Он позволяет понять, сколько прибыли имеет компания с одного рубля выручки. Общая формула расчета рентабельности продаж выглядит следующим образом:
Рп = П / В,
где П – прибыль от реализации, тыс. руб.
В – суммарная выручка фирмы, тыс. руб.
Прибыль может быть как валовая, так и операционная, чистая и т.д. Можно взять любой из этих видов прибыли и просчитать данный показатель. Все зависит от целей анализа.
Итоги расчетов
После того как проведены все расчеты общей рентабельности по формулам за несколько периодов в динамике, необходимо сделать выводы:
- Низкая рентабельность продаж означает, что цена продукции высока.
- Низкая рентабельность персонала означает, что на фирме перебор с сотрудниками или высокий уровень оплаты труда.
- Низкая рентабельность продаж также может означать, что, возможно, завышена себестоимость в структуре цены.
- Рентабельность конкретных товаров говорит об эффективности их производства и реализации.
Как повысить эффективность и прибыльность?
В основе роста рентабельности фирмы лежит применение инновационных решений для компании, которое дает возможность вывести на рынок какой-то новый товар, новую услугу с лучшим качеством и характеристиками для освоения новых рынков сбыта.
Варианты роста прибыльности по факторам следующие:
- Темп роста выручки от реализации выше темпа роста понесенных расходов. Причиной такой ситуации может быть рост объемов реализации и структурные изменения в ассортименте. Рост объемов реализации влечет за собой рост выручки в соответствии с воздействием показателя производственного левериджа. Рост выручки также может быть обеспечен ростом цены продукции, экономией затрат.
- Темп снижения затрат выше темпа снижения выручки. Причинами такой ситуации могут быть рост цен на продукцию либо изменение структуры ассортимента. В такой ситуации показатель рентабельности увеличится, хотя объем выручки может снижаться.
- Рост выручки и снижение затрат. Такая ситуация возможна благодаря росту цен, структурным изменениям ассортимента, изменениям норм расходов. Данный вариант очень благоприятен для фирмы в плане роста рентабельности.
В целом за основу роста прибыльности фирмы можно взять рост ее доходов и сокращение (оптимизацию) ее затрат. При расчете разных коэффициентов используют разные базовые значения, поэтому воздействие на эффективность оказывают не только доходы и расходы, но и состояние структуры активов фирмы, источников их формирования, направлений деятельности.
Например, при изменении структуры капитала можно изменить показатели рентабельности инвестиций, при изменении структуры производства можно повлиять на рентабельность продаж и т.д. В таких ситуациях эффективность оценивают комплексно благодаря анализу общей рентабельности по формуле.
Заключение
Факторы роста рентабельности фирмы оказывают следующее воздействие: при росте дохода предприятия и сокращении издержек и затрат показатель растет, а значит, растет и экономическая эффективность фирмы в целом.
В последние годы прибыльность большинства российских предприятий резко снизилась, что связано с влиянием внешней неблагоприятной среды, ростом расходов, воздействием конкуренции. Положение дел может быть улучшено при изыскании резервов роста эффективности бизнеса и направлений улучшения функционирования компании.
Руководству компании рекомендуется искать определенный баланс среди всех возможных методов исчисления рентабельности и эффективности для того, чтобы добиться четкого результата.
Похожие статьи
- Чем заняться дома, чтобы заработать денег? Виды заработка на дому
- Рейтинг лучших аудиокниг: список, рецензии и отзывы читателей
- Популярные виды спорта для девочек
- Как узнать, где моя накопительная часть пенсии - пошаговая инструкция и рекомендации
- Как набрать вес мужчине в домашних условиях быстро?
- Банки партнеры ВТБ (банка). Снятие без комиссии
- Что делают из нефти? Основные нефтепродукты