Какой датчик отвечает за обороты двигателя? Как проверить датчик оборотов двигателя
Датчики - важнейшие элементы современного автомобиля. От их работы зависит правильная подача топлива, зажигание и в конечном итоге мощность и динамика автомобиля. Давайте разберемся, какие датчики отвечают за обороты двигателя и как их проверить.
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) отвечает за фиксацию положения "бабочки" газа в определенный момент времени. Эта информация необходима блоку управления двигателем для расчета оптимального количества подаваемого топлива.
Неисправность ДПДЗ можно определить по таким признакам:
- рывки и провалы при нажатии на газ
- нестабильная работа на холостых оборотах
- резкое падение мощности двигателя
- перегрев мотора
Причины поломки ДПДЗ:
- Износ подложки датчика при наличии отложений
- Неполное закрытие заслонки на холостом ходу
- Окисление контактной группы и появление ржавчины
Регулятор холостого хода
Регулятор холостого хода (РХХ) поддерживает обороты двигателя на необходимом уровне в режиме холостого хода.
О неисправности РХХ свидетельствует:
- Повышенная или пониженная частота холостых оборотов
- Нестабильная работа на холостом ходу
- Частое глохание двигателя
Причины выхода из строя РХХ:
- Утечки воздуха из-за повреждения прокладки
- Загрязнение конуса и штока регулятора
- Неисправность шагового электродвигателя из-за износа
Датчик массового расхода воздуха
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) измеряет количество воздуха, поступающего в двигатель. Эти данные необходимы для расчета требуемого количества топлива.
Признаки нерабочего ДМРВ:
- Перебои при разгоне
- Нестабильный холостой ход
- Увеличенный расход топлива
Типичные причины выхода ДМРВ из строя:
- Попадание грязи из-за изношенного воздушного фильтра
- Трещины в корпусе или патрубках
- Забивание сажей при форсировании двигателя
Для проверки ДМРВ достаточно отключить разъем датчика и запустить двигатель. Резкое увеличение оборотов будет свидетельствовать о неисправности.
Датчик скорости
Датчик скорости передает данные о частоте вращения выходного вала коробки передач в блок управления. Эта информация необходима для определения скорости автомобиля.
Признаки неработающего датчика скорости:
- Некорректные показания спидометра
- Резкое изменение расхода топлива
- Провалы в разгонной динамике
Возможные причины выхода из строя:
- Окисление контактной группы
- Обрыв сигнальной проводки
- Воздействие сильного магнитного поля
Для проверки датчика скорости достаточно поднять машину на домкрате так, чтобы одно из колес свободно вращалось и наблюдать показания вольтметра при вращении колеса.
Датчик положения коленчатого вала
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) служит для определения текущего положения поршней в цилиндрах двигателя. Эти данные критически важны для расчета момента впрыска топлива и искрообразования.
Неисправность ДПКВ проявляется в:
- Нестабильной работе на холостом ходу
- Отказах при запуске двигателя
- Внезапной потере мощности
Причины выхода ДПКВ из строя:
- Износ или загрязнение синхронизирующего диска
- Нарушение зазора между диском и датчиком
- Окисление или обрыв проводки датчика
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) контролирует температуру в системе охлаждения двигателя. На основании этих данных блок управления корректирует состав топливной смеси для оптимальной работы мотора.
Признаки неисправного ДТОЖ:
- Увеличенное время прогрева двигателя
- Повышенный расход топлива
- Потеря мощности и перегрев
Причины выхода из строя ДТОЖ:
- Ухудшение контакта датчика с двигателем
- Разрушение корпуса или резьбы
- Окисление контактной группы
Датчик температуры воздуха
Датчик температуры воздуха (ДТВВ) определяет температуру воздуха на впуске, что необходимо для расчета оптимального количества топлива в смеси.
Признаки неработающего ДТВВ:
- Трудности с запуском в холодную погоду
- Повышенный расход топлива зимой
- Нестабильность на холостом ходу
Типичные причины выхода из строя ДТВВ:
- Окисление контактной группы
- Обрыв проводки датчика
- Механическое повреждение корпуса
Датчик детонации
Датчик детонации контролирует уровень вибрации в блоке цилиндров. Эти данные используются для определения наличия детонации и корректировки угла опережения зажигания.
Симптомы дефектного датчика детонации:
- Потеря мощности и динамики
- Повышенный расход топлива
- Нестабильная работа на всех оборотах
Причины выхода из строя:
- Механическое повреждение корпуса
- Нарушение электрических соединений
- Программные сбои в работе ЭБУ
Датчик давления топлива
Датчик давления топлива (ДДТ) измеряет давление в рампе и регулирует его для обеспечения нормальной работы топливной системы.
Признаки дефектного ДДТ:
- Пропуски и нестабильность в работе двигателя
- Затруднения при запуске
- Черный дым из выхлопной трубы
Возможные причины поломок ДДТ:
- Заклинивание регулирующего клапана
- Плохой контакт датчика с рампой
- Окисление контактов в разъеме
Датчик абсолютного давления воздуха
Датчик абсолютного давления воздуха (ДАД) измеряет давление на впуске двигателя. Эти данные необходимы для расчета оптимального количества подаваемого топлива в цилиндры.
Признаки неисправного ДАД:
- Перебои и сбои при разгоне
- Затруднен запуск двигателя
- Повышенный расход топлива
Типичные причины поломки ДАД:
- Разгерметизация вакуумных шлангов
- Окисление контактов датчика
- Обрыв проводки питания датчика
Датчики Холла
Датчики Холла применяются в системе зажигания для синхронизации момента искрообразования с положением коленчатого вала. Они более надежны и долговечны по сравнению с контактной системой зажигания.
Признаки неисправности:
- Нестабильный холостой ход
- Отказы при запуске двигателя
- Потеря мощности в движении
Типичные причины выхода из строя:
- Окисление контактов датчика
- Обрыв проводки датчика
- Механическое повреждение корпуса
Определение неисправного датчика по кодам ошибок
Самый надежный способ определения неработающего датчика - считывание кодов неисправностей диагностическим сканером. Каждый датчик имеет свой уникальный код (Р0ххх), по которому можно точно локализовать дефект.
Визуальная диагностика датчиков
Помимо сканера, неисправный датчик можно заподозрить и по косвенным внешним признакам:
- Повреждение корпуса датчика
- Следы окисления на контактах разъема
- Обесцвечивание или оплавление проводки
Проверка датчиков с помощью мультиметра
Мультиметр позволяет убедиться в исправности датчика путем проверки сопротивления или напряжения на его контактах в различных режимах работы двигателя.
Проверка датчиков холостого хода
За обороты двигателя на холостом ходу отвечают датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) и регулятор холостого хода (РХХ). Их можно проверить следующим образом:
- Запустить двигатель и дать ему прогреться
- Послушать, нет ли перебоев в работе на холостом ходу
- Отсоединить разъемы датчиков по очереди и смотреть на реакцию оборотов двигателя
- Если обороты резко возрастают - датчик неисправен
Поиск местоположения датчиков
Где находится тот или иной датчик можно определить, заглянув в схему электрооборудования конкретной модели автомобиля. Например, на автомобилях ВАЗ датчики обычно располагаются:
- ДПДЗ - на дроссельном узле
- РХХ - на впускном коллекторе
- Датчик Холла - под катушкой зажигания
Признаки неисправности по поведению автомобиля
О том, что какой-то датчик, отвечающий за обороты двигателя, вышел из строя, можно догадаться и по косвенным признакам в поведении автомобиля:
- Плавающие обороты холостого хода
- Нестабильная работа при разгоне
- Потеря динамики и мощности
- Увеличенный расход топлива
Последовательность диагностики
При подозрении на неисправность датчиков необходимо:
- Провести визуальный осмотр
- Просканировать на наличие ошибок
- Измерить параметры мультиметром
- Сравнить с номинальными значениями
При значительном отклонении параметров - заменить датчик.
Критерии выбора нового датчика
При необходимости замены вышедшего из строя датчика, отвечающего за обороты двигателя, следует обратить внимание на:
- Совместимость - датчик должен подходить к вашей модели автомобиля
- Разъем - тип разъема должен совпадать с оригинальным датчиком
- Диапазон измерений - соответствовать рабочему диапазону параметров вашего двигателя
- Температурный режим - выдерживать температуру под капотом вашего автомобиля
Лучше отдать предпочтение проверенным брендам, а не самым дешевым неизвестным производителям. Качественный датчик прослужит долго и не доставит хлопот.
Восстановление старого датчика
Иногда поломку датчика можно устранить без покупки нового. Например:
- Прочистить контакты от окислов
- Зачистить шероховатости на токопроводящих дорожках
- Восстановить поврежденные выводы пайкой
Однако такой ремонт не гарантирует надежность и долговечность датчика. Риск повторной поломки велик.
Профилактика и уход
Чтобы избежать проблем с датчиками оборотов, необходимо:
- Следить за чистотой разъемных соединений
- Не допускать механических повреждений проводки
- Использовать качественное масло и топливо
- Регулярно менять фильтры
Своевременное техобслуживание двигателя по регламенту - залог стабильной работы датчиков оборотов.
Похожие статьи
- Как вернуть ноутбук к заводским настройкам? Инструкция по восстановлению заводских настроек
- Машина не заводится: возможные причины и методы их устранения
- Как проверить телефон на прослушку - комбинация цифр. Прослушка мобильного телефона
- Как переустановить систему Windows 7 правильно
- Права на погрузчик: какая категория, где и как получить. Обучение на водителя погрузчика
- Как подключить WiFi на ноутбуке: пошаговая инструкция
- Обход ограничения Yota на раздачу: пошаговая инструкция