Что такое проставка под стойку? Принцип работы и функция

0
0

Проставки под стойки - распространенный способ повышения проходимости автомобиля. Но не все знают, как именно они работают и влияют на ходовые качества. Давайте разберемся!

Что такое проставка и для чего она нужна

Проставка под стойку - это деталь, устанавливаемая между кузовом автомобиля и элементами подвески, такими как амортизаторная стойка или пружина. Основная функция проставки - увеличение клиренса, то есть расстояния от низшей точки днища машины до дорожного покрытия.

Различают передние и задние проставки. Передние ставятся на стойки типа Макферсон, задние - под пружины зависимой или полузависимой подвески. Есть также межвитковые проставки для рессор и пружин.

Установка проставок нужна для повышения проходимости автомобиля при движении по пересеченной местности, а также для компенсации "проседания" подвески при перегрузках. Кроме того, дополнительный клиренс уменьшает вероятность "зацепов" элементов подвески и днища о неровности дороги.

Наши менеджеры помогут с выбором, оформят доставку и будут рады рассказать об установке тех или иных деталей!

Однако у проставок есть и минусы. Установка влечет за собой изменение штатной геометрии и кинематики подвески, что сказывается на управляемости и плавности хода. Кроме того, приходится удлинять амортизаторы и менять настройки углов установки колес.

Устройство проставки под стойку

Конструктивно проставки представляют собой кольца, тарелки или "баранки" определенной толщины из различных материалов:

  • Пластик или полиамид
  • Алюминий
  • Полиуретан
  • Резина

Передние проставки крепятся на верхних опорах стоек типа Макферсон. Задние устанавливаются над пружинами зависимой или полузависимой балки.

Для независимых задних подвесок проставки монтируются аналогично передним - на верхние опоры стоек или пружин.

Высота проставки подбирается исходя из желаемого увеличения клиренса. Стандартные значения - от 20 до 60 мм.

Чем мягче материал проставки, тем плавнее ход подвески. Жесткие алюминиевые проставки эффективны для увеличения клиренса, но ухудшают комфорт. Оптимальный вариант - проставки из полиуретана или резины.

Внедорожник на горе на закате

Принцип работы проставки под стойку

Установка проставки меняет соотношение элементов подвески относительно кузова автомобиля. Рассмотрим на примере передней стойки типа Макферсон:

  1. Проставка устанавливается между верхней опорой стойки и кузовом
  2. При этом стойка как бы "выдвигается" из кузова, не меняя положения нижнего шарового шарнира
  3. В итоге увеличивается наклон стойки и расстояние до дороги в зоне крепления кузова

Аналогичный принцип работы и у задних проставок, за исключением конструкции с жесткой балкой, где клиренс в центральной зоне не меняется.

Таким образом "поднимается" кузов относительно основных узлов подвески - стоек, пружин, рычагов. Это увеличивает дорожный просвет и снижает вероятность "зацепов".

Однако изменение геометрии ведет к уменьшению хода амортизатора и другим нежелательным эффектам. Поэтому проставки часто устанавливают в комплексе с удлиненными амортизаторами и регулировкой углов установки колес.

Установка проставки своими руками

Монтаж проставок возможно осуществить самостоятельно, при наличии инструмента, навыков и терпения. Потребуются:

  • Набор торцевых головок
  • Ключи рожковые и трещотки
  • Домкрат и стойки
  • Оправки для пресса

Для передней стойки Макферсон:

  1. Снять стойку и колесо
  2. Удлинить шпильки крепления или использовать переходники
  3. Установить проставку и собрать стойку
  4. Отрегулировать развал-схождение

Для задней пружинной подвески:

  1. Поднять задний мост домкратом
  2. Снять пружину с опор
  3. Надеть проставку на пружину
  4. Установить пружину на место

Обязательно требуется проставка под стойку корректная установка и регулировка всех узлов подвески, иначе возможны проблемы с управляемостью и износом шин.

Также важно правильно подобрать высоту проставок и амортизаторов, чтобы получить нужный эффект увеличения клиренса без потери устойчивости автомобиля.

Крупный план подвески автомобиля

Правила эксплуатации автомобиля с проставками

После установки проставок и регулировки подвески необходимо соблюдать особые правила эксплуатации автомобиля. Рассмотрим наиболее важные моменты:

  • Не превышать скоростной режим, рекомендованный для движения по бездорожью
  • Плавно входить в повороты, не допуская резких маневров
  • Регулярно проверять затяжку крепежа подвески
  • Следить за давлением и состоянием шин

Эксплуатация автомобиля с проставками требует более частого техобслуживания подвески. Необходимы своевременная замена амортизаторов, сайлентблоков, шаровых опор и других изнашиваемых деталей.

Проставки на автомобилях ВАЗ и Тойота

Рассмотрим особенности установки проставок стойки ВАЗ и проставок стойки Тойота:

На передней подвеске ВАЗ устанавливаются проставки толщиной 20-30 мм между стойкой и опорой. Оптимальный вариант - полиуретановые кольца желтого цвета. После установки обязательна регулировка углов установки колес.

Передняя подвеска Тойота имеет двойные поперечные рычаги. Проставки стойки Тойота монтируются под верхнюю опору. Рекомендуется использовать проставки на 10-20 мм из полиуретана для сохранения плавности хода.

Проставки и страховка КАСКО

Важный вопрос - будет ли действовать полис КАСКО после установки проставок? Однозначного ответа нет. Некоторые страховые компании накладывают ограничения:

  • Требуют внести изменения в полис
  • Ограничивают максимальную высоту проставок
  • Могут отказать в выплате при аварии, если проставки стали ее причиной

Поэтому перед установкой проставок рекомендуется уточнить условия страхования в вашей компании. Лучше сохранять чеки на покупку проставок и проведение регулировочных работ.

Выбор оптимальной высоты проставки

При подборе проставок важно правильно определить необходимую высоту подъема. Существуют следующие рекомендации:

  • Для седанов и хетчбеков - не более 30-50 мм
  • Для внедорожников и кроссоверов - до 80-100 мм
  • Передний и задний подъем должны быть сбалансированы

Чрезмерная высота проставок приведет к повышенному износу шин, ухудшению управляемости и снижению остаточной стоимости автомобиля.

Также важно учитывать нагрузку и условия эксплуатации конкретного автомобиля. Для полной загрузки и бездорожья требуется больший дорожный просвет.

Типичные ошибки при установке проставок

Чтобы минимизировать риски при установке проставок, важно избегать типичных ошибок:

  • Неправильный подбор высоты проставок
  • Нарушение баланса переднего и заднего подъема
  • Отсутствие регулировки углов установки колес
  • Пренебрежение заменой изношенных деталей подвески
  • Недооценка влияния проставок на управляемость

Также распространенные ошибки возможны при самостоятельной установке:

  • Неправильный монтаж или демонтаж узлов
  • Ослабление крепежа из-за некачественной затяжки
  • Повреждение защитных чехлов и пыльников
  • Нарушение регулировок после сборки подвески

Компенсация недостатков заводской подвески

Кроме увеличения клиренса, проставки могут применяться для компенсации недостатков заводской конструкции подвески:

  • При чрезмерном "проседании" задней подвески
  • Для устранения крена кузова в одну сторону
  • Чтобы выравнять зазоры в подвеске после замены пружин
  • При необходимости небольшой регулировки дорожного просвета

Однако такие "лечебные" меры - вынужденная импровизация. Лучше устранять проблемы подвески качественным ремонтом, не прибегая к проставкам.

Мифы об установке проставок

Существует ряд распространенных мифов об установке проставок:

  • Что проставки поднимают только кузов, не влияя на дорожный просвет
  • Что они улучшают ходовые качества автомобиля
  • Что после их установки не нужна регулировка углов
  • Что можно ставить проставки бесконечной высоты

На самом деле, эти утверждения ошибочны. Проставки влияют на геометрию подвески и требуют обязательных регулировок. Их высота должна быть разумной, а ожидания - реалистичными.

Альтернативы проставкам

Если проставки по каким-то причинам не подходят, существуют альтернативные способы увеличения клиренса:

  • Установка более высокого дорожного просвета от завода
  • Использование колес большего диаметра
  • Замена стандартной подвески на подъемную
  • Установка лифт-кита с увеличенным ходом подвески

Однако все эти методы, как правило, сложнее и дороже, чем проставки. Поэтому для многих автолюбителей проставки остаются оптимальным решением.