Дизельный двигатель Д-240: технические характеристики, устройство и схема

0
0

Дизельный двигатель Д-240 широко используется в сельскохозяйственной технике, в частности в тракторах МТЗ. Этот надежный и неприхотливый двигатель обладает рядом преимуществ.

Технические характеристики двигателя Д-240

Д-240 относится к числу четырехтактных дизельных двигателей воздушного охлаждения. Его рабочий объем составляет 5,115 литра. Мощность двигателя равна 55 лошадиным силам при номинальной частоте вращения 2200 об/мин. Крутящий момент достигает 244 Нм при 1300-1400 об/мин.

Двигатель дизельный Д-240 рассчитан на работу на дизельном топливе марки Л-0,2-40 или Л-0,2-62. Система питания - непосредственный впрыск топлива. Охлаждение - воздушное, с помощью вентилятора. Снаряженная масса двигателя составляет 250 кг.

Рука механика настраивает двигатель

Устройство дизельного двигателя

Конструктивно двигатель Д-240 состоит из блока цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения и других систем.

В блоке цилиндров размещено 4 цилиндра диаметром 105 мм. Ход поршня равен 125 мм. Степень сжатия составляет 16,5. Поршни изготовлены из алюминиевого сплава, имеют 4 кольцевые канавки под поршневые кольца.

Кривошипно-шатунный механизм обеспечивает преобразование возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. Шатуны стальные, двутаврового сечения.

Система питания двигателя Д-240

Топливная система дизеля Д-240 включает топливные баки, фильтры очистки, топливоподкачивающий насос, форсунки и трубопроводы. Используется прямой впрыск топлива в камеру сгорания.

Воздух для горения поступает через впускной коллектор. Охлаждение наддувочного воздуха происходит в воздухоохладителе. Регулирование подачи топлива осуществляет механический всережимный регулятор.

Тракторист на МТЗ в пшеничном поле

Система смазки Д-240

Смазочная система двигателя комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленвала, подшипники распредвала. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием.

Масляный насос всасывает масло из картера и под давлением подает его по масляным каналам к точкам смазки. Излишки масла стекают обратно в картер.

Какая в двигателе Д-240 система охлаждения

Система охлаждения двигателя Д-240 - воздушная, принудительная. Охлаждающий воздух забирается вентилятором из окружающей среды и подается внутрь блока цилиндров.

Теплообмен осуществляется через оребренные стенки цилиндров. Вентилятор приводится от коленчатого вала ременной передачей. Температура охлаждающей жидкости регулируется термостатом.

Система пуска двигателя

Пуск дизельного двигателя Д-240 осуществляется при помощи электростартера мощностью 3 кВт. Питание подается от аккумуляторных батарей напряжением 12 В.

При низких температурах для облегчения пуска используется система предпускового подогрева воздуха во впускном коллекторе. Также возможен пуск двигателя с помощью рукоятки при отказе электростартера.

Дизельный двигатель Д-240 демонстрирует высокую надежность и долговечность в работе. Его конструкция позволяет успешно эксплуатировать этот силовой агрегат в самых разных условиях.

Ремонт и техническое обслуживание Д-240

Для поддержания двигателя Д-240 в рабочем состоянии необходимо своевременно проводить техническое обслуживание и ремонт. Регламентные работы включают замену масла, фильтров, проверку и регулировку тепловых зазоров в КШМ, очистку систем охлаждения и вентиляции.

При капитальном ремонте производится разборка двигателя, замена изношенных деталей, в том числе поршневых колец, вкладышей подшипников, сальников. Обязательна промывка и очистка всех каналов и полостей.

Модификации двигателя Д-240

На базе двигателя Д-240 был создан ряд модификаций с улучшенными характеристиками. Д-240А имеет форсированную до 60 л.с. мощность за счет повышения степени сжатия. Д-240Б оснащен турбонаддувом и развивает 80 л.с.

Д-240ВФ оснащен системой охлаждения наддувочного воздуха и имеет мощность 90 л.с. Д-242 - форсированная до 68 л.с. модификация для тракторов кл. 1,4. Д-243 - форсированный 85-сильный вариант Д-240.

Дальнейшее совершенствование дизеля Д-240 позволит повысить его мощностные и экономические показатели, сохранив простоту конструкции и надежность этого двигателя.

Применение двигателя Д-240

Дизельный двигатель Д-240 широко применяется в качестве силовой установки в сельскохозяйственных тракторах и комбайнах отечественного производства.

Основной трактор, на который устанавливался Д-240 - МТЗ-80. Также этот двигатель использовался на МТЗ-82, МТЗ-1221, Т-25А, Т-28А3 и многих других машинах.

Комбайны "Нива" и "Енисей" также оснащались мотором Д-240. Кроме сельхозтехники, он применялся на автомобилях, в стационарных и судовых установках.

Преимущества двигателя Д-240

Главные достоинства дизеля Д-240 - простота конструкции, надежность, неприхотливость в эксплуатации. Он может работать на различных сортах дизтоплива, в том числе низкого качества.

Двигатель долговечен, способен наработать до капремонта 20-30 тыс. моточасов. Обслуживание простое, ремонтопригодность высокая. Стоимость эксплуатации невысокая.

Недостатки двигателя Д-240

Основные недостатки Д-240 - невысокие удельная мощность и КПД, повышенный расход топлива, шумность. Морально устарела конструкция с воздушным охлаждением и карбюраторным питанием.

Дымность выхлопа не соответствует современным нормам токсичности. Требуются частые регулировки тепловых зазоров в КШМ. Недостаточная мощность не позволяет использовать двигатель на современной технике.

Перспективы модернизации

Модернизация Д-240 может идти по пути форсирования мощности, перевода на жидкостное охлаждение, оснащения турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива.

Это позволит резко снизить удельный расход топлива и токсичность отработавших газов, повысить ресурс и КПД двигателя. Модернизированный Д-240 сможет успешно использоваться на современной технике.

Особенности эксплуатации Д-240

Для надежной работы двигателя Д-240 необходимо соблюдать правила эксплуатации и техобслуживания. Важно использовать рекомендованные марки масел и топлива, своевременно заменять фильтры и техжидкости.

Необходимо контролировать температурный режим, не допускать перегрева двигателя. Следить за чистотой системы впуска воздуха, состоянием ремней. Избегать длительной работы на холостом ходу.

Типичные неисправности Д-240

К типичным неисправностям двигателя Д-240 относятся: повышенный расход масла из-за износа цилиндропоршневой группы, падение компрессии и мощности, течь топлива, засорение форсунок, поломки привода распредвала.

Причины - нарушение регламентов техобслуживания, использование некачественного топлива, износ основных узлов и систем двигателя. Своевременное ТО поможет избежать дорогостоящего ремонта.

Запасные части для Д-240

Запчасти для двигателя Д-240 производятся многими предприятиями в странах СНГ. В ассортименте имеются поршни, поршневые кольца, вкладыши, сальники, прокладки, подшипники, фильтры, ремни, топливная аппаратура.

Качественные неоригинальные запчасти обеспечивают надежную работу двигателя и позволяют существенно сэкономить на ремонте по сравнению с фирменными.

Диагностика двигателя

Диагностику Д-240 рекомендуется проводить в специализированном сервисе с использованием профессионального оборудования. Проверяются компрессия, расход масла, давление в системе смазки, производительность топливного насоса.

По результатам диагностики определяют техническое состояние двигателя и неисправные узлы, требующие ремонта или замены. Своевременная диагностика Д-240 позволяет предотвратить серьезные поломки.