Что такое единство? Значение, происхождение, синонимы

0
0

Что такое единство? Это понятие имеет множество оттенков своего значения. Оно употребляется в различных областях жизни. Например, в философской науке, богословии, психологии, математике. Подробно о том, что такое единство, будет рассказано в статье.

Варианты истолкования

Единство природы и человека

Значение слова «единство» в словаре имеет три варианта:

  • Согласно первому, это свойство, соответствующее значению прилагательного «единый». Подробнее о нем будет рассказано ниже.
  • Второй вариант говорит о совпадении, общности, солидарности.
  • Третий обозначает монолитность, неразделимость, цельность.

Далее для более пристального изучения того, что такое единство, будет рассмотрено значение прилагательного «единый», на которое идет ссылка в словаре.

Единый

У этого прилагательного также имеется несколько оттенков значения. Среди них:

  • Один, тот что представлен хотя бы в единственном экземпляре.
  • С пометкой «устаревшее» – лишь один, единственный.
  • Нераздельный, цельный.
  • Общий, один и тот же.

Для лучшего понимания того, что такое единство, целесообразным будет рассмотреть происхождение слова.

Этимология

Единение с природой

Существительное «единство» происходит от прилагательного «единый». Последнее образовано от праславянского прилагательного edin. От него произошли следующие понятия:

  • старославянское ѥдинъ;
  • русское «один», «единый»;
  • украинское «один»;
  • белорусское «адзин»;
  • болгарское «един»;
  • сербохорватское «едан»;
  • словенское édǝn;
  • чешское, польское и словацкое jeden;
  • верхнелужское jedyn;
  • нижнелужское jaden.

По мнению лингвистов, праславянское edin состоит из двух частей: ed и in. Первая из них, вероятно, происходит от латинского местоимения ессе, значение которого «се», «вон», а также местоимения ecquis, обозначающего «кто-нибудь». Еще возможно происхождение от умбрского eřek, erse, означающих «кто-нибудь». Основа указанных местоимений — индоевропейская, то есть местоимение «е».

Вторая часть, in, обозначает «иной» и связана с:

  • древнелатинским oinos, ūnus;
  • греческим οἴνη, что значит «одно очко»;
  • ирландским óin, oen, означающим «один»;
  • готским ains — «один».

Отсюда же происходят и такие слова, как:

  • русское «одинец», обозначающее старого кабана, который живет отдельно от стада;
  • украинское «одинець» в том же значении;
  • польское odyniec, что на русский язык переводится как «кабан», «вепрь».

Две позиции

Единство мира

В философии понятие «единство» трактуется как взаимная связь между определенными предметами, процессами. Посредством нее образуется целостная система взаимодействия, которая является внутренне устойчивой в изменениях. Но одновременно она включена в широкую систему, находящуюся в мировом пространстве, вечном и бесконечном. Единство мира рассматривается с двух философских позиций:

  • С материалистической точки зрения единство и многообразие, являющееся фактом, доказательство которого — вся история познания и деятельность людей в материальном мире.
  • С позиции идеализма единство явлений считается лишь идеальным единством, результатом целесообразной деятельности Бога, духа, человека.

В ранней античной философии

Платон и Аристотель

Древними философами единство мира воспринималось как очевидный факт, не требующий никаких доказательств. Единство лежит в основе всех построений и предпосылок. В качестве исходной точки, с которой рассматривается всеобщее единство всех явлений, выступает материальное первоначало. Из него состоит окружающий человека мир, а также он сам.

Многообразие мира состоит из различных видоизменений, одних и тех же стихий или всевозможных сочетаний одних и тех же частиц. Основание и сущность единства мира и присущих ему явлений — это всеобщее первоначало. Как правило, оно трактуется как некая телесная, чувственно воспринимаемая субстанция. Например, воздух, вода, огонь.

Так, согласно Демокриту, то, что воспринимается чувствами, в своей основе имеет общий состав, характерный для любой вещи. Это атомы. Пифагором были заложены основы, объясняющие единство с количественно-математической точки зрения. Платон делал акцент не только на одной логической стороне проблемы.

Аристотель делал попытки объединения двух традиций, с одной стороны — античного материализма, с другой — некоторых положений платоновской идеалистической диалектики. Аристотель дал несколько определений понятия «единство». Он старался отыскать для него универсальную формулировку. В конечном счете философ предпочел придерживаться пифагорейско-платоновской традиции, которая предполагает, что сущность единого состоит в том, что в известном смысле оно являет собой начало числа.

День народного единства

Минин и пожарский

Является в России одним из государственных праздников. Его отмечают 4 ноября, а установлен он в 2005 году. Эта дата выбрана в связи с историческими событиями, которые были очень важными для российского государства. Вот их хронология:

  • 22 октября 1612 года воины народного ополчения, возглавляемые Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, штурмовали Китай-город и взяли его. Гарнизону Речи Посполитой пришлось отступить в Кремль. В Китай-город князь Пожарский вступил с иконой, изображающей Казанскую Божью Матерь.
  • 23 октября командованием гарнизона, состоящего из поляков, была подписана капитуляция. Из Кремля были выпущены московские бояре и другие знатные лица.
  • 24 октября гарнизон окончательно сдался.

Царь Алексей Михайлович в 1649 году отдал приказ, предписывающий отмечать праздник иконы Казанской Богоматери и летом, и осенью, а именно в октябре, 22 числа, по юлианскому календарю. Тогда у него родился первый сын, Дмитрий.

Этот праздник, связанный с избавлением столицы и всей России от поляков, присутствует в народном православном календаре и по сей день. В 20-м и 21-м веках дню, обозначенному в юлианском календаре как 22 октября, в григорианском соответствует дата 4 ноября. Именно ее и выбрали как день праздника народного единства.