Бюджетное обязательство - это... Понятие, лимиты и учет

0
0

Государственные и муниципальные учреждения ежегодно принимают на себя бюджетные обязательства. Но далеко не каждый бухгалтер может дать точное определение этому термину. А между тем, знание сути бюджетных обязательств поможет избежать ошибок в учете и отчетности.

1. Бюджетное обязательство - это расходное обязательство учреждения

Бюджетное обязательство - это обязанность получателя бюджетных средств предоставить денежные средства из бюджета в соответствии с расходными обязательствами, принятыми в текущем финансовом году. Такое определение дано в статье 6 Бюджетного кодекса РФ.

В отличие от денежного обязательства, которое предполагает перечисление денег контрагенту, бюджетное обязательство означает намерение учреждения произвести расходы в рамках выделенных лимитов. Например, заключение договора на поставку канцтоваров формирует бюджетное обязательство учреждения. А выставление поставщиком счета на оплату создает уже денежное обязательство на сумму счета.

Примеры бюджетных обязательств бюджетного учреждения:

  • Заключение контракта на ремонт;
  • Подписание трудового договора с сотрудником;
  • Утверждение сметы расходов;
  • Получение разрешения на осуществление закупок.

Чтобы признать бюджетное обязательство, должны быть соблюдены два условия:

  1. Наличие правовых оснований для осуществления расходов. Например, заключен контракт в пределах доведенных лимитов.
  2. Подтверждение факта исполнения обязательств. К примеру, подписан акт выполненных работ.

Бюджетные обязательства чаще всего возникают на основании таких документов:

  • Контракты, договоры с поставщиками;
  • Соглашения о предоставлении субсидий;
  • Трудовые договоры;
  • Решения налоговых органов;
  • Судебные решения.
Бюджетное обязательство Денежное обязательство
Возникает после заключения договора Возникает после предъявления требования об оплате
Не предполагает перечисления денег Предполагает перечисление денег

Таким образом, бюджетное обязательство - это расходное обязательство учреждения, которое формируется на этапе планирования расходов в текущем году. Оно показывает намерение учреждения произвести определенные затраты, но не предполагает фактической оплаты.

2. Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств

Лимиты бюджетных обязательств - это ограничение на принятие бюджетных обязательств, устанавливаемое на определенный период. Лимиты утверждаются законом или решением о бюджете в разрезе кодов бюджетной классификации.

Лимиты бюджетных обязательств устанавливаются:

  • Для главных распорядителей бюджетных средств;
  • Для подведомственных им получателей;
  • По кодам классификации расходов бюджета.

Доведение лимитов до подведомственных получателей осуществляется главными распорядителями бюджетных средств. Это происходит путем направления уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств.

В течение года лимиты бюджетных обязательств могут быть изменены в таких случаях:

  • При внесении изменений в закон о бюджете;
  • При перераспределении ассигнований между главными распорядителями;
  • При увеличении бюджетных ассигнований по отдельным разделам классификации.
Согласно статье 306.8 БК РФ, принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты, не допускается.

Таким образом, лимиты бюджетных обязательств - это важный инструмент, ограничивающий величину расходных обязательств учреждения в течение финансового года. Превышение лимитов влечет применение мер принуждения.

3. Учет бюджетных обязательств в бюджетном учреждении

Учет бюджетных обязательств ведется на счете 050200000 "Обязательства" согласно Инструкции к Единому плану счетов No 157н. Аналитический учет организуется по видам обязательств, кодам КОСГУ, договорам.

Принятие бюджетных обязательств отражается проводкой:

Дт 050100000 Кт 050210000 - на сумму заключенного контракта, договора в пределах лимитов

Подтверждение исполнения бюджетного обязательства:

Дт 050210000 Кт 050220000 - на сумму, подтвержденную актами выполненных работ, услуг

При выявлении экономии по исполнению бюджетных обязательств их сумма уменьшается на величину экономии по формуле:

Экономия = Первоначальная сумма БО - Фактически исполненная сумма БО

Таким образом, бюджетные обязательства на всех этапах их жизненного цикла должны отражаться на соответствующих счетах бухучета. Это позволит обеспечить достоверность отчетности учреждения.

Совещание по бюджетному планированию

4. Превышение бюджетных обязательств: последствия и меры

Превышением бюджетных обязательств считается принятие обязательств сверх доведенных лимитов. Это нарушение бюджетного законодательства влечет применение мер принуждения.

К последствиям превышения лимитов для учреждения относятся:

  • Взыскание средств в размере превышения;
  • Приостановление предоставления бюджетных средств;
  • Сокращение лимитов на следующий период.

К мерам принуждения за превышение лимитов относятся:

  • Блокировка расходов;
  • Административная ответственность;
  • Уголовная ответственность руководителя.

При выявлении факта превышения лимитов учреждение должно:

  1. Проанализировать причины нарушения;
  2. Подготовить пояснительную записку;
  3. Принять меры по недопущению нарушений.

5. Расходные обязательства: в чем отличие от бюджетных обязательств

Расходные обязательства - это обязанность публично-правового образования финансировать полномочия госорганов и учреждений.

Отличия расходных обязательств от бюджетных:

  • Носят долгосрочный характер;
  • Устанавливаются законами и нормативными актами;
  • Являются основой для формирования бюджета.

Примеры расходных обязательств:

  • Выплата зарплаты бюджетникам;
  • Финансирование социальных программ;
  • Содержание имущества казны.

Согласно статье 87 БК РФ, расходные обязательства подлежат безусловному исполнению.

Таким образом, бюджетные обязательства базируются на расходных и подтверждают намерение учреждения их исполнить в текущем периоде.

6. Бюджетные обязательства в бухгалтерской отчетности

Бюджетные обязательства отражаются в Балансе государственного учреждения и в форме 0503738 "Сведения об обязательствах".

В Балансе бюджетные обязательства показываются по статье 520 "Обязательства".

В форме 0503738 раскрывается детальная информация о видах и суммах обязательств учреждения.

Также данные об обязательствах содержатся в Справке о нарушениях (форма 0503387).

7. Обзор типичных нарушений в учете бюджетных обязательств

К типичным нарушениям в учете бюджетных обязательств относятся:

  • Неправомерное принятие обязательств сверх лимитов;
  • Неотражение или несвоевременное отражение обязательств в учете;
  • Неправильное списание исполненных обязательств.

Для предупреждения нарушений рекомендуется:

  • Повышать квалификацию бухгалтеров;
  • Ужесточить внутренний контроль;
  • Автоматизировать процесс учета обязательств.
Обеспокоенный финансовый директор

8. Ответственность за нарушения в учете бюджетных обязательств

За нарушения в учете бюджетных обязательств предусмотрена административная и уголовная ответственность.

К административным санкциям относятся:

  • Штрафы для должностных лиц;
  • Штрафы для юридических лиц.

Уголовная ответственность в виде штрафов или лишения свободы может наступить для руководителя учреждения.

9. Особенности учета бюджетных обязательств в казенных учреждениях

В казенных учреждениях применяются дополнительные требования к учету бюджетных обязательств.

Особенности заключаются в следующем:

  • Обязательно санкционирование обязательств;
  • Ограничения по принятию обязательств;
  • Усиленный контроль со стороны финоргана.

10. Автоматизация учета бюджетных обязательств

Для автоматизации учета бюджетных обязательств применяются специальные программные продукты.

Автоматизация позволяет:

  • Снизить трудозатраты на учет;
  • Минимизировать ошибки;
  • Повысить оперативность учета и контроля.

Таким образом, внедрение современных информационных технологий является важным направлением совершенствования учета бюджетных обязательств.