Замок зажигания автомобиля: подробная схема и описание
Замок зажигания - важнейший элемент автомобиля, отвечающий за запуск двигателя и подачу электропитания. В этой статье мы подробно разберем его устройство, принцип работы, возможные неисправности и способы их устранения.
1. Назначение и функции замка зажигания
Основные функции замка зажигания:
- Запуск двигателя при повороте ключа
- Подача электропитания на бортовую сеть автомобиля
- Отключение питания в режиме стоянки
- Блокировка рулевого вала при извлечении ключа
Без исправного замка зажигания невозможно завести двигатель и начать движение. Это один из критически важных компонентов автомобиля.
2. Устройство и принцип работы
Конструктивно замок зажигания состоит из двух основных частей:
- Механическая часть
- Электрическая часть (контактная группа)
Механическая часть включает в себя корпус, цилиндр с поводками для поворота контактной группы, механизм блокировки рулевой колонки.
Электрическая часть (контактная группа) состоит из неподвижных контактов с проводами и подвижной гребенки. При повороте ключа замка гребенка замыкает нужные контакты.
Блокировка руля - предотвращает угон автомобиля при вынутом ключе зажигания. Осуществляется специальным штоком, входящим в отверстие рулевой колонки.
Существует несколько фиксированных положений поворота ключа зажигания:
- 0 - зажигание выключено, ключ можно вынуть
- I - включено зажигание, питание подано на приборы и системы
- II - стартер, ключ не фиксируется и удерживается водителем
- III - стоянка, заблокирован руль, зажигание отключено
3. Схема подключения замка зажигания
К замку зажигания замок зажигания схема подключается множество проводов от различных систем автомобиля.
Распиновка выводов
Расположение контактов клеммной колодки стандартно для всех замков зажигания и соответствует цветам проводов:
Контакт 1 | Красный |
Контакт 2 | Желтый |
Контакт 3 | Зеленый |
Остальные контакты могут располагаться в разном порядке в зависимости от модели автомобиля.
Основные цепи питания
Через замок зажигания схема проходят две главные цепи:
- Цепь питания систем зажигания, приборов и оборудования
- Цепь пуска стартера для запуска двигателя
4. Неисправности замка зажигания
Замок зажигания со временем изнашивается и может выйти из строя. Рассмотрим основные признаки неисправностей.
Признаки неисправностей замка зажигания:
- Тугое или невозможное вращение ключа
- Ключ застревает в замке и ломается
- Отсутствие подачи питания при повороте ключа
- Проблемы с запуском стартера
- Подклинивание контактной группы
Причины таких поломок могут быть самые разные:
- Механические повреждения корпуса или поводков
- Износ контактной группы замка зажигания
- Окисление или подгорание контактов
- Некачественная сборка замка
- Обрыв проводки
Для выявления неисправностей нужно провести диагностику:
- Проверить визуальное состояние замка, контактной группы, разъемов
- Попробовать повернуть ключ, проверив усилие вращения
- Измерить сопротивление обмотки контактов мультиметром
- Проверить напряжение на контактах 1, 2, 3 при повороте ключа
- Проверить запуск стартера
В зависимости от характера поломки применяются разные способы ремонта:
- Разборка, чистка и смазка механических частей
- Замена поврежденных поводков или пружин
- Зачистка контактов контактной группы
- Ремонт или замена колодки с контактами
- Полная замена замка зажигания
5. Замена и установка замка зажигания
Со временем замок зажигания приходит в негодность и требует замены. Рассмотрим пошаговую инструкцию.
Порядок действий при снятии старого замка зажигания:
- Отсоединить провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи
- Снять рулевое колесо и пластиковую накладку под ним
- Отсоединить разъем проводов от замка зажигания
- Вывернуть крепежные болты замка зажигания
- Извлечь замок зажигания из рулевой колонки
Потребуются ключи для болтов, отвертка, плоскогубцы.
При выборе нового замка зажигания необходимо:
- Уточнить точную модель и комплектацию автомобиля
- Проверить количество контактов в старом замке
- Купить аналогичный по параметрам и контактам
- Отдавать предпочтение фирменным замкам известных брендов
Порядок установки и подключения нового замка зажигания:
- Установить корпус замка в рулевую колонку и закрепить болтами
- Подсоединить разъем с проводами к контактам замка
- Проверить работу замка зажигания и запуск двигателя
- Установить на место пластиковые детали и руль
- Подключить провод к аккумулятору
Провода должны быть подсоединены в соответствии с распиновкой для конкретной модели автомобиля.
6. Особенности конструкции замков зажигания разных автомобилей
Конструктивно замки зажигания разных марок автомобилей могут отличаться:
- Замки зажигания ВАЗ. На автомобилях ВАЗ устанавливались преимущественно унифицированные замки на 6 или 7 контактов. Отличались модели до и после 1986 года.
- Замки зажигания иномарок. На иномарках применяются замки зажигания собственной разработки под конкретную модель. Могут использовать увеличенное количество контактов, отличаться расположением и функциями.
Конструкция замка напрямую зависит от особенностей электрооборудования конкретного автомобиля.
7. Полезные советы по эксплуатации и обслуживанию
Примите во внимание следующие рекомендации:
- Регулярно проверяйте техническое состояние замка зажигания
- Своевременно чистите и смазывайте подвижные части
- При тугом вращении ключа не применяйте чрезмерных усилий
- Замените замок зажигания сразу при появлении первых признаков износа
- При замене тщательно следуйте схеме подключения проводов
Похожие статьи
- Как удалить вирус с телефона: пошаговая инструкция
- Самые лучшие смартфоны по всем характеристикам: рейтинг, список и отзывы
- Как скачивать музыку из "ВК" на айфон: программы, инструкции
- Как скачать музыку с интернета на флешку: пошаговая инструкция
- Как восстановить удаленную переписку в "ВК": лучшие советы
- Ноутбук HP Pavilion G6: характеристики, фото и отзывы
- Обход ограничения Yota на раздачу: пошаговая инструкция