Закон «Об образовании» РФ 2018 года, последняя редакция
Закон об образовании является основополагающим документом, регулирующим сферу образования в России. От того, насколько продуман этот закон, зависит будущее страны. Давайте разберемся в основных положениях действующей редакции.
История принятия закона об образовании в России
Образование в России имеет давние традиции, уходящие корнями в глубокую старину. Еще в Киевской Руси существовали первые школы при монастырях и соборах. В XVIII веке по указу Петра I была основана Академия наук, а при Екатерине II - Московский университет.
Однако первый закон, регулирующий сферу образования на государственном уровне, появился лишь в Советском Союзе. Это был Закон СССР об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, принятый Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 года.
После распада СССР и образования Российской Федерации потребовалось принятие нового закона, соответствующего изменившимся реалиям. Так 10 июля 1992 года был подписан Закон РФ No 3266-1 «Об образовании». Он закрепил основные принципы образовательной деятельности в новых экономических условиях.
В 1996 году в закон были внесены поправки, регламентирующие систему высшего и послевузовского профессионального образования. Однако со временем закон все больше переставал соответствовать реалиям и нуждался в серьезном реформировании.
Разработка нового закона об образовании в 2012 году
Инициатива о создании нового закона об образовании принадлежит Дмитрию Медведеву, занимавшему пост президента РФ в 2008-2012 годах. Главными целями реформы заявлялись:
- Повышение доступности качественного образования
- Обеспечение инновационного характера экономики
- Конкурентоспособность российского образования на мировом уровне
Проект закона прошел широкое общественное обсуждение. Было проведено около 500 различных мероприятий с участием педагогов, ученых, представителей образовательных учреждений.
29 декабря 2012 года Государственная Дума приняла Федеральный закон No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». С 1 сентября 2013 года он вступил в силу.
Закон ввел ряд важных новшеств:
- Вариативность образовательных программ
- Развитие дистанционного и электронного обучения
- Повышение автономности образовательных организаций
Таким образом, разработка закона была продиктована необходимостью модернизировать российское образование в соответствии с требованиями XXI века.
Структура и содержание закона об образовании
Закон состоит из 14 глав и 120 статей. Он закрепляет основные понятия сферы образования, принципы государственной политики и правового регулирования отношений в данной области.
Закон регламентирует дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование, среднее профессиональное и высшее образование, дополнительное образование.
Определены основные формы получения образования: очная, очно-заочная, заочная, семейная, самообразование. Также предусмотрены сетевая форма реализации программ, электронное и дистанционное обучение.
Подробно прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей, образовательных организаций.
Закон устанавливает государственные образовательные стандарты, регламентирует процедуры лицензирования и аккредитации, контроль качества образования.
Также в законе закреплены основы экономики системы образования: порядок финансирования, использование имущества, предоставление льгот и стипендий.
Таким образом, закон устанавливает все основные принципы и процедуры, по которым функционирует российская система образования.
Реализация закона на практике
Закон об образовании затрагивает множество аспектов образовательной сферы. Рассмотрим некоторые из ключевых изменений, произошедших после его вступления в силу.
Были созданы так называемые "электронные школы", использующие дистанционные технологии. Это позволило предоставить доступ к образованию детям из отдаленных районов.
Произошла оптимизация сети общеобразовательных школ - неэффективные закрывались или объединялись. Это вызвало неоднозначную реакцию в обществе.
Был сокращен объем отчетности, которую должны заполнять школьные учителя. Это дало им больше времени на реальную педагогическую работу.
Расширились полномочия самих образовательных организаций в управлении учебным процессом и финансовой деятельностью.
Таким образом, закон инициировал значимые изменения в системе образования, направленные на повышение ее эффективности и качества.
Однако нововведения не всегда проходили гладко, вызывая критику определенной части общества. Это свидетельствует о неоднозначности последствий проводимых реформ.
Изменения в закон об образовании 2014-2018 года
С момента принятия в 2012 году закон об образовании регулярно дополнялся и уточнялся с учетом возникающих в практике вопросов.
В 2014 году были внесены поправки, направленные на развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В 2015 году появились нормы, регламентирующие реализацию образовательных программ в сетевой форме. Это позволило расширить возможности для кооперации различных образовательных и иных организаций.
В 2016 году закон был дополнен положениями об особенностях целевого обучения, предусматривающего обязательства будущего трудоустройства выпускника.
В 2017 году появилась норма, разрешающая устанавливать требования к школьной форме и внешнему виду обучающихся.
В 2018 году вузам было предоставлено право самостоятельно разрабатывать и реализовывать онлайн-курсы на базе своих образовательных программ.
Таким образом, закон постепенно адаптируется к новым запросам и вызовам системы образования.
Достоинства закона об образовании
Среди основных достоинств действующего закона можно выделить:
- Гибкость и универсальность.
- Расширение автономии образовательных организаций.
- Рост академических свобод вузов и научных организаций.
Благодаря этому закону удалось запустить масштабные позитивные изменения в российской системе образования.
Недостатки закона об образовании
В то же время у закона есть и определенные недостатки:
- Большой объем и сложность формулировок.
- Недостаточная конкретика по ряду вопросов.
- Пробелы в регулировании новых форм обучения.
Это создает трудности в понимании и применении закона на практике.
Роль закона в развитии образования в России
Несмотря на имеющиеся недостатки, роль закона об образовании трудно переоценить.
Он послужил основой для реформирования всей отрасли в соответствии с современными задачами.
Закон стимулировал активное внедрение новых технологий в образовательный процесс. Это касается как электронного обучения, так и новых методик преподавания.
Благодаря гибкости закона появилась возможность для развития частных образовательных инициатив.
Таким образом, данный закон образовании рф сыграл ключевую роль в модернизации и повышении конкурентоспособности отечественного образования.
Перспективы развития закона об образовании
Несмотря на проделанную работу, закон об образовании нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Необходимо более четко прописать нормы, регулирующие электронное и дистанционное обучение, сетевые формы реализации программ.
Требуются дополнительные меры по обеспечению качества образования, внедрению инновационных программ и цифровых технологий.
Важно расширить полномочия и самостоятельность школ и вузов при сохранении ответственности.
Необходимо привлекать к совершенствованию закона широкий круг заинтересованных участников образовательного процесса.
Вызовы для системы образования
Помимо совершенствования законодательства, российская система образования сталкивается и с другими вызовами.
Это, в частности, нехватка высококвалифицированных кадров, особенно на селе и в малых городах.
Проблемой остается недостаточное финансирование и материально-техническая база многих учебных заведений.
Необходимо повышать престиж профессии педагога и уровень подготовки начальных классов в педагогических вузах.
Решение этих и других системных проблем потребует комплексных усилий государства, бизнеса, педагогического сообщества.
Роль общества в развитии образования
Помимо государства, важную роль в совершенствовании системы образования играет гражданское общество.
Это, прежде всего, профессиональные педагогические ассоциации, родительские комитеты, студенческие объединения.
Общественный контроль, экспертиза законов и программ, диалог власти и граждан - все это необходимо для развития образования в демократическом государстве.
Только совместными усилиями закон об образовании будет совершенствоваться в интересах всех участников этого процесса.
Похожие статьи
- Пример характеристики для награждения почетной грамотой работника
- Развод через ЗАГС: пошаговая инструкция. Развод супругов: правила развода через ЗАГС и через суд
- Образцы технических заданий. Как правильно составить техническое задание
- Лучшие кружки и секции для подростков - список, особенности и рекомендации
- Розовое озеро в Крыму: описание, где находится и как добраться
- Кьяра Ферраньи: биография, карьера, личная жизнь
- Что делать, если потерял паспорт: подробная инструкция