Жесты регулировщика на дороге: разбираемся в тонкостях
Мало кто из водителей действительно хорошо знает значение жестов регулировщика. А ведь правильное понимание его сигналов поможет избежать аварийных ситуаций и штрафов. Давайте разберемся вместе, что означают различные положения рук инспектора ГИБДД и как правильно на них реагировать.
Кто такой регулировщик и зачем он нужен на дороге
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, регулировщиком называют лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, предусмотренных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование.
Регулировщик должен быть в форменной одежде и иметь отличительный знак - жезл, диск с красным сигналом или световозвращателем. Чаще всего регулирование осуществляют сотрудники ГИБДД.
Ручное регулирование применяется в следующих ситуациях:
- На перекрестках, где из-за поломки не работает светофор
- При проведении дорожных или ремонтных работ
- Во время проведения массовых мероприятий
- При образовании заторов или в целях их предотвращения
Главное правило - указания регулировщика имеют преимущество перед всеми дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора. Поэтому водители и пешеходы обязаны им следовать.
Основные группы жестов регулировщика
Все сигналы регулировщика можно разделить на 3 основные группы:
- Разрешающие - показывают, в каком направлении можно двигаться
- Запрещающие - запрещают движение одного или всех направлений
- Предупреждающие - оповещают о смене сигнала
Рассмотрим каждую группу жестов регулировщика более подробно.
Разрешающие жесты
К разрешающим относятся такие жесты:
- Руки опущены или разведены в стороны при боковом положении корпуса - движение разрешено вперед и направо
- Правая рука вытянута вперед при левом боковом положении корпуса - движение разрешено во всех направлениях
Запрещающие жесты
К запрещающим относятся:
- Рука поднята вверх - движение запрещено во всех направлениях
- Руки опущены или разведены в стороны при фронтальном положении корпуса - движение запрещено
- Правая рука вытянута вперед при фронтальном или правостороннем положении корпуса - движение запрещено
Предупреждающие сигналы
К предупреждающим относится жест:
- Правая рука поднята вверх, левая опущена - идет смена сигнала
Этот жест говорит водителям и пешеходам, что в ближайшее время регулировщик изменит сигнал на противоположный.
Поднятая рука: что это значит?
Самый однозначный и понятный сигнал регулировщика - поднятая вверх рука с жезлом или диском. Этот жест регулировщика означает полный запрет движения во всех направлениях.
Палка вверх устремлена – всем стоять велит она.
Как сказано в пункте 6.10 ПДД, при поднятой вверх руке регулировщика движение жесты регулировщика всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях. Исключение составляют лишь те водители, которые не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению.
Пешеходы в этой ситуации должны освободить проезжую часть или остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки.
При сигнале регулировщика "рука вверх" не имеет значения, какой стороной корпуса инспектор повернут к водителям - движение запрещено в любом случае. Этот жест также отменяет действие любых разрешающих сигналов светофора.
Такой сигнал обычно подается регулировщиком, чтобы полностью остановить движение на перекрестке и пропустить спецтранспорт или расчистить затор.
Запомнить этот однозначный жест регулировщика совсем несложно. Главное правило - рука вверх означает полную остановку для всех участников движения.
Руки в стороны: разница в положении корпуса
Еще один распространенный жест регулировщика - руки, опущенные вниз или разведенные в стороны. Значение этого сигнала зависит от того, как именно инспектор повернут корпус по отношению к движению.
- Если регулировщик стоит боком, то движение разрешено вперед и направо. Пешеходы могут переходить дорогу только по ходу движения.
- Если регулировщик стоит к водителям лицом или спиной, то любое движение запрещено.
То есть, корпус регулировщика в данном случае выступает как "стена", которая либо пропускает машины с одной стороны, либо перекрывает путь с обеих.
"Голые" грудь и спина – для водителя стена!
Этот простой принцип поможет быстро определить, можно ли двигаться при таком положении регулировщика. Нужно лишь обратить внимание, повернут ли инспектор к вам боком или нет.
Для трамваев есть отдельное правило - они могут двигаться только в направлении, указанном вытянутой рукой регулировщика. То есть налево при его боковом положении.
Такие сигналы регулировщик обычно использует, чтобы разделить встречные потоки машин и избежать заторов на дороге. Запомнить их довольно просто, опираясь на положение корпуса инспектора.
Правая рука вперед: самый сложный сигнал
Один из наиболее сложных для понимания жестов регулировщика - вытянутая вперед правая рука. Его значение зависит от того, как именно инспектор повернут к водителям.
- Если регулировщик стоит левым боком с опущенной левой рукой, а правая вытянута вперед, то разрешено движение во всех направлениях.
- Если регулировщик стоит лицом, вытянув правую руку, то можно только поворачивать направо.
- Если регулировщик стоит к водителям спиной или правым боком с вытянутой вперед правой рукой, движение запрещено.
Как видите, ключевым моментом здесь является положение корпуса инспектора. Этот принцип поможет легко запомнить жесты регулировщика с правой рукой вперед.
Для пешеходов сигнал "правая рука вперед" означает запрет перехода проезжей части в любом случае. Исключение - когда регулировщик стоит к ним спиной, тогда можно переходить за его спиной.
Этот жест часто используется регулировщиком, чтобы разделить встречные потоки автомобилей на перекрестке или указать направление объезда во время ремонтных работ.
Другие возможные сигналы регулировщика
Помимо основных жестов руками, регулировщик может подавать водителям и другие сигналы:
- Свисток - для дополнительного привлечения внимания
- Громкоговорящее устройство или жест рукой - для конкретной машины остановиться
- Вращение жезлом - разрешение проезда
- Мах в сторону - ускорить движение или завершить маневр
Эти сигналы помогают регулировщику легко донести до водителей необходимую информацию или привлечь их внимание в сложной ситуации на дороге.
Приоритетность сигналов на дороге
Важно помнить, что указания регулировщика имеют наивысший приоритет на дороге. Даже если они противоречат сигналам светофора, знакам или разметке.
Поэтому правило такое:
- Выполнять указания регулировщика
- Следовать сигналам светофора
- Руководствоваться требованиями знаков и разметки
Если на перекрестке нет регулировщика, то водители должны ориентироваться на светофор. А в случае противоречия знаков и светофора приоритет имеют сигналы светофора.
Ответственность за невыполнение требований
Если водитель проигнорировал требования регулировщика, его ждет административное наказание:
- Штраф 1000 рублей
- При проезде стоп-линии - 800 рублей
- За повторное нарушение в год - 5000 рублей или лишение прав
Для пешеходов, как правило, сначала ограничиваются предупреждением. Но если нарушение зафиксировано, то штраф составит 500 рублей.
Похожие статьи
- Самая большая река в России. 10 самых больших рек России: список с названиями
- Образцы технических заданий. Как правильно составить техническое задание
- Народы Красноярского края: история, традиции, особенности
- Ложный подберезовик: фото, признаки, как выглядит
- Alizee: дата смерти, причина, биография, фото и интересные факты из жизни певицы
- Адам Султанович Делимханов, политик: биография, семья, состояние
- Мировой рекорд по задержке дыхания под водой и на суше. Подводное плавание с задержкой дыхания