Какой датчик отвечает за обороты двигателя? Как проверить датчик оборотов двигателя

0
0

Датчики - важнейшие элементы современного автомобиля. От их работы зависит правильная подача топлива, зажигание и в конечном итоге мощность и динамика автомобиля. Давайте разберемся, какие датчики отвечают за обороты двигателя и как их проверить.

Датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) отвечает за фиксацию положения "бабочки" газа в определенный момент времени. Эта информация необходима блоку управления двигателем для расчета оптимального количества подаваемого топлива.

Неисправность ДПДЗ можно определить по таким признакам:

  • рывки и провалы при нажатии на газ
  • нестабильная работа на холостых оборотах
  • резкое падение мощности двигателя
  • перегрев мотора

Причины поломки ДПДЗ:

  1. Износ подложки датчика при наличии отложений
  2. Неполное закрытие заслонки на холостом ходу
  3. Окисление контактной группы и появление ржавчины

Регулятор холостого хода

Регулятор холостого хода (РХХ) поддерживает обороты двигателя на необходимом уровне в режиме холостого хода.

О неисправности РХХ свидетельствует:

  • Повышенная или пониженная частота холостых оборотов
  • Нестабильная работа на холостом ходу
  • Частое глохание двигателя

Причины выхода из строя РХХ:

  1. Утечки воздуха из-за повреждения прокладки
  2. Загрязнение конуса и штока регулятора
  3. Неисправность шагового электродвигателя из-за износа

Датчик массового расхода воздуха

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) измеряет количество воздуха, поступающего в двигатель. Эти данные необходимы для расчета требуемого количества топлива.

Признаки нерабочего ДМРВ:

  • Перебои при разгоне
  • Нестабильный холостой ход
  • Увеличенный расход топлива

Типичные причины выхода ДМРВ из строя:

  1. Попадание грязи из-за изношенного воздушного фильтра
  2. Трещины в корпусе или патрубках
  3. Забивание сажей при форсировании двигателя

Для проверки ДМРВ достаточно отключить разъем датчика и запустить двигатель. Резкое увеличение оборотов будет свидетельствовать о неисправности.

Подключение датчика топлива в двигателе на СТО.

Датчик скорости

Датчик скорости передает данные о частоте вращения выходного вала коробки передач в блок управления. Эта информация необходима для определения скорости автомобиля.

Признаки неработающего датчика скорости:

  • Некорректные показания спидометра
  • Резкое изменение расхода топлива
  • Провалы в разгонной динамике

Возможные причины выхода из строя:

  1. Окисление контактной группы
  2. Обрыв сигнальной проводки
  3. Воздействие сильного магнитного поля

Для проверки датчика скорости достаточно поднять машину на домкрате так, чтобы одно из колес свободно вращалось и наблюдать показания вольтметра при вращении колеса.

Датчик положения коленчатого вала

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) служит для определения текущего положения поршней в цилиндрах двигателя. Эти данные критически важны для расчета момента впрыска топлива и искрообразования.

Неисправность ДПКВ проявляется в:

  • Нестабильной работе на холостом ходу
  • Отказах при запуске двигателя
  • Внезапной потере мощности

Причины выхода ДПКВ из строя:

  1. Износ или загрязнение синхронизирующего диска
  2. Нарушение зазора между диском и датчиком
  3. Окисление или обрыв проводки датчика

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) контролирует температуру в системе охлаждения двигателя. На основании этих данных блок управления корректирует состав топливной смеси для оптимальной работы мотора.

Признаки неисправного ДТОЖ:

  • Увеличенное время прогрева двигателя
  • Повышенный расход топлива
  • Потеря мощности и перегрев

Причины выхода из строя ДТОЖ:

  1. Ухудшение контакта датчика с двигателем
  2. Разрушение корпуса или резьбы
  3. Окисление контактной группы

Датчик температуры воздуха

Датчик температуры воздуха (ДТВВ) определяет температуру воздуха на впуске, что необходимо для расчета оптимального количества топлива в смеси.

Признаки неработающего ДТВВ:

  • Трудности с запуском в холодную погоду
  • Повышенный расход топлива зимой
  • Нестабильность на холостом ходу

Типичные причины выхода из строя ДТВВ:

  1. Окисление контактной группы
  2. Обрыв проводки датчика
  3. Механическое повреждение корпуса

Датчик детонации

Датчик детонации контролирует уровень вибрации в блоке цилиндров. Эти данные используются для определения наличия детонации и корректировки угла опережения зажигания.

Симптомы дефектного датчика детонации:

  • Потеря мощности и динамики
  • Повышенный расход топлива
  • Нестабильная работа на всех оборотах

Причины выхода из строя:

  1. Механическое повреждение корпуса
  2. Нарушение электрических соединений
  3. Программные сбои в работе ЭБУ

Датчик давления топлива

Датчик давления топлива (ДДТ) измеряет давление в рампе и регулирует его для обеспечения нормальной работы топливной системы.

Признаки дефектного ДДТ:

  • Пропуски и нестабильность в работе двигателя
  • Затруднения при запуске
  • Черный дым из выхлопной трубы

Возможные причины поломок ДДТ:

  1. Заклинивание регулирующего клапана
  2. Плохой контакт датчика с рампой
  3. Окисление контактов в разъеме
Диагностика двигателя автомобиля в автомастерской.

Датчик абсолютного давления воздуха

Датчик абсолютного давления воздуха (ДАД) измеряет давление на впуске двигателя. Эти данные необходимы для расчета оптимального количества подаваемого топлива в цилиндры.

Признаки неисправного ДАД:

  • Перебои и сбои при разгоне
  • Затруднен запуск двигателя
  • Повышенный расход топлива

Типичные причины поломки ДАД:

  1. Разгерметизация вакуумных шлангов
  2. Окисление контактов датчика
  3. Обрыв проводки питания датчика

Датчики Холла

Датчики Холла применяются в системе зажигания для синхронизации момента искрообразования с положением коленчатого вала. Они более надежны и долговечны по сравнению с контактной системой зажигания.

Признаки неисправности:

  • Нестабильный холостой ход
  • Отказы при запуске двигателя
  • Потеря мощности в движении

Типичные причины выхода из строя:

  1. Окисление контактов датчика
  2. Обрыв проводки датчика
  3. Механическое повреждение корпуса

Определение неисправного датчика по кодам ошибок

Самый надежный способ определения неработающего датчика - считывание кодов неисправностей диагностическим сканером. Каждый датчик имеет свой уникальный код (Р0ххх), по которому можно точно локализовать дефект.

Визуальная диагностика датчиков

Помимо сканера, неисправный датчик можно заподозрить и по косвенным внешним признакам:

  • Повреждение корпуса датчика
  • Следы окисления на контактах разъема
  • Обесцвечивание или оплавление проводки

Проверка датчиков с помощью мультиметра

Мультиметр позволяет убедиться в исправности датчика путем проверки сопротивления или напряжения на его контактах в различных режимах работы двигателя.

Проверка датчиков холостого хода

За обороты двигателя на холостом ходу отвечают датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) и регулятор холостого хода (РХХ). Их можно проверить следующим образом:

  1. Запустить двигатель и дать ему прогреться
  2. Послушать, нет ли перебоев в работе на холостом ходу
  3. Отсоединить разъемы датчиков по очереди и смотреть на реакцию оборотов двигателя
  4. Если обороты резко возрастают - датчик неисправен

Поиск местоположения датчиков

Где находится тот или иной датчик можно определить, заглянув в схему электрооборудования конкретной модели автомобиля. Например, на автомобилях ВАЗ датчики обычно располагаются:

  • ДПДЗ - на дроссельном узле
  • РХХ - на впускном коллекторе
  • Датчик Холла - под катушкой зажигания

Признаки неисправности по поведению автомобиля

О том, что какой-то датчик, отвечающий за обороты двигателя, вышел из строя, можно догадаться и по косвенным признакам в поведении автомобиля:

  • Плавающие обороты холостого хода
  • Нестабильная работа при разгоне
  • Потеря динамики и мощности
  • Увеличенный расход топлива

Последовательность диагностики

При подозрении на неисправность датчиков необходимо:

  1. Провести визуальный осмотр
  2. Просканировать на наличие ошибок
  3. Измерить параметры мультиметром
  4. Сравнить с номинальными значениями

При значительном отклонении параметров - заменить датчик.

Критерии выбора нового датчика

При необходимости замены вышедшего из строя датчика, отвечающего за обороты двигателя, следует обратить внимание на:

  • Совместимость - датчик должен подходить к вашей модели автомобиля
  • Разъем - тип разъема должен совпадать с оригинальным датчиком
  • Диапазон измерений - соответствовать рабочему диапазону параметров вашего двигателя
  • Температурный режим - выдерживать температуру под капотом вашего автомобиля

Лучше отдать предпочтение проверенным брендам, а не самым дешевым неизвестным производителям. Качественный датчик прослужит долго и не доставит хлопот.

Восстановление старого датчика

Иногда поломку датчика можно устранить без покупки нового. Например:

  • Прочистить контакты от окислов
  • Зачистить шероховатости на токопроводящих дорожках
  • Восстановить поврежденные выводы пайкой

Однако такой ремонт не гарантирует надежность и долговечность датчика. Риск повторной поломки велик.

Профилактика и уход

Чтобы избежать проблем с датчиками оборотов, необходимо:

  • Следить за чистотой разъемных соединений
  • Не допускать механических повреждений проводки
  • Использовать качественное масло и топливо
  • Регулярно менять фильтры

Своевременное техобслуживание двигателя по регламенту - залог стабильной работы датчиков оборотов.