Ракета "Восток" готова к запуску с космодрома

0
0

12 апреля 1961 года весь мир взорвала сенсационная новость - на орбиту Земли выведен первый в истории человечества космический корабль "Восток" с человеком на борту! Этот прорыв в освоении космоса стал возможен благодаря уникальной советской ракете-носителю - "Восток". Давайте разберемся, как устроена эта легендарная ракета и почему она навсегда вписала свое имя в историю покорения космоса.

История создания ракеты "Восток"

В 1950-х годах в СССР развернулась гонка за освоение космоса. Главной задачей стала разработка мощной ракеты, способной доставить человека на орбиту Земли. Основой для создания такой ракеты стала разработанная ранее в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 (индекс ГРАУ — 8К71).

Ракета Р-7 имела оригинальную 1пакетную схему1, когда четыре боковых блока первой ступени располагались вокруг центрального блока второй ступени. Эта схема обеспечивала высокую устойчивость ракеты на стартовом столе.

На базе Р-7 в конце 1950-х годов и была создана ракета "Восток". Для увеличения грузоподъемности к существующей двухступенчатой ракете добавили третью ступень - блок "Е". Это позволило увеличить скорость и высоту выведения полезной нагрузки. А главной целью создания ракеты "Восток" стала доставка на орбиту космического корабля с человеком.

Ракета "Восток" стала плодом коллективного труда инженеров под руководством главного конструктора С.П. Королева. Их целью было вывести на орбиту пилотируемый корабль.

Конструкция и характеристики ракеты "Восток"

Ракета "Восток" изготовлена по пакетной схеме и состоит из трех ступеней. На всех ступенях в качестве топлива используется керосин и жидкий кислород.

Первые две ступени включают 5 блоков: один центральный блок длиной 28,75 м и диаметром 2,95 м, а также четыре боковых блока длиной 19,8 м и диаметром 2,68 м. Боковые блоки имеют коническую форму и расположены симметрично вокруг центрального блока. В полете перед отключением двигателей боковые блоки отделяются от центрального.

Третья ступень оснащена двигателем РД-0109 и соединяется с центральным блоком второй ступени.

Для управления полетом и разделением ступеней используются специальные системы управления.

Максимальная масса полезного груза, которую могла вывести ракета "Восток" на низкую околоземную орбиту, составляет 4725 кг. Этого было достаточно, чтобы отправить в космос пилотируемый корабль "Восток".

Общая длина ракеты "Восток" составляет 38 м, диаметр по концам стабилизаторов - 10 м. Стартовая масса - 287 тонн. Благодаря пакетной схеме ракета "Восток" отличалась высокой устойчивостью на стартовом столе, что повышало безопасность запусков.

юрий гагарин перед полетом улыбается

Запуск ракеты "Восток"

Перед запуском ракеты "Восток" проводилась тщательная подготовка как самой ракеты-носителя, так и космического корабля. Корабль устанавливался в головной обтекатель третьей ступени, который защищал его при прохождении плотных слоев атмосферы.

Последовательность запуска двигателей была следующей:

  1. Одновременный запуск двигателей всех блоков на стартовом столе.
  2. Отделение боковых блоков первой ступени после выработки топлива.
  3. Продолжение работы двигателя центрального блока второй ступени.
  4. Сброс головного обтекателя после выхода в космос.
  5. Отделение второй ступени, запуск двигателя третьей ступени.
  6. Достижение орбитальной скорости и отделение корабля.

На всех этапах полета ракеты "Восток" работали системы управления движением и разделением ступеней. Они обеспечивали выведение корабля точно на расчетную орбиту. При нештатных ситуациях системы управления также позволяли минимизировать последствия отказов и аварий ракеты-носителя.

старт ракеты «восток» на рассвете

Исторический полет Гагарина

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур был осуществлен запуск ракеты "Восток" с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным на борту корабля "Восток". Благодаря слаженной работе всех систем ракета "Восток" выполнила свою историческую миссию на отлично - корабль с Гагариным был выведен точно на расчетную орбиту. Этот полет вошел в историю как первый в мире полет человека в космос и стал прорывом в освоении космического пространства.

Запуск Гагарина на ракете "Восток" открыл дорогу в космос для всего человечества.

Другие запуски ракеты "Восток"

Всего в период с 1958 по 1964 год было осуществлено 26 пусков ракеты "Восток". Она выводила на орбиту не только пилотируемые корабли серии "Восток", но и автоматические аппараты серий "Луна", "Космос", "Метеор". Было создано несколько модификаций этой ракеты-носителя: "Восток-2", "Восток-2М", "Восток-3" и другие. Они отличались двигателями и системами управления.

Не обошлось и без неудач при запусках "Востоков". Были аварии из-за отказов системы управления и нештатного выключения двигателей. К счастью, все пилотируемые запуски прошли успешно. В 1964 году ракета "Восток" была снята с эксплуатации в связи с появлением более совершенных ракет-носителей. Однако она навсегда останется в истории как первая ракета, открывшая эру пилотируемых полетов в космос.

"Восток" сегодня

Сегодня ракета "Восток" экспонируется в нескольких музеях космонавтики. На ВДНХ в Москве с 1967 года стоит полноразмерный 25-тонный макет этой ракеты. Ракета "Восток" внесла неоценимый вклад в развитие отечественного ракетостроения. Ее наработки активно использовались при создании более современных ракет-носителей семейства Р-7 - "Союз", "Молния" и других.

А в памяти человечества ракета "Восток" навечно останется как героическое орудие первых космонавтов, открывшее дорогу к звездам.

Технический комплекс для запуска ракеты "Восток"

Для подготовки и осуществления запусков ракеты "Восток" на космодромах создавался специальный технический комплекс.

Он включал в себя:

  • Стартовый стол с системами фиксации ракеты.
  • Башню обслуживания для доступа к ракете.
  • Наземный измерительный комплекс для проверки систем.
  • Средства подачи компонентов топлива и сжатых газов.
  • Системы энергоснабжения и связи.
  • Укрытие для защиты от непогоды.
  • Железнодорожные пути для доставки ракеты.

Все эти компоненты обеспечивали успешную подготовку ракеты "Восток" к запуску в кратчайшие сроки.

Ракета "Восток" как объект изучения и воспроизведения

Конструкция ракеты "Восток" до сих пор представляет большой интерес для изучения и воссоздания ее отдельных элементов и деталей.

Инженеры и энтузиасты-любители пытаются:

  • Воспроизвести отдельные узлы ракеты в миниатюре.
  • Построить макеты двигательных установок.
  • Собрать точную копию системы управления.
  • Смоделировать процесс разделения ступеней.
  • Провести огневые испытания моделей двигателей.

Такие работы помогают лучше разобраться в деталях этой исторической конструкции и сохранить опыт для будущих разработок.

Люди, создавшие ракету "Восток"

Создание ракеты "Восток" стало возможным благодаря самоотверженному труду большого коллектива инженеров и рабочих.

В их числе можно отметить:

  • Главный конструктор С.П. Королев.
  • Его заместитель В.П. Мишин.
  • Конструктор двигателей В.П. Глушко.
  • Руководитель наземных испытаний Н.А. Пилюгин.
  • Инженер В.С. Будник.
  • Технолог Б.Е. Черток.

Без их огромного личного вклада не состоялся бы этот триумф советской инженерной мысли.

Перспективы запуска ракеты "Восток" в современных условиях

В наши дни ракета "Восток" уже устарела как средство выведения полезных грузов. Однако периодически возникают предложения использовать ее для туристических суборбитальных полетов.

Преимущества такого решения:

  • Высокий исторический и эмоциональный фактор.
  • Сравнительная простота и надежность конструкции.
  • Возможность запуска с уже имеющихся площадок.

Однако потребуются серьезная модернизация и адаптация ракеты под современные требования безопасности.