Рост акцизов на топливо в 2023 году: как это скажется на ценах?

0
0

Цены на топливо растут не первый год. Этот рост вызван многими факторами: мировой конъюнктурой, изменением курса валют, инфляцией. Однако одним из ключевых факторов остаются акцизы на топливо. Их повышение напрямую влияет на стоимость бензина и дизеля на заправках. Правительство регулярно индексирует ставки акцизов. Что это значит для автолюбителей в 2023 году?

Крупный план женщины с обеспокоенным выражением лица, заправляющей бензин в свой автомобиль на автозаправочной станции. На ней строгий серый костюм и белая блузка. Она хмурит брови, поглядывая на дисплей топливного счетчика, где быстро растет сумма. Бензо

История акцизов на топливо в России

Акцизы на топливо появились в России в начале 2000-х годов. До этого подакцизными товарами считались в основном алкоголь и табак. С введением акцизов государство получило дополнительный инструмент регулирования цен на топливо и пополнения бюджета.

Акцизы на нефтепродукты впервые введены в 2001 году и составляли всего 1300 рублей за тонну бензина и 1100 рублей за тонну дизельного топлива.

С тех пор ставки акцизов регулярно повышались. Ключевые этапы роста:

  • 2007 год - акцизы выросли в 2 раза из-за отмены льгот для нефтяников.
  • 2011 год - рост акцизов на 30% на фоне высоких цен на нефть.
  • 2015 год - очередное удвоение ставок в преддверии кризиса.
  • 2018 год - повышение акцизов на 20% по инициативе Минфина.

Последние 5 лет ставки акцизов индексировались на уровень инфляции. В итоге к 2022 году акцизы выросли более чем в 10 раз по сравнению с началом 2000-х:

Вид топлива Акциз в 2022 году
Бензин класса 5 13 100 руб./тонну
Дизельное топливо 10 130 руб./тонну

По данным ФНС, в 2021 году в бюджет РФ от уплаты акцизов на топливо поступило более 1,5 трлн рублей. Это около 15% всех налоговых доходов страны.

Сегодня доля акцизов в цене литра АИ-95 составляет примерно 6 рублей или около 13% от средней цены по России.

Механизм акцизов на топливо

Плательщиками акцизов на топливо являются предприятия, которые производят, перерабатывают или импортируют подакцизные нефтепродукты. Это нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие заводы, импортеры топлива.

Акцизы уплачиваются с объема реализованного или экспортированного топлива. Сумма акциза рассчитывается отдельно для каждого вида топлива, умножая объем на ставку акциза.

Ставки акцизов в 2023 году составляют:

  • 13 100 руб./тонну для бензина класса 5
  • 10 130 руб./тонну для дизельного топлива
  • 2 800 руб./тонну для авиакеросина

Акцизы уплачиваются ежемесячно, не позднее 25 числа следующего месяца. Контроль уплаты акцизов осуществляет ФНС.

Предприятия могут получать налоговые вычеты по акцизам, например, на топливо, использованное на собственные технологические нужды.

За нарушение сроков уплаты или занижение сумм акцизов предусмотрен штраф до 80% от суммы задолженности.

Таким образом, рост акцизов прямо влияет на издержки предприятий топливного сектора. Часть этих издержек перекладывается на конечного потребителя через повышение розничных цен.

Вид на закате на длинную змеящуюся автостраду, которая проходит сквозь поросшие травой холмы с редкими деревьями. По дороге движется лишь несколько одиноких автомобилей. Мягкий теплый свет создает умиротворяющее настроение.

Изменение акцизов на топливо в 2023 году

В 2023 году правительство планирует повысить акцизы на топливо. Это предусмотрено основными направлениями бюджетной и налоговой политики.

Ставки акцизов на бензин и дизельное топливо вырастут на 4,9%. Таким образом, акциз на бензин составит 13 758 рублей за тонну, на дизель - 10 629 рублей.

Дополнительно будет скорректирован топливный демпфер - механизм стабилизации цен на топливо. Выплаты нефтяным компаниям по демпферу снизятся в 2 раза.

По оценкам Минфина, совокупный эффект от индексации акцизов и корректировки демпфера приведет к росту цен на бензин на 1,5 рубля за литр, на дизельное топливо - на 1,7 рубля.

Реакция участников рынка на повышение акцизов

Представители нефтяных компаний и аналитики дают неоднозначные оценки последствиям повышения акцизов на топливо.

С одной стороны, это увеличит нагрузку на нефтяной сектор и приведет к сокращению инвестпрограмм. С другой стороны, компании смогут компенсировать потери за счет повышения отпускных цен.

По словам главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, нефтяники вынуждены будут сократить инвестиции в разведку новых месторождений при сохранении высоких налоговых изъятий.

По прогнозу Российского топливного союза, цены на бензин АИ-95 могут вырасти до 55-60 рублей за литр к концу 2023 года. Это на 15-20% выше текущего уровня.

Риски для экономики и населения

Повышение акцизов и цен на топливо несет риски для экономики и населения России.

Во-первых, это ускорит инфляцию, которая и без того остается на высоком уровне. Во-вторых, вырастет стоимость перевозок, что отразится на цене товаров и услуг.

Для граждан рост цен на бензин означает дополнительную нагрузку на семейный бюджет. При этом зарплаты и доходы населения пока не растут такими же темпами, как цены на топливо.

Таким образом, решение о повышении акцизов имеет как позитивные эффекты для бюджета, так и негативные последствия для экономики и граждан.

Альтернативные способы пополнения бюджета

Помимо повышения акцизов, есть и другие способы увеличить доходы бюджета, не ударяя по карману граждан:

  • Повышение налогов для сырьевых компаний
  • Борьба с уклонением от уплаты налогов
  • Сокращение неэффективных расходов бюджета
  • Приватизация госактивов

Эти меры могут дать схожий бюджетный эффект, но без ущерба для конечных потребителей. Такой подход предпочтительнее в нынешних условиях высокой инфляции и стагнации доходов населения.

Что делать автовладельцам

Несмотря на негативные последствия, повышение акцизов вряд ли удастся предотвратить. Поэтому автовладельцам стоит заблаговременно подготовиться:

  • Подумать о переходе на более экономичный автомобиль
  • Оптимизировать маршруты и стиль вождения
  • Искать выгодные предложения среди АЗС
  • Перейти частично на газомоторное топливо

Такие шаги помогут снизить негативный эффект от подорожания бензина для семейного бюджета.