Железнодорожные цистерны: безопасность и эффективность

0
0

Железнодорожные цистерны играют ключевую роль в транспортировке жидких грузов. От их надежности и эффективности зависит работа многих отраслей промышленности. Давайте разберемся в особенностях их конструкции и эксплуатации.

1. История появления цистерн на железных дорогах России

Первые железнодорожные цистерны появились в России в 1863 году. Это были вагоны зарубежного производства, закупленные для транспортировки керосина с Бакинских нефтепромыслов в центральные регионы страны. Их конструкция была довольно простой - двухосные вагоны с цилиндрическими котлами диаметром 1,3-1,5 метра и длиной около 5 метров. Объем цистерны составлял 8-10 кубометров.

В 1872 году российские железные дороги начали выпускать собственные цистерны на заводах в Нижнем Новгороде и Царицыне. Их использовали для перевозки керосина, спирта, кислот, хлористого цинка по специальному заказу промышленных предприятий.

Первые цистерны строились двухосными с котлом диаметром 1360-1500 мм, длиной от 5 метров, объемом котла от 8 до 10 кубометров [3].

К началу XX века в России преобладали стандартные 750-1000 пудовые цистерны, которые использовались вплоть до 1950-х годов.

Внутреннее устройство цистерны

2. Основные типы современных железнодорожных цистерн

Сейчас существует большое разнообразие типов и моделей железнодорожных цистерн. Их можно классифицировать следующим образом:

  • По назначению: Общего назначения (для нефтепродуктов) Специального назначения (для определенных грузов)
  • По грузоподъемности: 60 тонн 120 тонн 125 тонн
  • По количеству осей: Четырехосные Восьмиосные
  • По конструкции рамы: С рамой Безрамные

Существуют также цистерны с одним и несколькими отсеками внутри кузова. Комплектация цистерн может включать системы обогрева груза, теплоизоляцию, контрольно-измерительные приборы в зависимости от перевозимого продукта.

3. Устройство и комплектация современных железнодорожных цистерн

Конструктивно железнодорожная цистерна представляет собой горизонтальную емкость в форме цилиндра, закрытую с торцов эллиптическими крышками-днищами. Емкость может состоять из одного или нескольких изолированных отсеков, оборудованных раздельными устройствами для загрузки и выгрузки продукта.

Для защиты внутренней поверхности котла от воздействия агрессивных грузов применяются специальные антикоррозийные покрытия и ингибиторы коррозии, добавляемые непосредственно в перевозимый продукт.

Цистерны, предназначенные для перевозки сжиженных газов с низкой температурой кипения, оснащаются криогенными емкостями и системами поддержания давления. Такие цистерны могут иметь внешнюю теплоизоляцию.

Для контроля параметров груза в цистернах устанавливают различные датчики - температуры, давления, уровня налива. Показания датчиков могут передаваться по радиоканалу в диспетчерский центр.

Модель цистерны Количество осей Назначение
15-1547-22 4 Перевозка химических грузов и бензола
15-1613 4 Перевозка патоки
15-1566-06 4 Перевозка вязких нефтепродуктов

Таким образом, железнодорожные цистерны представляют собой довольно сложные инженерные конструкции, требующие специальной эксплуатации с соблюдением ряда правил и норм.

4. Обеспечение безопасной эксплуатации железнодорожных цистерн

Эксплуатация железнодорожных цистерн связана с рядом опасностей, поэтому к ней предъявляется множество требований по обеспечению безопасности.

В первую очередь, сама цистерна и все ее оборудование должны находиться в технически исправном состоянии. Для этого проводятся регулярные осмотры и ремонты с заменой изношенных элементов.

Особо жесткие правила действуют при транспортировке опасных грузов - горючих жидкостей, кислот, газов. Здесь ограничивается скорость движения состава, маршрут пролегает вдали от жилых зон, устанавливаются дополнительные меры предосторожности.

Цистерны в зимнее время

5. Особенности слива железнодорожных цистерн

Слив цистерн производится через донный клапан на специальных эстакадах. Однако в холодное время года клапан может примерзнуть из-за воды в системе. Тогда открытие клапана осуществляют вручную через заливной люк.

Для вязких продуктов, таких как нефтебитум, требуется предварительный подогрев цистерны, иначе их вязкость будет недостаточна для слива самотеком. Подогрев может проводиться паром или горячим продуктом из другой цистерны.

6. Меры предосторожности при низких температурах

Эксплуатация железнодорожных цистерн зимой требует дополнительных мер предосторожности. В морозы возрастает вероятность замерзания арматуры и трубопроводов при сливе/наливе цистерн. Кроме того, некоторые грузы (например, бензин) зимой перевозят с использованием присадок-депрессоров для снижения температуры замерзания.

7. Штрафные санкции за нарушения при эксплуатации цистерн

За несоблюдение требований к техническому состоянию цистерн и правил их эксплуатации предусмотрен широкий перечень штрафных санкций как для самих компаний, так и для ответственных должностных лиц.

Размер штрафа зависит от тяжести нарушения и может достигать крупных сумм в сотни тысяч рублей. Кроме того, компанию ждет приостановка деятельности до устранения выявленных недостатков.