Путепрокладчик БАТ-2: фото, технические характеристики, особенности эксплуатации

0
0

БАТ-2 - уникальная инженерная машина, созданная в СССР для прокладки путей сообщения на поле боя. Этот путепрокладчик обладает универсальным набором оборудования, позволяющим эффективно преодолевать любые препятствия и готовить дороги для военной техники. Давайте подробно разберем конструкцию, возможности и технические характеристики БАТ-2.

История создания

БАТ-2 был разработан в 1970-х годах в СССР на Харьковском заводе транспортного машиностроения. Целью создания этой машины стала замена устаревших путепрокладчиков БАТ-М в дивизионном звене.

Официально БАТ-2 был принят на вооружение в 1987 году. В 1988 году началось серийное производство БАТ-2, который поставлялся в инженерные и железнодорожные части Советской армии.

Однако массового распространения БАТ-2 в войсках СССР так и не получил - процесс перевооружения был прерван из-за начавшейся "перестройки" и сокращения военного бюджета. Тем не менее, с начала 1990-х годов БАТ-2 стал экспортироваться в другие страны.

Конструкция и компоновка

Конструктивно путепрокладчик БАТ-2 создан на базе тяжелого артиллерийского тягача МТ-Т. Основу машины составляет цельносварной коробчатый корпус.

Для обслуживания агрегатов в крыше и днище корпуса предусмотрены специальные люки. В передней части находится полностью герметичная кабина с двумя рабочими местами для экипажа. Также в кабине есть дополнительные сиденья для 6 саперов.

Компоновка БАТ-2 традиционная, с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части. Ходовая часть использует элементы танка Т-64 с резинометаллическими шарнирами гусениц.

Основное оборудование путепрокладчика смонтировано в передней части корпуса и включает в себя:

  • Бульдозер с универсальным отвалом
  • Рыхлитель твердых грунтов
  • Грузовую лебедку с тяговым усилием 25 тонн
  • Кран грузоподъемностью 2 тонны

Управление всем рабочим оборудованием осуществляется при помощи гидравлической системы, приводимой в действие отбором мощности от двигателя.

Машина БАТ-2: основные характеристики

Давайте теперь разберем подробные технические характеристики БАТ-2 и его возможности как техника БАТ-2:

  • Масса в снаряженном состоянии: 42 т
  • Экипаж: 2 человека + 6 саперов
  • Двигатель: дизельный, V-образный 12-цилиндровый мощностью 710 л.с.
  • Максимальная скорость: 50 км/ч по шоссе, 12 км/ч по пересеченной местности
  • Запас хода по топливу: 500 км
  • Вооружение: отсутствует
  • Бронирование: отсутствует

Основным предназначением БАТ-2 является разработка, планировка и подготовка грунтов под дороги в полевых условиях. Бульдозерный отвал машины может принимать 3 рабочих положения:

  1. Бульдозерное - для рытья траншей и канав
  2. Двухотвальное - для расчистки снега
  3. Грейдерное - для формирования кюветов и серпантинов

Перед отвалом установлена планировочная лыжа, поддерживающая постоянную глубину резания грунта независимо от рельефа.

Для разрыхления особо плотных грунтов и каменистых пород в кормовой части имеется специальный рыхлитель с гидравлическим приводом накалывания.

Крановое оборудование

Еще одной важной составляющей путепрокладчика БАТ-2 является крановое оборудование, которое позволяет выполнять погрузочно-разгрузочные работы непосредственно на местности.

Крановая установка монтируется на вращающейся платформе в центральной части корпуса. Она включает телескопическую стрелу, грузовую лебедку и гидропривод.

Основные характеристики крана БАТ-2:

  • Грузоподъемность: 2 тонны
  • Максимальный вылет стрелы: 7,36 м
  • Высота подъема груза: 7,5 м
  • Глубина опускания груза: 3,5 м

Благодаря повороту стрелы на 360° градусов, кран позволяет производить погрузочно-разгрузочные работы вокруг всей машины в радиусе до 7 метров.

БАТ-2: фото и внешний вид

Путепрокладчик БАТ-2

Итак, мы подробно разобрали конструкцию и технические характеристики путепрокладчика БАТ-2. Теперь давайте посмотрим, как выглядит эта машина.

На фото путепрокладчика хорошо виден его неповторимый облик с огромным бульдозерным оборудованием в передней части. В транспортном положении отвал поднят вверх и напоминает гигантский молот.

Кабина экипажа располагается слева от отвала. Кормовая часть занята силовой установкой и трансмиссией.

Несмотря на внушительные размеры, БАТ-2 обладает хорошей проходимостью и может преодолевать сложные участки местности, готовя путь для другой военной техники.

Работа бульдозерного оборудования

Ключевым элементом путепрокладчика БАТ-2 является его мощное бульдозерное оборудование, предназначенное для разработки и перемещения больших объемов грунта.

Основным режимом работы является бульдозерный, когда отвал выставлен перпендикулярно направлению движения. В этом режиме БАТ-2 способен рыть траншеи и канавы, перемещать грунт на большие расстояния, засыпать воронки и ямы.

Для очистки путей от снежных заносов используется двухотвальный режим - крылья отвала выставляются в ряд под углом друг к другу, формируя широкий отвал.

А в грейдерном режиме крылья отвала выставляются наискосок, позволяя формировать кюветы и повороты дороги при движении БАТ-2.

Рыхлитель твердых пород

Для разрушения особо плотных грунтов, таких как мерзлота, щебень и каменистые породы, в задней части путепрокладчика установлен гидравлический рыхлитель.

Он оснащен мощным наконечником, который под высоким давлением врезается в твердый грунт, разрушая его на глубину до 0,5 метра.

Благодаря этому БАТ-2 может прокладывать пути даже в самых тяжелых климатических и геологических условиях - вечной мерзлоте, скальных породах, при отрицательных температурах.

Транспортировка грузов и личного состава

Помимо выполнения инженерных задач, БАТ-2 может использоваться и для транспортировки различных грузов благодаря наличию лебедки и 2-х тонного крана.

Грузовая лебедка имеет тяговое усилие 25 тонн и трос длиной 100 метров, что позволяет буксировать застрявшую технику или вытаскивать грузы из труднодоступных мест.

А большая герметичная кабина дает возможность разместить в БАТ-2 до 8 человек десанта или груза и доставить их к месту назначения даже по пересеченной местности.

Эксплуатация и ремонт

Несмотря на относительную простоту и надежность конструкции, БАТ-2 требует регулярного обслуживания и ремонта для поддержания работоспособности.

В крыше и днище машины предусмотрены специальные люки для удобного доступа к агрегатам - двигателю, трансмиссии, гидравлике.

Особое внимание нужно уделять состоянию ходовой части, резинометаллических шарниров гусениц, а также рабочего оборудования - отвала, рыхлителя, крана.

Правильное техобслуживание позволит продлить срок службы этого надежного путепрокладчика на долгие годы.

Защита экипажа и десанта

Несмотря на отсутствие бронирования, конструкция БАТ-2 предусматривает определенную защиту экипажа и десанта.

Полностью герметичная кабина с дополнительной шумоизоляцией защищает водителя и командира от поражающих факторов - пуль, осколков, отравляющих веществ.

Также в кабине установлена система жизнеобеспечения, поддерживающая необходимую температуру и давление воздуха при работе в закрытом пространстве.

Модернизация и модификации

Путепрокладчик БАТ-2

За годы производства и эксплуатации путепрокладчики БАТ-2 подвергались различным доработкам и модернизациям.

В частности, на некоторые машины устанавливались более мощные дизели, усиленная ходовая часть, дополнительные топливные баки.

Также существуют проекты оснащения БАТ-2 комплексами динамической защиты и 30-мм пушкой для повышения защищенности на поле боя.

Перспективы дальнейшего развития

Несмотря на свою надежность и универсальность, БАТ-2 по многим параметрам уже не соответствует современным требованиям к инженерной технике.

Поэтому в настоящее время ведутся работы над созданием принципиально нового путепрокладчика повышенной мощности, с улучшенными ходовыми качествами и уровнем защиты.

При сохранении классической компоновки, новая машина будет оснащена современной электроникой, системами связи и дистанционного управления для повышения эффективности выполнения боевых задач.

Экспортные поставки

Несмотря на прекращение производства после распада СССР, БАТ-2 и в наши дни пользуется спросом на мировом рынке благодаря своей надежности и простоте конструкции.

Путепрокладчики БАТ-2 поставлялись на экспорт в ряд стран Азии, Африки и Южной Америки. Особой популярностью эти машины пользуются в государствах со сложным рельефом местности и жарким климатом.

Описание возможностей и боевого применения

Завершая обзор путепрокладчика БАТ-2, давайте еще раз суммируем его возможности и варианты боевого применения этой бронированной инженерной машины.

Основными задачами БАТ-2 на поле боя являются:

  • Строительство и поддержание проходимости дорог для военной техники
  • Расчистка маршрутов от различных препятствий
  • Отсыпка укреплений и фортификационных сооружений
  • Подготовка огневых позиций
  • Эвакуация подбитых машин
  • Доставка боеприпасов вручную в недоступные для транспорта места

Высокая проходимость в сочетании с мощным рабочим оборудованием позволяют БАТ-2 уверенно действовать на переднем крае боевых порядков.

А наличие крана дает возможность оперативно производить погрузочно-разгрузочные работы прямо на поле боя.

Заключение

Подводя итог, можно констатировать, что путепрокладчик БАТ-2 является весьма удачной бронированной инженерной машиной, способной эффективно выполнять различные задачи по обустройству путей сообщения и инженерному оборудованию местности.

Универсальность оборудования в сочетании с мощным дизельным двигателем и хорошей проходимостью позволяют БАТ-2 успешно работать в самых сложных условиях в зоне боевых действий.

Хотя технические характеристики БАТ-2 и не вполне соответствуют современным требованиям, этот путепрокладчик и сегодня пользуется спросом благодаря своей надежности и универсальности.