Обществознание о том, что составляет духовный мир человека

0
0

Взрослые редко используют слово «духовность» в общении с детьми, хотя ее формированию в них уделяют массу времени ежедневно. Объяснения того, что такое хорошо и что такое плохо, упражнения в добрых поступках и порицание неблаговидных, поощрение любознательности и способностей — это узкая тропинка в широкий духовный мир взрослого человека.

Материалисты и идеалисты о духовности

Люди, лишенные духовности, живут по законам звериной стаи: кто сильнее, тот и прав. Как говорил Л. Н. Толстой, наихудшие те, кто свою жизнь подчиняет выгоде. Но что составляет духовный мир человека?

что составляет духовный мир человека

Философия, религия, психология рассматривают этот вопрос с разных точек зрения — материалистической и идеалистической. Духовность — это:

Религия

Философия

Психология

Следование Божественному промыслу и заповедям. Чистота помыслов и дел. Послушание и скромность.

Индивидуальная свобода, творчество, любовь, жизненная активность, ответственность за свою жизнь. Добро, сострадание, совестливость, красота.

Способ существования зрелой личности, ее свобода и ответственность, стремление к познанию.

Не трудно заметить, что в обязательный перечень показателей духовности входит желание и умение самого человека строить свою жизнь в соответствии с общественными моральными правилами и принципами. Он не бездумный последователь чьего-то учения, а активный строитель, который, по словам Л. Толстого, живет своими мыслями и чужими чувствами.

С точки зрения обществознания

Мысль и сознание, духовность не поддаются научным методам исследования — наблюдению, эксперименту и анализу, поскольку являются нематериальными проявлениями деятельности нервной системы человека, мозга.

что составляет духовный мир человека обществознание

Что составляет духовный мир человека, обществознание объясняет следующим образом.

Сознанию здорового психически человека свойственны такие признаки, как саморегуляция и планирование, творческая постановка рациональных целей, цельность мировоззрения. Но так же выражается и духовность, характеристика которой дополняется следующими признаками:

  • наличие у человека смысла существования, идеалов, стремление к всестороннему саморазвитию;
  • осознанная систематизация знаний, потребностей, интересов;
  • активное желание плодотворно трудиться на благо общества.

Зрелый член общества готов работать над собственным внутренним миром, постигать на любом жизненном этапе суть того, что составляет духовный мир человека, делиться его богатствами с окружающими.

Осознанный выбор личности

Мысли и переживания толкают человека на определенные поступки. Их выбор многое говорит о его психике. Степень духовности ее составляющих предопределяет, какими будут его действия: моральными или аморальными. То, что составляет духовный мир человека, выражается в его поведении, а оно не может быть оторванным от жизни окружающих его людей.

Долг и справедливость, трудолюбие, умение радоваться, переживать по поводу того, что происходит вокруг, готовность к отстаиванию личных и общечеловеческих ценностей. Эти качества, которые индивид сознательно культивирует в себе, можно назвать мерилом того, что составляет духовный мир человека (Обществознание, 6 класс).

что составляет духовный мир человека 6 класс

На противоположном полюсе свойств личности стоят зло, неблагодарность, лень, предательство, эгоизм, скудоумие, бесчувственность, равнодушие. Это признаки бездуховности, крайней ограниченности внутреннего мира.

Факторы становления

Человек не рождается с готовыми установками и убеждениями:

  1. Первое место среди условий формирования тех качеств личности, что составляют духовный мир человека (6 класс, Обществоведение), занимает, конечно, семья.
  2. Школьная система воспитания лишь корректирует ее влияние, если оно недостаточное или негативное.
  3. Ознакомление с мировым духовным достоянием. Эстетическое воспитание, введение в мир современного и прошлого искусства, литературы, народного творчества, достижений науки, обучение оценочному отношению к ним с точки зрения духовности или бездуховности содержания.

Самовоспитание. Выходя за пределы семьи, человек обязательно попадает под влияние общепринятых правил и вынужден согласовывать с ними свое поведение, мысли, чувства. Но осознание этой зависимости предполагает не соглашательскую его позицию, а критическое отношение к социальным процессам и стремление повысить качество не только своей жизни, но и общественной.

что составляет духовный мир человека обществознание 6

Человек мыслящий ищет доказательства разумности и правомерности внешних влияний, а не принимает их на веру. Нравственные знания постепенно перерастают в убеждения. Это, в свою очередь, формирует высокую культуру чувствования и поведения, что составляет духовный мир человека.