Замок зажигания автомобиля: подробная схема и описание

0
0

Замок зажигания - важнейший элемент автомобиля, отвечающий за запуск двигателя и подачу электропитания. В этой статье мы подробно разберем его устройство, принцип работы, возможные неисправности и способы их устранения.

1. Назначение и функции замка зажигания

Основные функции замка зажигания:

  • Запуск двигателя при повороте ключа
  • Подача электропитания на бортовую сеть автомобиля
  • Отключение питания в режиме стоянки
  • Блокировка рулевого вала при извлечении ключа

Без исправного замка зажигания невозможно завести двигатель и начать движение. Это один из критически важных компонентов автомобиля.

2. Устройство и принцип работы

Конструктивно замок зажигания состоит из двух основных частей:

  1. Механическая часть
  2. Электрическая часть (контактная группа)

Механическая часть включает в себя корпус, цилиндр с поводками для поворота контактной группы, механизм блокировки рулевой колонки.

Провода, подсоединенные к замку зажигания

Электрическая часть (контактная группа) состоит из неподвижных контактов с проводами и подвижной гребенки. При повороте ключа замка гребенка замыкает нужные контакты.

Блокировка руля - предотвращает угон автомобиля при вынутом ключе зажигания. Осуществляется специальным штоком, входящим в отверстие рулевой колонки.

Ключ, вставляемый в замок зажигания

Существует несколько фиксированных положений поворота ключа зажигания:

  • 0 - зажигание выключено, ключ можно вынуть
  • I - включено зажигание, питание подано на приборы и системы
  • II - стартер, ключ не фиксируется и удерживается водителем
  • III - стоянка, заблокирован руль, зажигание отключено

3. Схема подключения замка зажигания

К замку зажигания замок зажигания схема подключается множество проводов от различных систем автомобиля.

Распиновка выводов

Расположение контактов клеммной колодки стандартно для всех замков зажигания и соответствует цветам проводов:

Контакт 1 Красный
Контакт 2 Желтый
Контакт 3 Зеленый

Остальные контакты могут располагаться в разном порядке в зависимости от модели автомобиля.

Основные цепи питания

Через замок зажигания схема проходят две главные цепи:

  1. Цепь питания систем зажигания, приборов и оборудования
  2. Цепь пуска стартера для запуска двигателя

4. Неисправности замка зажигания

Замок зажигания со временем изнашивается и может выйти из строя. Рассмотрим основные признаки неисправностей.

Признаки неисправностей замка зажигания:

  • Тугое или невозможное вращение ключа
  • Ключ застревает в замке и ломается
  • Отсутствие подачи питания при повороте ключа
  • Проблемы с запуском стартера
  • Подклинивание контактной группы

Причины таких поломок могут быть самые разные:

  • Механические повреждения корпуса или поводков
  • Износ контактной группы замка зажигания
  • Окисление или подгорание контактов
  • Некачественная сборка замка
  • Обрыв проводки

Для выявления неисправностей нужно провести диагностику:

  1. Проверить визуальное состояние замка, контактной группы, разъемов
  2. Попробовать повернуть ключ, проверив усилие вращения
  3. Измерить сопротивление обмотки контактов мультиметром
  4. Проверить напряжение на контактах 1, 2, 3 при повороте ключа
  5. Проверить запуск стартера

В зависимости от характера поломки применяются разные способы ремонта:

  • Разборка, чистка и смазка механических частей
  • Замена поврежденных поводков или пружин
  • Зачистка контактов контактной группы
  • Ремонт или замена колодки с контактами
  • Полная замена замка зажигания

5. Замена и установка замка зажигания

Со временем замок зажигания приходит в негодность и требует замены. Рассмотрим пошаговую инструкцию.

Порядок действий при снятии старого замка зажигания:

  1. Отсоединить провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи
  2. Снять рулевое колесо и пластиковую накладку под ним
  3. Отсоединить разъем проводов от замка зажигания
  4. Вывернуть крепежные болты замка зажигания
  5. Извлечь замок зажигания из рулевой колонки

Потребуются ключи для болтов, отвертка, плоскогубцы.

При выборе нового замка зажигания необходимо:

  • Уточнить точную модель и комплектацию автомобиля
  • Проверить количество контактов в старом замке
  • Купить аналогичный по параметрам и контактам
  • Отдавать предпочтение фирменным замкам известных брендов

Порядок установки и подключения нового замка зажигания:

  1. Установить корпус замка в рулевую колонку и закрепить болтами
  2. Подсоединить разъем с проводами к контактам замка
  3. Проверить работу замка зажигания и запуск двигателя
  4. Установить на место пластиковые детали и руль
  5. Подключить провод к аккумулятору

Провода должны быть подсоединены в соответствии с распиновкой для конкретной модели автомобиля.

6. Особенности конструкции замков зажигания разных автомобилей

Конструктивно замки зажигания разных марок автомобилей могут отличаться:

  • Замки зажигания ВАЗ. На автомобилях ВАЗ устанавливались преимущественно унифицированные замки на 6 или 7 контактов. Отличались модели до и после 1986 года.
  • Замки зажигания иномарок. На иномарках применяются замки зажигания собственной разработки под конкретную модель. Могут использовать увеличенное количество контактов, отличаться расположением и функциями.

Конструкция замка напрямую зависит от особенностей электрооборудования конкретного автомобиля.

7. Полезные советы по эксплуатации и обслуживанию

Примите во внимание следующие рекомендации:

  • Регулярно проверяйте техническое состояние замка зажигания
  • Своевременно чистите и смазывайте подвижные части
  • При тугом вращении ключа не применяйте чрезмерных усилий
  • Замените замок зажигания сразу при появлении первых признаков износа
  • При замене тщательно следуйте схеме подключения проводов