ВАЗ-2116 - большой седан с интересной историей

0
0

История создания уникального автомобиля ВАЗ-2116, который так и не дошел до серийного производства. Эта модель могла стать настоящим прорывом для АвтоВАЗа и позволила бы компании выйти на новый уровень. Давайте разберемся, почему амбициозный проект был свернут.

Зарождение идеи создания большого седана ВАЗ-2116

Решение о разработке нового седана на АвтоВАЗе было принято в начале 2000-х годов. Предполагалось, что модель станет переднеприводным автомобилем сегмента C+, значительно превосходящим по размерам другие традиционные модели Lada. Также планировалось оснастить машину более мощным двигателем по сравнению с прежними моделями.

Целями проекта были:

  • Создание современного автомобиля европейского уровня
  • Повышение имиджа бренда Lada на мировом рынке
  • Расширение модельного ряда за счет автомобиля премиум-класса
  • Увеличение продаж и повышение прибыльности компании

К основным техническим требованиям относились:

  • Двигатель рабочим объемом 1,8-2,0 л мощностью не менее 120 л.с.
  • Коробка передач с 5-6 ступенями
  • Передние и задние дисковые тормоза
  • Многорычажная задняя подвеска
  • Усилитель рулевого управления
  • Антиблокировочная система тормозов

Для реализации проекта были привлечены международные партнеры: канадская компания Magna International (производство автокомпонентов) и британская инжиниринговая компания Ricardo (разработка двигателя).

Разработка дизайна и технических решений

Первые эскизы и макеты будущей модели появились в 2004 году. В этом же году на Московском автосалоне состоялась премьера концепт-кара ВАЗ-2116 "Силуэт", который наглядно продемонстрировал основные идеи нового автомобиля.

Машина получила революционный технический набор на то время, которым не могла похвастаться ни одна модель «Лада»: 2-литровый двигатель, передние и задние дисковые тормоза, заднюю многорычажную подвеску, усилитель рулевого управления и систему ABS.

Отличительными особенностями прототипа ВАЗ-2116 стали:

  • Цовременный обтекаемый кузов
  • Жесткий и легкий кузов (в 2 раза жестче чем у ВАЗ-2110)
  • Улучшенная шумоизоляция
  • Просторный и комфортабельный салон

По результатам проведенных в 2006 году краш-тестов автомобиль получил высокие баллы за безопасность:

Фронтальный удар 13 баллов из 16
Боковой удар 14 баллов из 16

Это позволило бы претендовать на 4 звезды Euro NCAP.

Под капотом "Силуэта" изначально предполагалось 2-литровый бензиновый двигатель, разработанный совместно с компанией Ricardo. Однако в дальнейшем рассматривались варианты с 1,8-литровым мотором мощностью 112-122 л.с. Коробка передач разрабатывалась с нуля и должна была иметь 5-6 передач.

Также планировалось оснастить ВАЗ-2116 полностью независимой подвеской, в том числе многорычажной задней. Это позволило бы реализовать в дальнейшем полноприводные модификации.

Организация производства ВАЗ-2116

После успешного завершения опытно-конструкторских работ, в Тольятти приступили к подготовке производственных мощностей для выпуска новой модели.

Согласно планам, основные комплектующие для ВАЗ-2116 должны были поставлять:

  • ZF (Германия) - узлы и агрегаты шасси
  • Federal Mogul (США) - поршневая группа, ряд других деталей
  • Gates (США) - приводные ремни

Однако вся сборка должна была производиться непосредственно на АвтоВАЗе. Для обеспечения рентабельности проекта еще на стадии разработки была проведена тщательная оценка затрат.

Портрет прототипа ВАЗ-2116 внутри помещения

Тестирование опытных образцов ВАЗ-2116

В период с 2006 по 2008 год на АвтоВАЗе было изготовлено 23 опытных образца седана ВАЗ-2116 и 12 - хетчбека ВАЗ-2117. Эти машины активно использовались для дорожных и ресурсных испытаний.

Люди, которым удалось на них поездить, отмечали, что опытные образцы обладали неплохой разгонной динамикой и довольно уверенно стояли на дороге.

По отзывам специалистов, ВАЗ-2116 мог по ходовым качествам и комфорту конкурировать с такими автомобилями как Ford Focus или Renault Megane.

ВАЗ-2116 на улице осенью

Остановка проекта ВАЗ-2116

Несмотря на многообещающие результаты работ, в конце 2009 года руководство Альянса Renault-АвтоВАЗ приняло решение остановить проект.

Основными причинами стали:

  • Мировой экономический кризис 2008 года
  • Опасения конкуренции ВАЗ-2116 с моделями Renault
  • Недостаток финансирования для завершения разработки

Таким образом, многолетняя работа была свернута на финишной прямой.

Влияние проекта ВАЗ-2116 на последующие модели

Фото: Прототип ВАЗ-2116 на выставке в музее АвтоВАЗа

Несмотря на закрытие проекта, его вклад в последующие разработки оказался весьма значителен. Ряд технических решений, отработанных на ВАЗ-2116, были реализованы на серийно выпускаемых автомобилях Lada в последующие годы. К ним относятся:

  • Новая коробка передач с тросовым механизмом переключения передач
  • Передняя подвеска на L-образных рычагах
  • Усовершенствованные двигатели с увеличенным рабочим объемом

Кроме того, опыт проектирования и испытаний вылился в повышение квалификации инженерных кадров АвтоВАЗа.

Технические характеристики ВАЗ-2116

Несмотря на то, что автомобиль так и не пошел в серию, в период разработки для него был определен следующий набор характеристик:

  • Двигатель 1.8 л, мощность 112-122 л.с.
  • Разгон до 100 км/ч за 10 секунд
  • Максимальная скорость 190-210 км/ч
  • Коробка передач 5-6 ступеней, механическая или автоматическая
  • Передняя подвеска – независимая, типа Макферсон
  • Задняя подвеска – независимая, многорычажная
  • Тормоза – дисковые, вентилируемые, с АБС

По оценкам разработчиков, ВАЗ-2116 должен был соответствовать экологическому стандарту Евро-5.

Перспективы модернизации ВАЗ-2116

В случае успешного старта производства первоначальный вариант ВАЗ-2116 планировалось модернизировать и расширить модельный ряд за счет новых версий.

Рассматривались следующие производные модели:

  • Хетчбек ВАЗ-2117
  • Универсал ВАЗ-2118
  • Полноприводные модификации ВАЗ-2116 и ВАЗ-2117
  • Версия с дизельным двигателем

Также изучалась возможность установки автоматической трансмиссии и расширения списка дополнительного оборудования.

Потенциал ВАЗ-2116 на рынке

По оценке маркетологов АвтоВАЗа, ВАЗ-2116 мог рассчитывать на успех на российском рынке и завоевание доли в 10-15% в своем сегменте.

Благодаря оптимальному сочетанию цены и качества, автомобиль мог конкурировать с иномарками отечественного и импортного производства.

Альтернативная история ВАЗ-2116

Что было бы, если бы ВАЗ-2116 все же пошел в производство и нашел своего покупателя?

Вероятно, это позволило бы АвтоВАЗу совершить технологический рывок, укрепить свои позиции на рынке, а возможно даже выйти на экспорт в страны Восточной Европы. И сегодня на дорогах мы видели бы не только классические "жигули", но и современный ВАЗ-2116!