Ракета "Восток" готова к запуску с космодрома
12 апреля 1961 года весь мир взорвала сенсационная новость - на орбиту Земли выведен первый в истории человечества космический корабль "Восток" с человеком на борту! Этот прорыв в освоении космоса стал возможен благодаря уникальной советской ракете-носителю - "Восток". Давайте разберемся, как устроена эта легендарная ракета и почему она навсегда вписала свое имя в историю покорения космоса.
История создания ракеты "Восток"
В 1950-х годах в СССР развернулась гонка за освоение космоса. Главной задачей стала разработка мощной ракеты, способной доставить человека на орбиту Земли. Основой для создания такой ракеты стала разработанная ранее в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 (индекс ГРАУ — 8К71).
Ракета Р-7 имела оригинальную 1пакетную схему1, когда четыре боковых блока первой ступени располагались вокруг центрального блока второй ступени. Эта схема обеспечивала высокую устойчивость ракеты на стартовом столе.
На базе Р-7 в конце 1950-х годов и была создана ракета "Восток"
. Для увеличения грузоподъемности к существующей двухступенчатой ракете добавили третью ступень - блок "Е". Это позволило увеличить скорость и высоту выведения полезной нагрузки. А главной целью создания ракеты "Восток"
стала доставка на орбиту космического корабля с человеком.
Ракета "Восток" стала плодом коллективного труда инженеров под руководством главного конструктора С.П. Королева. Их целью было вывести на орбиту пилотируемый корабль.
Конструкция и характеристики ракеты "Восток"
Ракета "Восток"
изготовлена по пакетной схеме и состоит из трех ступеней. На всех ступенях в качестве топлива используется керосин и жидкий кислород.
Первые две ступени включают 5 блоков: один центральный блок длиной 28,75 м и диаметром 2,95 м, а также четыре боковых блока длиной 19,8 м и диаметром 2,68 м. Боковые блоки имеют коническую форму и расположены симметрично вокруг центрального блока. В полете перед отключением двигателей боковые блоки отделяются от центрального.
Третья ступень оснащена двигателем РД-0109 и соединяется с центральным блоком второй ступени.
Для управления полетом и разделением ступеней используются специальные системы управления.
Максимальная масса полезного груза, которую могла вывести ракета "Восток"
на низкую околоземную орбиту, составляет 4725 кг. Этого было достаточно, чтобы отправить в космос пилотируемый корабль "Восток".
Общая длина ракеты "Восток"
составляет 38 м, диаметр по концам стабилизаторов - 10 м. Стартовая масса - 287 тонн. Благодаря пакетной схеме ракета "Восток"
отличалась высокой устойчивостью на стартовом столе, что повышало безопасность запусков.
Запуск ракеты "Восток"
Перед запуском ракеты "Восток"
проводилась тщательная подготовка как самой ракеты-носителя, так и космического корабля. Корабль устанавливался в головной обтекатель третьей ступени, который защищал его при прохождении плотных слоев атмосферы.
Последовательность запуска двигателей была следующей:
- Одновременный запуск двигателей всех блоков на стартовом столе.
- Отделение боковых блоков первой ступени после выработки топлива.
- Продолжение работы двигателя центрального блока второй ступени.
- Сброс головного обтекателя после выхода в космос.
- Отделение второй ступени, запуск двигателя третьей ступени.
- Достижение орбитальной скорости и отделение корабля.
На всех этапах полета ракеты "Восток"
работали системы управления движением и разделением ступеней. Они обеспечивали выведение корабля точно на расчетную орбиту. При нештатных ситуациях системы управления также позволяли минимизировать последствия отказов и аварий ракеты-носителя.
Исторический полет Гагарина
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур был осуществлен запуск ракеты "Восток"
с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным на борту корабля "Восток". Благодаря слаженной работе всех систем ракета "Восток"
выполнила свою историческую миссию на отлично - корабль с Гагариным был выведен точно на расчетную орбиту. Этот полет вошел в историю как первый в мире полет человека в космос и стал прорывом в освоении космического пространства.
Запуск Гагарина на ракете "Восток" открыл дорогу в космос для всего человечества.
Другие запуски ракеты "Восток"
Всего в период с 1958 по 1964 год было осуществлено 26 пусков ракеты "Восток"
. Она выводила на орбиту не только пилотируемые корабли серии "Восток", но и автоматические аппараты серий "Луна", "Космос", "Метеор". Было создано несколько модификаций этой ракеты-носителя
: "Восток-2", "Восток-2М", "Восток-3" и другие. Они отличались двигателями и системами управления.
Не обошлось и без неудач при запусках "Востоков". Были аварии из-за отказов системы управления и нештатного выключения двигателей. К счастью, все пилотируемые запуски прошли успешно. В 1964 году ракета "Восток"
была снята с эксплуатации в связи с появлением более совершенных ракет-носителей. Однако она навсегда останется в истории как первая ракета, открывшая эру пилотируемых полетов в космос.
"Восток" сегодня
Сегодня ракета "Восток"
экспонируется в нескольких музеях космонавтики. На ВДНХ в Москве с 1967 года стоит полноразмерный 25-тонный макет этой ракеты. Ракета "Восток"
внесла неоценимый вклад в развитие отечественного ракетостроения. Ее наработки активно использовались при создании более современных ракет-носителей семейства Р-7 - "Союз", "Молния" и других.
А в памяти человечества ракета "Восток"
навечно останется как героическое орудие первых космонавтов, открывшее дорогу к звездам.
Технический комплекс для запуска ракеты "Восток"
Для подготовки и осуществления запусков ракеты "Восток" на космодромах создавался специальный технический комплекс.
Он включал в себя:
- Стартовый стол с системами фиксации ракеты.
- Башню обслуживания для доступа к ракете.
- Наземный измерительный комплекс для проверки систем.
- Средства подачи компонентов топлива и сжатых газов.
- Системы энергоснабжения и связи.
- Укрытие для защиты от непогоды.
- Железнодорожные пути для доставки ракеты.
Все эти компоненты обеспечивали успешную подготовку ракеты "Восток" к запуску в кратчайшие сроки.
Ракета "Восток" как объект изучения и воспроизведения
Конструкция ракеты "Восток" до сих пор представляет большой интерес для изучения и воссоздания ее отдельных элементов и деталей.
Инженеры и энтузиасты-любители пытаются:
- Воспроизвести отдельные узлы ракеты в миниатюре.
- Построить макеты двигательных установок.
- Собрать точную копию системы управления.
- Смоделировать процесс разделения ступеней.
- Провести огневые испытания моделей двигателей.
Такие работы помогают лучше разобраться в деталях этой исторической конструкции и сохранить опыт для будущих разработок.
Люди, создавшие ракету "Восток"
Создание ракеты "Восток" стало возможным благодаря самоотверженному труду большого коллектива инженеров и рабочих.
В их числе можно отметить:
- Главный конструктор С.П. Королев.
- Его заместитель В.П. Мишин.
- Конструктор двигателей В.П. Глушко.
- Руководитель наземных испытаний Н.А. Пилюгин.
- Инженер В.С. Будник.
- Технолог Б.Е. Черток.
Без их огромного личного вклада не состоялся бы этот триумф советской инженерной мысли.
Перспективы запуска ракеты "Восток" в современных условиях
В наши дни ракета "Восток" уже устарела как средство выведения полезных грузов. Однако периодически возникают предложения использовать ее для туристических суборбитальных полетов.
Преимущества такого решения:
- Высокий исторический и эмоциональный фактор.
- Сравнительная простота и надежность конструкции.
- Возможность запуска с уже имеющихся площадок.
Однако потребуются серьезная модернизация и адаптация ракеты под современные требования безопасности.
Похожие статьи
- Фредди Меркури: биография, личная жизнь, причина смерти
- Расписка долговая: образец. Как составить расписку?
- Профессиональные достижения: примеры в резюме
- Пример характеристики для награждения почетной грамотой работника
- Медянка ядовитая или нет? Медянка обыкновенная: описание, среда обитания
- Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия
- Можно ли вернуть товар без чека? Как сделать это правильно?