Заднеприводные автомобили: плюсы и минусы
Заднеприводные автомобили: любители скорости ценят их за динамику, а водители с опытом - за управляемость. Давайте разберемся в плюсах и минусах такой компоновки.
История заднеприводных автомобилей
Первые автомобили, созданные братьями Бенц и Даймлером в конце XIX века, имели задний привод. Двигатель располагался под сиденьем водителя и передавал крутящий момент на задние колеса с помощью цепной передачи.
В начале XX века заднеприводная компоновка получила широкое распространение. Ее использовали как на легковых автомобилях, так и на грузовиках и автобусах того времени. Причины популярности были очевидны:
- Простота и надежность конструкции
- Хорошая проходимость и динамика разгона
- Удобство в управлении для неопытных водителей
Особенно широко задний привод применялся в компоновке с передним расположением двигателя, которую впоследствии стали называть "классической". Такая схема господствовала на европейском и американском рынках автомобилестроения в 30-60-е годы прошлого века.
Примеры популярных моделей того времени - Ford Model T, Volkswagen Beetle, Chevrolet Bel Air, Plymouth Fury, Mercedes-Benz W123.
Однако в 1970-80-х годах заднеприводные модели постепенно стали вытесняться автомобилями с передним приводом, которые отличались большей компактностью и экономичностью. Тем не менее, задний привод продолжали использовать на спортивных и премиальных моделях, где требовалась высокая мощность и управляемость.
В последние годы наметилась тенденция к возвращению заднего привода на компактных городских автомобилях (Tata Nano, Smart ForTwo, Renault Twingo) и недорогих хетчбэках (Toyota GT86, Subaru BRZ). Также актуальным этот привод остается в сегменте спорткаров и внедорожников.
Типы заднеприводных автомобилей
Существует несколько разновидностей заднеприводной компоновки, отличающихся расположением силового агрегата. Разберем каждый тип.
Заднемоторные
У таких автомобилей двигатель и трансмиссия расположены в задней части за осью задних колес. Примеры моделей: Volkswagen Beetle, Porsche 911, Chevrolet Corvair, Renault 4CV.
Плюсы:
- Хорошее сцепление и разгон за счет большой нагрузки на ведущие колеса
- Компактные габариты
Минусы:
- Плохая управляемость из-за смещения центра масс назад
- Занос на скользкой дороге
Среднемоторные
Здесь двигатель располагается между передней и задней осью в районе центра масс. Примеры: Porsche Boxster, Toyota MR2, Mazda RX7.
Плюсы:
- Оптимальное распределение веса и управляемость
- Высокая маневренность
Минусы:
- Сложная компоновка салона
- Проблемы с охлаждением двигателя
Переднемоторные
Двигатель расположен спереди, а привод идет на заднюю ось. Примеры: BMW 3 серии, Volvo 200 серии, Mercedes W123.
Плюсы:
- "Классическая" сбалансированная компоновка
- Просторный и функциональный салон
Минусы:
- Большая масса и длина кузова
- Перегрузка задней оси
Каждая из этих компоновок имеет свои преимущества и недостатки. При выборе автомобиля важно учитывать ваши потребности и особенности эксплуатации.
Плюсы заднего привода
Почему, несмотря на ряд минусов, заднеприводные машины до сих пор популярны? Рассмотрим их главные преимущества:
- Лучшее сцепление и динамика. Благодаря большей нагрузке на ведущие колеса автомобиль лучше "цепляется" за дорогу как при разгоне, так и на повороте. Это особенно важно в условиях плохой погоды и скользкого покрытия. Крутящий момент передается напрямую от двигателя через кардан на задний мост, что обеспечивает лучшую динамику.
- Меньший радиус разворота. Без нагрузки передние колеса заднеприводной машины легче поворачиваются, поэтому радиус разворота меньше. Это удобно при парковке и маневрировании в ограниченном пространстве.
- Равномерный износ шин. В отличие от переднеприводных автомобилей, где больше нагружены и быстрее изнашиваются передние шины, у заднеприводных машин износ происходит равномерно. Это позволяет экономить на покупке резины.
- Еще одним большим плюсом заднего привода является меньшая стоимость обслуживания из-за более простой конструкции подвески по сравнению с передним приводом. К тому же такие автомобили считаются более простыми в управлении для начинающих водителей.
Минусы заднего привода
Несмотря на ряд преимуществ, у заднеприводных автомобилей есть и недостатки, о которых стоит помнить:
- Большая масса и длина кузова. Из-за заднего расположения трансмиссии и дифференциала заднеприводные модели получаются длиннее и тяжелее аналогичных переднеприводных. Это влечет за собой повышенный расход топлива.
- Перегрузка задней оси. Большая часть веса автомобиля приходится на заднюю ось, что приводит к ее перегрузке. В результате возрастает износ задней подвески и ухудшается сцепление колес с дорогой.
- Занос на скользкой дороге. Излишек мощности на ведущих колесах грозит потерей сцепления и заносом задней оси на скользком покрытии, особенно на повороте. Это делает заднеприводные автомобили менее безопасными в неблагоприятных погодных условиях.
- Неудовлетворительная устойчивость на высоких скоростях. На большой скорости возрастает вероятность заноса из-за смещения центра масс назад. Кроме того, высокая инерционность заднеприводной трансмиссии затрудняет гашение колебаний и стабилизацию машины.
- Проблемы с охлаждением двигателя. У заднемоторных и ряда среднемоторных моделей возникают сложности с подводом воздуха к радиатору. Это ведет к перегреву двигателя в жаркую погоду или при длительной езде на высокой скорости.
Как предотвратить занос задней оси
Чтобы минимизировать риск заноса задней оси заднеприводного автомобиля, особенно на повороте, рекомендуется:
- Выбирать правильную траекторию, избегая резких маневров
- Поддерживать оптимальное давление в шинах
- Установить стабилизатор поперечной устойчивости
При возникновении заноса на заднеприводном автомобиле водителю следует быстро, но плавно повернуть руль в сторону заноса и отпустить педаль газа. Резкое торможение усугубит ситуацию.
Советы по выбору заднеприводного автомобиля
При выборе заднеприводной машины рекомендуется учитывать следующие нюансы:
- Определение целей и бюджета. Для городской езды лучше подойдет компактный хетчбэк, а для поездок за город или буксировки прицепа - внедорожник или универсал. Тип кузова и мощность двигателя напрямую влияют на стоимость.
- Выбор оптимальной комплектации. Обратите внимание на наличие систем активной безопасности вроде ABS, курсовой устойчивости и контроля тяги. Это поможет избежать заносов. Также важны опции вроде климат-контроля, круиз-контроля, парктроников.
- Учет особенностей вождения. Если вы только учитесь водить, выбирайте менее мощный вариант с атмосферным двигателем. Турбомоторы и задний привод требуют опыта. При покупке обязательно протестируйте автомобиль в деле.
- Рекомендации по маркам и моделям. Из бюджетных вариантов стоит обратить внимание на Toyota GT86/Subaru BRZ, Renault Mégane, Nissan Silvia. В среднем ценовом сегменте популярны BMW 3 серии, Volvo S60, Mitsubishi Lancer Evolution. Любители роскоши могут выбрать Mercedes E-класса или Porsche 911.
- Варианты тюнинга. Для улучшения характеристик и внешнего вида заднеприводного автомобиля подойдет тюнинг подвески, установка спортивной выхлопной системы, более широких колес или обвеса кузова.
Эксплуатация заднеприводного автомобиля
Чтобы продлить срок службы заднеприводной машины и обеспечить безопасность на дороге, при ее эксплуатации нужно учитывать некоторые нюансы:
- Особенности ежедневного вождения. Не превышайте скорость на поворотах, всегда сбрасывайте газ заблаговременно. Плавные маневры позволят избежать заноса. Следите за давлением и состоянием шин - они играют ключевую роль в сцеплении и устойчивости.
- Правила вождения по скользкой дороге. В дождь или снегопад включайте пониженную передачу, не допускайте больших оборотов двигателя и резких разгонов. Двигайтесь плавно, держите дистанцию и оставляйте запас пространства для маневра. Предвидите действия других участников дорожного движения.
- Настройка вспомогательных систем. Для большей безопасности используйте ABS и другие ассистенты в максимальном режиме. Отключайте систему контроля тяги только в исключительных случаях на бездорожье. Проходите регулярное ТО, не игнорируйте ошибки бортового компьютера.
- Выбор эксплуатационных жидкостей. Используйте качественное моторное масло вязкостью по сезону, рекомендованное производителем. Регулярно проверяйте и меняйте трансмиссионное масло в КПП и редукторе заднего моста. Следите за уровнем тормозной жидкости.
Похожие статьи
- UEFI - что это? Загрузка, установка, преимущества, особенности настройки
- Как восстановить удаленную переписку в "ВК": лучшие советы
- Процессор AMD Athlon 64 x2: характеристики и разгон
- Как восстановить удаленные фото с телефона? Программы и советы по работе с ними
- Как найти телефон по IMEI? Можно ли отследить местоположение мобильного телефона по IMEI?
- Что такое ММС и как ими пользоваться? Настройки ММС
- Коробка передач робот: что это такое? Плюсы и минусы