Моторчик печки: проблемы и решения

0
0

В холодное время года от надежной работы печки зависит комфорт и безопасность водителя и пассажиров. Однако со временем моторчик печки может выйти из строя. В этой статье мы разберемся, как устроен моторчик, какие бывают неисправности и как их устранить.

Конструкция моторчика печки

Моторчик печки выполняет в системе отопления автомобиля важную функцию - приводит в действие вентилятор, обеспечивая циркуляцию воздуха как при нагреве, так и в режиме вентиляции. Конструктивно моторчик представляет собой электродвигатель постоянного тока с рабочим напряжением 12 или 24 В.

По типу используемого двигателя различают моторчики с коллекторным электродвигателем или бесколлекторным. Коллекторные моторы просты по конструкции и надежны, но требуют периодической замены щеток. Бесколлекторные двигатели долговечнее, но сложнее в подключении.

По исполнению корпуса моторчики делят на открытые и закрытые. Закрытые моторы лучше защищены от внешних воздействий, но хуже охлаждаются. Открытые моторы обладают лучшим теплоотводом, но требуют защиты от попадания пыли и влаги.

В зависимости от расположения вала, различают моторчики с выходом вала с одного торца и с двух торцов. Первые используют одну крыльчатку, вторые - две. Двухсторонние моторчики компактнее, но дороже в обслуживании.

Существуют два основных типа вентиляторов печки - осевые и центробежные. Центробежные вентиляторы с радиальным расположением лопастей являются наиболее распространенным типом, отличаются высокой производительностью и компактностью.

Крыльчатки центробежных вентиляторов бывают одно- и двухрядные. Двухрядные крыльчатки обладают повышенной прочностью и обеспечивают более равномерный поток воздуха.

Существуют два основных варианта взаимного расположения мотора и крыльчатки:

  • Крыльчатка установлена на вал двигателя снаружи;
  • Корпус двигателя частично расположен внутри крыльчатки.

Второй вариант позволяет уменьшить габариты и улучшить охлаждение мотора за счет обдува потоком воздуха.

К основным комплектующим моторчика печки относят корпус, разъемы, крепеж. Корпус, как правило, изготавливается из алюминиевого сплава или пластика. Для электрических соединений используются стандартные разъемы с контактами под припой или болтовым креплением.

Неисправности моторчика печки

За период эксплуатации моторчик печки подвергается воздействию вибраций, перепадов температур, влаги и пыли. Это приводит к износу и отказам. Основные неисправности:

  • Вентилятор не запускается при включении;
  • Посторонние шумы во время работы;
  • Недостаточный нагрев воздуха;

Причины данных проблем могут быть самые разные:

  • Нарушение электроконтактов из-за окисления или ослабления соединений;
  • Износ или загрязнение коллектора и щеток;
  • Обрыв обмоток;
  • Заклинивание ротора из-за износа подшипников;
  • Повреждение лопастей крыльчатки.

Чтобы правильно определить неисправность, необходимо провести диагностику, включающую:

  • Проверку наличия питающего напряжения;
  • Измерение сопротивления обмоток мотора;
  • Проверку вращения вала от внешнего источника питания;
  • Визуальный осмотр вентилятора.

По результатам диагностики можно выявить конкретную поломку и спланировать ремонт.

Открытый блок отопителя во время разборки с видимым моторчиком

Ремонт моторчика печки

В зависимости от выявленной неисправности, ремонт моторчика может включать следующие работы:

  • Замена щеток и очистка коллектора;
  • Ремонт обмоток;
  • Замена подшипников;
  • Ремонт или замена вала ротора;
  • Восстановление лопастей и балансировка крыльчатки;
  • Замена корпусных деталей.

Ремонт может быть как капитальным - с полной разборкой, так и текущим - с заменой только отдельных элементов.

При наличии проблем с электрическими соединениями необходимо восстановить контакты в разъемах и на проводах.

После ремонта следует провести регулировку моторчика и проверить работоспособность на стенде. Это позволит избежать повторных поломок.

Таким образом, зная конструкцию и основные неисправности моторчика печки, можно спланировать ремонт и восстановить работоспособность этого ответственного узла системы отопления.

Замена моторчика печки

Если ремонт невозможен или экономически нецелесообразен, проводится замена моторчика. Существует несколько вариантов:

  • Установка нового оригинального моторчика от производителя;
  • Установка моторчика другого производителя;
  • Установка восстановленного моторчика.

Лучшим вариантом считается оригинальный новый моторчик. Он полностью соответствует техническим параметрам автомобиля и обеспечивает надежную работу.

При выборе моторчика другого производителя следует внимательно изучить его характеристики. Не совсем подходящая модель может дать сбои в работе.

Восстановленные моторчики зачастую оказываются недолговечными из-за остаточных дефектов. Их использование оправдано лишь как временная мера.

Процесс замены включает:

  1. Демонтаж старого моторчика;
  2. Установка нового моторчика на место старого;
  3. Подключение разъемов;
  4. Проверка работоспособности.

Для снятия и установки потребуются отвертки, ключи, а в некоторых случаях съемники и приспособления. Разъемы должны быть соединены с соблюдением полярности.

Особенности замены предусмотрены для разных марок автомобилей. Например, на ВАЗ моторчик часто выполнен в виде единого блока с вентилятором и корпусом.

Стоимость нового моторчика может составлять от 1500 до 4000 рублей. Стоимость работ будет зависеть от трудозатрат и обычно не превышает 1000 рублей. Таким образом, общая сумма редко превышает 5000 рублей.

Выполнив замену моторчика печки самостоятельно, можно существенно сэкономить. Главное - выполнять работы, строго следуя инструкции.

Приборная панель автомобиля с подсветкой

Профилактика и предупреждение поломок

Чтобы моторчик печки прослужил дольше и не выходил из строя, рекомендуется проводить профилактические мероприятия:

  • Регулярно, раз в год, осматривать моторчик, очищать от пыли и грязи;
  • Смазывать подшипники скольжения графитовой смазкой;
  • Менять щетки, если их длина стала менее 5 мм;
  • Проверять надежность электрических контактов, при необходимости зачищать;
  • Защищать моторчик от попадания воды и влаги;
  • Использовать качественные запасные части при ремонте.

Своевременно устраняя небольшие неисправности, можно предотвратить крупные поломки моторчика.

Выбор автомобиля с надежным моторчиком печки

При выборе подержанного автомобиля стоит обращать внимание на известную надежность примененного моторчика печки.

Хорошо зарекомендовали себя моторчики на таких машинах, как:

  • ВАЗ 2105, 2107 - простая конструкция, дешевые запчасти;
  • Ниссан Primera, Almera - высокое качество сборки;
  • Toyota Corolla, Camry - надежность и долговечность.

Не стоит покупать автомобиль с известными проблемами моторчика печки, например Ford Focus до 2012 года.

При осмотре обратите внимание на комплектацию - машины с климат-контролем менее подвержены поломкам. Проверьте наличие сервисной книжки, чтобы оценить качество обслуживания.

Узнайте среднюю цену на новый моторчик и стоимость замены для выбранной модели. Это поможет оценить возможные расходы на ремонт.

Альтернативные системы обогрева салона

Кроме штатного отопителя с моторчиком печки, на автомобиль можно установить дополнительные устройства обогрева:

  • Автономные воздушные и жидкостные отопители;
  • Электрические конвекторы и инфракрасные излучатели;
  • Углеродные нагревательные элементы.

Такие устройства позволяют быстрее прогреть салон и могут служить в качестве резерва при выходе из строя печки. Но они требуют квалифицированного монтажа и не всегда оправданы по стоимости.

Перспективы развития автомобильных отопителей

В ближайшем будущем можно ожидать следующих новшеств в конструкции моторчиков печки и систем отопления:

  • Внедрение бесщеточных электродвигателей;
  • Улучшение аэродинамики вентиляторов;
  • Применение систем управления с обратной связью для оптимизации работы;
  • Использование альтернативных источников энергии - солнечной, тепла выхлопных газов.

Появление подобных инноваций позволит сделать будущие автомобильные отопители более эффективными, экономичными и надежными.