Дизельный двигатель Д-240: технические характеристики, устройство и схема
Дизельный двигатель Д-240 широко используется в сельскохозяйственной технике, в частности в тракторах МТЗ. Этот надежный и неприхотливый двигатель обладает рядом преимуществ.
Технические характеристики двигателя Д-240
Д-240 относится к числу четырехтактных дизельных двигателей воздушного охлаждения. Его рабочий объем составляет 5,115 литра. Мощность двигателя равна 55 лошадиным силам при номинальной частоте вращения 2200 об/мин. Крутящий момент достигает 244 Нм при 1300-1400 об/мин.
Двигатель дизельный Д-240 рассчитан на работу на дизельном топливе марки Л-0,2-40 или Л-0,2-62. Система питания - непосредственный впрыск топлива. Охлаждение - воздушное, с помощью вентилятора. Снаряженная масса двигателя составляет 250 кг.
Устройство дизельного двигателя
Конструктивно двигатель Д-240 состоит из блока цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения и других систем.
В блоке цилиндров размещено 4 цилиндра диаметром 105 мм. Ход поршня равен 125 мм. Степень сжатия составляет 16,5. Поршни изготовлены из алюминиевого сплава, имеют 4 кольцевые канавки под поршневые кольца.
Кривошипно-шатунный механизм обеспечивает преобразование возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. Шатуны стальные, двутаврового сечения.
Система питания двигателя Д-240
Топливная система дизеля Д-240 включает топливные баки, фильтры очистки, топливоподкачивающий насос, форсунки и трубопроводы. Используется прямой впрыск топлива в камеру сгорания.
Воздух для горения поступает через впускной коллектор. Охлаждение наддувочного воздуха происходит в воздухоохладителе. Регулирование подачи топлива осуществляет механический всережимный регулятор.
Система смазки Д-240
Смазочная система двигателя комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленвала, подшипники распредвала. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием.
Масляный насос всасывает масло из картера и под давлением подает его по масляным каналам к точкам смазки. Излишки масла стекают обратно в картер.
Какая в двигателе Д-240 система охлаждения
Система охлаждения двигателя Д-240 - воздушная, принудительная. Охлаждающий воздух забирается вентилятором из окружающей среды и подается внутрь блока цилиндров.
Теплообмен осуществляется через оребренные стенки цилиндров. Вентилятор приводится от коленчатого вала ременной передачей. Температура охлаждающей жидкости регулируется термостатом.
Система пуска двигателя
Пуск дизельного двигателя Д-240 осуществляется при помощи электростартера мощностью 3 кВт. Питание подается от аккумуляторных батарей напряжением 12 В.
При низких температурах для облегчения пуска используется система предпускового подогрева воздуха во впускном коллекторе. Также возможен пуск двигателя с помощью рукоятки при отказе электростартера.
Дизельный двигатель Д-240 демонстрирует высокую надежность и долговечность в работе. Его конструкция позволяет успешно эксплуатировать этот силовой агрегат в самых разных условиях.
Ремонт и техническое обслуживание Д-240
Для поддержания двигателя Д-240 в рабочем состоянии необходимо своевременно проводить техническое обслуживание и ремонт. Регламентные работы включают замену масла, фильтров, проверку и регулировку тепловых зазоров в КШМ, очистку систем охлаждения и вентиляции.
При капитальном ремонте производится разборка двигателя, замена изношенных деталей, в том числе поршневых колец, вкладышей подшипников, сальников. Обязательна промывка и очистка всех каналов и полостей.
Модификации двигателя Д-240
На базе двигателя Д-240 был создан ряд модификаций с улучшенными характеристиками. Д-240А имеет форсированную до 60 л.с. мощность за счет повышения степени сжатия. Д-240Б оснащен турбонаддувом и развивает 80 л.с.
Д-240ВФ оснащен системой охлаждения наддувочного воздуха и имеет мощность 90 л.с. Д-242 - форсированная до 68 л.с. модификация для тракторов кл. 1,4. Д-243 - форсированный 85-сильный вариант Д-240.
Дальнейшее совершенствование дизеля Д-240 позволит повысить его мощностные и экономические показатели, сохранив простоту конструкции и надежность этого двигателя.
Применение двигателя Д-240
Дизельный двигатель Д-240 широко применяется в качестве силовой установки в сельскохозяйственных тракторах и комбайнах отечественного производства.
Основной трактор, на который устанавливался Д-240 - МТЗ-80. Также этот двигатель использовался на МТЗ-82, МТЗ-1221, Т-25А, Т-28А3 и многих других машинах.
Комбайны "Нива" и "Енисей" также оснащались мотором Д-240. Кроме сельхозтехники, он применялся на автомобилях, в стационарных и судовых установках.
Преимущества двигателя Д-240
Главные достоинства дизеля Д-240 - простота конструкции, надежность, неприхотливость в эксплуатации. Он может работать на различных сортах дизтоплива, в том числе низкого качества.
Двигатель долговечен, способен наработать до капремонта 20-30 тыс. моточасов. Обслуживание простое, ремонтопригодность высокая. Стоимость эксплуатации невысокая.
Недостатки двигателя Д-240
Основные недостатки Д-240 - невысокие удельная мощность и КПД, повышенный расход топлива, шумность. Морально устарела конструкция с воздушным охлаждением и карбюраторным питанием.
Дымность выхлопа не соответствует современным нормам токсичности. Требуются частые регулировки тепловых зазоров в КШМ. Недостаточная мощность не позволяет использовать двигатель на современной технике.
Перспективы модернизации
Модернизация Д-240 может идти по пути форсирования мощности, перевода на жидкостное охлаждение, оснащения турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива.
Это позволит резко снизить удельный расход топлива и токсичность отработавших газов, повысить ресурс и КПД двигателя. Модернизированный Д-240 сможет успешно использоваться на современной технике.
Особенности эксплуатации Д-240
Для надежной работы двигателя Д-240 необходимо соблюдать правила эксплуатации и техобслуживания. Важно использовать рекомендованные марки масел и топлива, своевременно заменять фильтры и техжидкости.
Необходимо контролировать температурный режим, не допускать перегрева двигателя. Следить за чистотой системы впуска воздуха, состоянием ремней. Избегать длительной работы на холостом ходу.
Типичные неисправности Д-240
К типичным неисправностям двигателя Д-240 относятся: повышенный расход масла из-за износа цилиндропоршневой группы, падение компрессии и мощности, течь топлива, засорение форсунок, поломки привода распредвала.
Причины - нарушение регламентов техобслуживания, использование некачественного топлива, износ основных узлов и систем двигателя. Своевременное ТО поможет избежать дорогостоящего ремонта.
Запасные части для Д-240
Запчасти для двигателя Д-240 производятся многими предприятиями в странах СНГ. В ассортименте имеются поршни, поршневые кольца, вкладыши, сальники, прокладки, подшипники, фильтры, ремни, топливная аппаратура.
Качественные неоригинальные запчасти обеспечивают надежную работу двигателя и позволяют существенно сэкономить на ремонте по сравнению с фирменными.
Диагностика двигателя
Диагностику Д-240 рекомендуется проводить в специализированном сервисе с использованием профессионального оборудования. Проверяются компрессия, расход масла, давление в системе смазки, производительность топливного насоса.
По результатам диагностики определяют техническое состояние двигателя и неисправные узлы, требующие ремонта или замены. Своевременная диагностика Д-240 позволяет предотвратить серьезные поломки.
Похожие статьи
- Как правильно выбрать стекло защитное для смартфона
- Машина не заводится: возможные причины и методы их устранения
- "Синий экран смерти": что делать? Windows 7 - коды ошибок, решение проблем. Переустановка Windows 7
- Как освободить внутреннюю память на "Андроиде": пошаговая инструкция
- Как делать хештеги в "Инстаграме": пошаговая инструкция и рекомендации
- Какой тип матрицы монитора лучше? Тип матрицы монитора AH-IPS
- Признак неисправности датчика массового расхода воздуха. Как определить неисправность датчика