Шкворень это что такое и как работает

0
0

Шкворень является важной деталью подвески автомобиля, отвечающей за поворот колес. Давайте разберемся, что это такое и как он устроен.

Что такое шкворень и его назначение

Шкворень - это стержень, соединяющий поворотный механизм колеса (кулак) с осью или рамой автомобиля. Во времена конных повозок аналогичный стержень называли "шворнем" и использовали для крепления передней оси.

Основные функции шкворня:

  • Поворот колес при маневрировании
  • Передача нагрузки от колеса на раму автомобиля
  • Сохранение заданных углов установки колес

Таким образом, шкворень является ответственной деталью, влияющей на управляемость и безопасность автомобиля.

Конструкция и материалы шкворня

Конструктивно шкворень представляет собой стальной стержень, установленный в отверстия поворотного кулака и рамы или моста:

Для обеспечения вращения с минимальным трением на стержне устанавливают подшипники качения или скольжения. Также могут использоваться бронзовые втулки.

Материал шкворня - легированные или углеродистые стальные сплавы, обеспечивающие высокую прочность и износостойкость.

Различают сквозные и раздельные шкворни. Сквозные проходят через всю ширину моста, раздельные - только частично. Первые проще по конструкции, вторые позволяют использовать ведущие мосты.

Широкий кадр механика, заменяющего шкворень в туманный осенний день

Принцип работы шкворня в подвеске

Рассмотрим более подробно принцип работы шкворня в процессе движения автомобиля.

  1. При повороте рулевого колеса усилие через тяги передается на поворотный кулак;
  2. Кулак вращается вокруг шкворня, установленного с углами развала и схождения;
  3. Шкворень передает крутящий момент и другие нагрузки на раму или мост автомобиля;
  4. За счет поворота обеспечивается маневрирование автомобиля.

Также важную роль играет правильная смазка шкворня, в противном случае возможен его преждевременный износ или выход из строя подшипников.

На большинстве современных легковых автомобилей вместо шкворней используются шаровые шарниры. Однако этот элемент до сих пор применяется на грузовиках и внедорожниках.

Особенности обслуживания шкворней

Шкворни требуют периодического обслуживания, так как работают в сложных условиях и подвержены большим нагрузкам.

Одна из основных операций - регулировка люфта в шкворневых соединениях. Люфт может привести к неравномерному износу деталей, стукам и вибрациям при движении.

Также важна своевременная замена шкворней. Признаками необходимости замены служат:

  • Повышенный люфт в соединениях
  • Течь смазки из уплотнений
  • Неравномерный износ поверхностей

При выборе нового шкворня важно учитывать его тип и размеры. Лучше приобретать детали известных производителей.

Замена шкворней своими руками

Существует возможность заменить шкворень на автомобиле своими руками. Это позволит сэкономить на услугах СТО.

Основные этапы замены шкворня:

  1. Поднять автомобиль домкратом и установить страховочные стойки
  2. Демонтировать колесо, тормозной диск/барабан
  3. Отсоединить и снять поворотный кулак
  4. Выпрессовать старый и установить новый шкворень
  5. Установить кулак на место с регулировкой люфтов

При этом потребуются специальные инструменты и навыки. Рекомендуется доверить эту операцию профессионалам, если нет опыта.

Подробный вид сверху на различные высококачественные шкворни и сопутствующие комплектующие, лежащие на полу

Варианты неисправностей шкворней

Рассмотрим типовые неисправности шкворневых соединений и методы их устранения.

Повышенный люфт

Выявляется шатанием колеса в вертикальной плоскости. Возможные причины:

  • Износ отверстий под шкворень
  • Износ или разрушение подшипников
  • Ослабление крепления

Устраняется заменой изношенных деталей и регулировкой зазоров.

Посторонние стуки и люфт при повороте руля

Связаны с износом шарнирных соединений рулевого механизма. Требуется комплексная диагностика и ремонт системы управления.

Влияние износа шкворней на безопасность

Со временем шкворни подвергаются износу из-за трения и воздействия нагрузок. Это приводит к появлению люфтов и шумов в подвеске, а на высоких скоростях возможна даже потеря управления.

Основные последствия износа шкворней:

  • Увеличение люфтов в рулевом управлении
  • Появление вибраций и стуков при движении
  • Неравномерный износ шин
  • Ухудшение курсовой устойчивости

Поэтому регулярный осмотр и замена изношенных шкворней является важным фактором обеспечения безопасности движения.

Меры предосторожности при монтаже шкворней

Установка шкворней является ответственной процедурой, требующей соблюдения ряда мер:

  • Подбор шкворня точно по модели автомобиля
  • Проверка состояния посадочных мест под шкворень
  • Контроль качества подшипников и сальников
  • Обязательная регулировка зазоров и люфтов
  • Проверка углов установки колес

Несоблюдение этих правил приведет к быстрому износу и разбалансировке подвески.

Признаки неисправностей шкворней

Чтобы вовремя заметить необходимость замены шкворней, следует обращать внимание на такие признаки:

  • Повышенный люфт рулевого колеса
  • Стуки при проезде неровностей
  • Крен кузова на поворотах
  • Неравномерный износ протектора шин

При появлении подобных симптомов следует провести диагностику состояния шкворней и подвески в целом.

Выбор качественных шкворней

При выборе шкворня важно отдавать предпочтение проверенным брендам, а не дешевым подделкам сомнительного качества.

Рекомендуется выбирать шкворни таких производителей, как:

  • SKF
  • FAG
  • Optimal
  • Febi Bilstein
  • TRW

Эти бренды гарантируют надежность конструкции и стабильно высокое качество продукции.