Путепрокладчик БАТ-М: особенности, технические характеристики, отзывы

0
0

Инженерные машины класса "БАТ-М" до сих пор пользуются большим спросом благодаря своей надежности и универсальности. Давайте разберемся, что представляет собой эта техника и почему она так ценится профессионалами.

История создания и назначение

Путепрокладчик БАТ-М был разработан в СССР в 1966 году на базе артиллерийского тягача АТ-Т. Целью создания этой машины была механизация инженерных и дорожных работ в армии и народном хозяйстве.

В разработке принимали участие конструкторы Харьковского завода транспортного машиностроения. Первые испытания опытных образцов прошли успешно, и уже в следующем 1967 году БАТ-М был запущен в серийное производство.

Путепрокладчик БАТ-М предназначен для выполнения широкого спектра работ:

  • строительство и содержание колонных путей
  • прокладка проходов в завалах
  • расчистка местности
  • планировка площадок
  • ремонт и строительство дорог

Благодаря БАТ-М универсальному рабочему органу, изменяемой колее и мощной лебедке, эта машина может применяться в самых разных условиях при любом рельефе местности.

Путепрокладчик БАТ-М

Конструкция и компоненты

Путепрокладчик БАТ-М собран на базе артиллерийского тягача АТ-Т с использованием узлов и агрегатов от танка Т-54. Основные компоненты:

  1. Базовое шасси тягача АТ-Т
  2. Двигатель мощностью 415 л.с.
  3. Трехходовая коробка передач
  4. Гусеничный движитель со стальными траками
  5. Бульдозерное оборудование
  6. Крановая установка грузоподъемностью 2 т
  7. Лебедка с тяговым усилием 40 т
  8. Полностью герметичная кабина

Конструкция БАТ-М получилась простой и надежной. Все узлы доступны для обслуживания, ремонт не представляет сложности даже в полевых условиях.

БАТ-М технические характеристики

Давайте подробно рассмотрим основные технические параметры путепрокладчика БАТ-М:

Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 7050x4500x3750
Собственный вес, кг 27500
Мощность двигателя, л.с. 415
Тяговое усилие лебедки, т 40
Грузоподъемность крана, т 2
Рабочая скорость, км/ч 1,5-10
Транспортная скорость, км/ч 35

Как видно из таблицы, БАТ-М обладает впечатляющими возможностями. При полной массе чуть более 27 тонн эта машина способна развивать до 35 км/ч по шоссе!

Особенности эксплуатации

Управление путепрокладчиком БАТ-М не представляет сложности. Достаточно двух человек - механика-водителя и крановщика. При этом крановщик может управлять оборудованием дистанционно.

Благодаря надежной герметичной кабине, оборудованной системой фильтрации воздуха, БАТ-М можно использовать даже в условиях радиоактивного или химического заражения местности.

Техническое обслуживание этой машины не представляет труда - все системы легкодоступны. Ремонт также можно осуществлять при помощи имеющегося инструмента.

Преимущества модели

Путепрокладчик БАТ-М обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с другими инженерными машинами:

  • Высокая проходимость и маневренность
  • Мощное тяговое усилие лебедки
  • Универсальность рабочего органа
  • Надежность и неприхотливость конструкции
  • Простота в обслуживании

Благодаря этим качествам, модель БАТ-М до сих пор пользуется большим спросом в различных отраслях экономики.

Отзывы специалистов

Путепрокладчик БАТ-М

Специалисты высоко оценивают характеристики модели БАТ-М и отмечают ее высокую эффективность.

Это очень мощная, надежная и неприхотливая машина. Может работать в любых условиях и выполнять широкий спектр задач.

Особенно ценится лебедка БАТ-М - она позволяет вытаскивать застрявшую технику и преодолевать любые препятствия.

При этом специалисты отмечают и некоторые недостатки:

Для выполнения объемных земляных работ бульдозерное оборудование все же недостаточно мощное. Но в целом БАТ-М справляется с поставленными задачами.

Однако в целом, если закрыть глаза на некоторые мелкие недостатки, путепрокладчик БАТ-М является одним из лучших решений для многих задач.

Современное производство и стоимость

К сожалению, в настоящее время путепрокладчики БАТ-М более не производятся серийно. Однако на некоторых заводах возможна сборка таких машин по отдельным заказам из сохранившихся компонентов и запчастей.

На авторынках и в комиссионных магазинах можно найти подержанные БАТ-М в рабочем состоянии. Их цена варьируется от 800 тыс. до 1,5 млн рублей в зависимости от года выпуска, наработки, комплектации.

Купить БАТ-М вы можете через специализированные агентства, занимающиеся поставками подержанной спецтехники из госрезерва, а также на тематических интернет-площадках.

Требования к хранению и транспортировке

При приобретении подержанного путепрокладчика БАТ-М следует уделить внимание условиям его хранения и транспортировки.

Оптимальные условия хранения:

  • Температура от -50 до +50 градусов Цельсия
  • Относительная влажность воздуха не более 98%
  • Отсутствие в атмосфере паров кислот, щелочей и других агрессивных примесей
  • Хранение в закрытом помещении или под навесом
  • Постановка на сохранность в полной готовности к использованию

Транспортировка должна осуществляться в соответствии с правилами перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов. Оптимальный вариант - доставка БАТ-М к месту эксплуатации своим ходом.

Особенности эксплуатации в зимний период

Зимой производительность и технические характеристики БАТ-М снижаются незначительно.

Для обеспечения работоспособности при низких температурах необходимо:

  1. Использовать соответствующие сорта масел и смазок
  2. Прогревать двигатель и гидравлику перед началом работ
  3. Очищать рабочие органы и гусеницы от налипшего снега и льда
  4. Хранить машину в отапливаемом гараже или под навесом
  5. Регулярно заряжать аккумуляторы

По совокупности характеристик БАТ-М превосходит большинство зарубежных аналогов, таких как Caterpillar, Komatsu, LiuGong. Это подтверждает испытание временем - ведь конструкция БАТ-М не менялась многие десятилетия.

Варианты модернизации БАТ-М

Несмотря на то, что БАТ-М более не выпускается серийно, эти машины активно эксплуатируются и по сей день. Их владельцы нередко проводят модернизацию с целью повышения производительности и расширения функционала.

Возможные направления модернизации БАТ-М:

  1. Установка более мощного двигателя (до 500-600 л.с.)
  2. Замена трансмиссии и ходовой части на современные узлы
  3. Увеличение рабочих параметров крана и лебедки
  4. Доработка рабочего органа (увеличение ширины, прочности)
  5. Установка современных систем управления на базе электроники

Где применяется в наши дни

Несмотря на солидный возраст, БАТ-М до сих пор широко используется в дорожном строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, на предприятиях горнодобывающей промышленности.

БАТ-М ценят за универсальность, возможность работы в труднодоступной местности, простоту в ремонте. К тому же стоимость владения такой техникой относительно невелика.

Перспективы дальнейшего применения

У путепрокладчиков БАТ-М длительный жизненный цикл, и они могут использоваться еще минимум 30-40 лет при условии своевременного обслуживания и замены изнашиваемых компонентов.

К тому же конструкция БАТ-М настолько удачна, что не исключена разработка машины-"наследника" на основе этого легендарного путепрокладчика.

Как выбрать подержанный БАТ-М

При выборе подержанного БАТ-М следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Пробег и состояние ходовой части
  • Работоспособность двигателя и трансмиссии
  • Исправность гидравлической системы
  • Состояние рабочего оборудования и механизмов
  • Наличие и комплектность запасных частей и инструментов

Также важно проверить наличие и состояние всех пломб, если БАТ-М приобретается из госрезерва.

Несмотря на высокую стоимость, инвестиции в приобретение БАТ-М окупаются довольно быстро благодаря низким эксплуатационным расходам и высокой эффективности этой машины.

Запчасти для БАТ-М можно приобрести через Интернет-магазины и оптовые компании, специализирующиеся на поставках комплектующих для военной и специальной техники из госрезерва.

Особенности ремонта БАТ-М

Одним из главных преимуществ путепрокладчика БАТ-М является ремонтопригодность конструкции. Ремонт можно проводить как стационарно, так и в полевых условиях, без особых материальных затрат.

Основные особенности ремонта БАТ-М:

  • Легкодоступность всех узлов и агрегатов
  • Возможность замены большинства деталей в условиях эксплуатации
  • Минимум необходимого инструмента и приспособлений
  • Отсутствие необходимости в грузоподъемном оборудовании
  • Наличие взаимозаменяемых узлов от других моделей серийной техники

Стоимость запасных частей

Стоимость запасных частей и комплектующих для БАТ-М относительно невысока по сравнению с новой импортной техникой. При этом многие детали имеют альтернативные аналоги от серийных гусеничных машин.

Таким образом, путепрокладчик БАТ-М можно смело назвать универсальным. Несмотря на то, что изначально машина разрабатывалась для нужд армии, сегодня она активно используется и в народном хозяйстве. А благодаря тому, что стоимость ремонта относительно невысокая, позволить себе покупку подержанного БАТ-М смогут многие предприятия и даже частные лица.