Что такое прайс и как правильно его составить

0
0

Современный бизнес немыслим без грамотно составленного прайс-листа. Этот документ помогает продавцам эффективно представлять свой ассортимент, а покупателям - быстро ориентироваться в нем и выбирать нужные товары. Давайте разберемся, что представляет собой прайс-лист, зачем он нужен и как правильно его составить.

1. Что такое прайс-лист и зачем он нужен

Прайс-лист – это документ, содержащий перечень товаров или услуг компании с указанием их цен и основных характеристик. Он позволяет покупателям быстро ознакомиться с ассортиментом и стоимостью продукции.

Термин «прайс-лист» пришел в русский язык из английского и в переводе означает «список цен» (от англ. price list ). Впервые это слово стало использоваться в торговле в 1970-х годах.

Основными функциями прайс-листа являются:

  • Информирование клиентов о предлагаемых товарах/услугах и их стоимости
  • Повышение прозрачности бизнеса и доверия покупателей
  • Облегчение выбора для клиентов
  • Упрощение внутренней работы компании

Наличие прайс-листа дает ряд преимуществ:

  1. Покупатели могут заранее спланировать свой бюджет
  2. Снижается вероятность торга со стороны клиентов
  3. Экономится время продавцов на обсуждение цены с каждым покупателем
  4. Упрощается структурирование ассортимента внутри компании
  5. Привлекаются новые клиенты благодаря открытой информации о ценах

Особенно важно иметь прайс в сфере оказания различных услуг, где сложно заранее точно оценить стоимость. Например, рекламные агентства часто указывают в прайсе цены «от и до» для разных видов услуг. Это позволяет клиентам хотя бы приблизительно оценить бюджет проекта, несмотря на то, что итоговая цена будет зависеть от многих факторов.

2. Основные типы прайс-листов

В зависимости от целей использования выделяют несколько основных типов прайс-листов:

Информационный прайс-лист

Применяется для ознакомления клиентов с полным ассортиментом и ценами. Используется компаниями, которые предлагают большое количество разнообразных товаров или услуг, например:

  • Продуктовые супермаркеты
  • Магазины электроники
  • Оптовые склады

Такой прайс содержит сотни и тысячи наименований, поэтому в нем указывают только самую важную для клиента информацию по каждой позиции: название, краткое описание, цену.

Кассир сканирует и упаковывает товары

Презентационный прайс-лист

Используется для представления информации о какой-либо группе товаров или об отдельных продуктах/услугах. В таком прайсе можно:

  • Презентовать новинки
  • Описать товарные линейки
  • Указать уникальные характеристики и преимущества продуктов

В отличие от информационного, презентационный прайс содержит более подробную информацию о ограниченном числе позиций.

Акционный прайс-лист

Используется для информирования клиентов о специальных ценах и скидках на определенные товары. В таком прайсе обязательно выделяют акционные предложения при помощи:

  • Яркого цвета
  • Указания двух цен – обычной и по акции
  • Отметок «Скидка», «Акция»

Это привлекает внимание покупателей к выгодным предложениям.

Остальная часть статьи будет дописана позже в соответствии с предоставленным планом и требованиями.

Процесс создания прайс-листа

4. Внутренний прайс-лист

Этот тип прайс-листа используется исключительно сотрудниками компании. Он содержит информацию, необходимую для внутренней работы:

  • Себестоимость товаров
  • Рекомендуемые наценки
  • Возможные скидки
  • Контакты поставщиков

Такой документ помогает:

  • Анализировать конкурентную среду
  • Правильно устанавливать цены
  • Вести переговоры с клиентами
  • Контролировать маржинальность продаж

5. Какое содержание включать в прайс-лист

Любой прайс-лист должен содержать следующую обязательную информацию:

  • Название документа
  • Данные о компании (название, адрес и т.д.)
  • Перечень товаров/услуг
  • Цены
  • Единицы измерения
  • Дату, на которую действуют указанные цены

Кроме того, желательно включить:

  • Коды или артикулы товаров
  • Краткие описания
  • Фотографии
  • Информацию о скидках
  • Контакты компании

6. Правила оформления прайс-листа

Чтобы прайс-лист был удобен для клиентов, при его оформлении стоит учитывать следующие рекомендации:

  1. Структурировать информацию - разбить на разделы, подразделы, использовать табличный вид
  2. Выделять акции, скидки, новинки ярким цветом, шрифтом, отметками
  3. Следить за актуальностью данных, указывать дату обновления прайса
  4. Использовать фирменный стиль оформления
  5. Добавлять подписи и печати компании

При создании внутреннего прайса важно включить информацию, необходимую специально для сотрудников.

7. Продвижение прайс-листа

Чтобы прайс-лист эффективно работал на привлечение клиентов и увеличение продаж, нужно предпринять ряд мер по его продвижению:

  • Размещать на сайте компании
  • Рассылать по электронной почте
  • Публиковать в социальных сетях
  • Использовать в рекламных кампаниях
  • Печатать и раздавать в офисах продаж

Также можно проводить специальные акции, конкурсы, рассылки для привлечения внимания к прайс-листу и стимулирования продаж.

8. Онлайн-сервисы для создания прайс-листов

Для упрощения и ускорения создания прайс-листов существуют специальные онлайн-сервисы. Они позволяют:

  • Быстро сформировать прайс на основе шаблонов
  • Автоматически обновлять данные
  • Хранить и редактировать прайс в облаке
  • Делиться прайс-листом в один клик

Популярные конструкторы прайсов: Price.ru, Createrra, Sellone и другие.