ВАЗ-2116 - большой седан с интересной историей
История создания уникального автомобиля ВАЗ-2116, который так и не дошел до серийного производства. Эта модель могла стать настоящим прорывом для АвтоВАЗа и позволила бы компании выйти на новый уровень. Давайте разберемся, почему амбициозный проект был свернут.
Зарождение идеи создания большого седана ВАЗ-2116
Решение о разработке нового седана на АвтоВАЗе было принято в начале 2000-х годов. Предполагалось, что модель станет переднеприводным автомобилем сегмента C+, значительно превосходящим по размерам другие традиционные модели Lada. Также планировалось оснастить машину более мощным двигателем по сравнению с прежними моделями.
Целями проекта были:
- Создание современного автомобиля европейского уровня
- Повышение имиджа бренда Lada на мировом рынке
- Расширение модельного ряда за счет автомобиля премиум-класса
- Увеличение продаж и повышение прибыльности компании
К основным техническим требованиям относились:
- Двигатель рабочим объемом 1,8-2,0 л мощностью не менее 120 л.с.
- Коробка передач с 5-6 ступенями
- Передние и задние дисковые тормоза
- Многорычажная задняя подвеска
- Усилитель рулевого управления
- Антиблокировочная система тормозов
Для реализации проекта были привлечены международные партнеры: канадская компания Magna International (производство автокомпонентов) и британская инжиниринговая компания Ricardo (разработка двигателя).
Разработка дизайна и технических решений
Первые эскизы и макеты будущей модели появились в 2004 году. В этом же году на Московском автосалоне состоялась премьера концепт-кара ВАЗ-2116 "Силуэт", который наглядно продемонстрировал основные идеи нового автомобиля.
Машина получила революционный технический набор на то время, которым не могла похвастаться ни одна модель «Лада»: 2-литровый двигатель, передние и задние дисковые тормоза, заднюю многорычажную подвеску, усилитель рулевого управления и систему ABS.
Отличительными особенностями прототипа ВАЗ-2116 стали:
- Цовременный обтекаемый кузов
- Жесткий и легкий кузов (в 2 раза жестче чем у ВАЗ-2110)
- Улучшенная шумоизоляция
- Просторный и комфортабельный салон
По результатам проведенных в 2006 году краш-тестов автомобиль получил высокие баллы за безопасность:
Фронтальный удар | 13 баллов из 16 |
Боковой удар | 14 баллов из 16 |
Это позволило бы претендовать на 4 звезды Euro NCAP.
Под капотом "Силуэта" изначально предполагалось 2-литровый бензиновый двигатель, разработанный совместно с компанией Ricardo. Однако в дальнейшем рассматривались варианты с 1,8-литровым мотором мощностью 112-122 л.с. Коробка передач разрабатывалась с нуля и должна была иметь 5-6 передач.
Также планировалось оснастить ВАЗ-2116 полностью независимой подвеской, в том числе многорычажной задней. Это позволило бы реализовать в дальнейшем полноприводные модификации.
Организация производства ВАЗ-2116
После успешного завершения опытно-конструкторских работ, в Тольятти приступили к подготовке производственных мощностей для выпуска новой модели.
Согласно планам, основные комплектующие для ВАЗ-2116 должны были поставлять:
- ZF (Германия) - узлы и агрегаты шасси
- Federal Mogul (США) - поршневая группа, ряд других деталей
- Gates (США) - приводные ремни
Однако вся сборка должна была производиться непосредственно на АвтоВАЗе. Для обеспечения рентабельности проекта еще на стадии разработки была проведена тщательная оценка затрат.
Тестирование опытных образцов ВАЗ-2116
В период с 2006 по 2008 год на АвтоВАЗе было изготовлено 23 опытных образца седана ВАЗ-2116 и 12 - хетчбека ВАЗ-2117. Эти машины активно использовались для дорожных и ресурсных испытаний.
Люди, которым удалось на них поездить, отмечали, что опытные образцы обладали неплохой разгонной динамикой и довольно уверенно стояли на дороге.
По отзывам специалистов, ВАЗ-2116 мог по ходовым качествам и комфорту конкурировать с такими автомобилями как Ford Focus или Renault Megane.
Остановка проекта ВАЗ-2116
Несмотря на многообещающие результаты работ, в конце 2009 года руководство Альянса Renault-АвтоВАЗ приняло решение остановить проект.
Основными причинами стали:
- Мировой экономический кризис 2008 года
- Опасения конкуренции ВАЗ-2116 с моделями Renault
- Недостаток финансирования для завершения разработки
Таким образом, многолетняя работа была свернута на финишной прямой.
Влияние проекта ВАЗ-2116 на последующие модели
Фото: Прототип ВАЗ-2116 на выставке в музее АвтоВАЗа
Несмотря на закрытие проекта, его вклад в последующие разработки оказался весьма значителен. Ряд технических решений, отработанных на ВАЗ-2116, были реализованы на серийно выпускаемых автомобилях Lada в последующие годы. К ним относятся:
- Новая коробка передач с тросовым механизмом переключения передач
- Передняя подвеска на L-образных рычагах
- Усовершенствованные двигатели с увеличенным рабочим объемом
Кроме того, опыт проектирования и испытаний вылился в повышение квалификации инженерных кадров АвтоВАЗа.
Технические характеристики ВАЗ-2116
Несмотря на то, что автомобиль так и не пошел в серию, в период разработки для него был определен следующий набор характеристик:
- Двигатель 1.8 л, мощность 112-122 л.с.
- Разгон до 100 км/ч за 10 секунд
- Максимальная скорость 190-210 км/ч
- Коробка передач 5-6 ступеней, механическая или автоматическая
- Передняя подвеска – независимая, типа Макферсон
- Задняя подвеска – независимая, многорычажная
- Тормоза – дисковые, вентилируемые, с АБС
По оценкам разработчиков, ВАЗ-2116 должен был соответствовать экологическому стандарту Евро-5.
Перспективы модернизации ВАЗ-2116
В случае успешного старта производства первоначальный вариант ВАЗ-2116 планировалось модернизировать и расширить модельный ряд за счет новых версий.
Рассматривались следующие производные модели:
- Хетчбек ВАЗ-2117
- Универсал ВАЗ-2118
- Полноприводные модификации ВАЗ-2116 и ВАЗ-2117
- Версия с дизельным двигателем
Также изучалась возможность установки автоматической трансмиссии и расширения списка дополнительного оборудования.
Потенциал ВАЗ-2116 на рынке
По оценке маркетологов АвтоВАЗа, ВАЗ-2116 мог рассчитывать на успех на российском рынке и завоевание доли в 10-15% в своем сегменте.
Благодаря оптимальному сочетанию цены и качества, автомобиль мог конкурировать с иномарками отечественного и импортного производства.
Альтернативная история ВАЗ-2116
Что было бы, если бы ВАЗ-2116 все же пошел в производство и нашел своего покупателя?
Вероятно, это позволило бы АвтоВАЗу совершить технологический рывок, укрепить свои позиции на рынке, а возможно даже выйти на экспорт в страны Восточной Европы. И сегодня на дорогах мы видели бы не только классические "жигули", но и современный ВАЗ-2116!
Похожие статьи
- Обход ограничения Yota на раздачу: пошаговая инструкция
- Ключ не поворачивается в замке зажигания: возможные причины, способы решения проблемы и рекомендации
- UEFI - что это? Загрузка, установка, преимущества, особенности настройки
- Буфер обмена в телефоне: где находится, зачем нужен, как им пользоваться?
- Как создать электронную почту? Пошаговая инструкция
- Как сделать скриншот на "Самсунге": все способы
- Как найти телефон по IMEI? Можно ли отследить местоположение мобильного телефона по IMEI?