Рабочий цилиндр сцепления "Нива-Шевроле" - особенности, замена и устройство

0
0

Модель ВАЗ-2123 Chevrolet Niva по праву считается одним из лучших внедорожников в своем классе. Но даже надежная "Нива" иногда ломается, и одной из распространенных поломок является выход из строя рабочего цилиндра сцепления (РЦС). В этой статье мы подробно разберем особенности конструкции, признаки неисправности, способы диагностики и пошаговую инструкцию по замене РЦС на "Ниве-Шевроле".

1. Общее устройство гидропривода сцепления "Нивы-Шевроле"

Рабочий цилиндр сцепления является частью гидропривода, который отвечает за передачу усилия от педали сцепления к фрикционной муфте для размыкания последней.

Принцип работы гидропривода сцепления заключается в следующем:
  • Водитель нажимает на педаль сцепления
  • Через систему рычагов приводится в действие главный цилиндр гидропривода
  • Из главного цилиндра под давлением вытесняется рабочая жидкость
  • Жидкость поступает в рабочий цилиндр сцепления
  • Поршень РЦС перемещается, воздействуя на вилку выключения сцепления
  • Происходит размыкание фрикционных накладок муфты сцепления

Также в состав гидропривода входят:

  • Педаль сцепления с главным цилиндром
  • Компенсационный бачок для рабочей жидкости
  • Разветвленная система магистралей и трубопроводов

Рабочий цилиндр сцепления "Нивы-Шевроле" отличается компактными размерами и удобством размещения на двигателе. Он крепится двумя болтами к картеру сцепления. Питание цилиндра осуществляется от главного цилиндра по медной трубке диаметром 10 мм.

2. Назначение и устройство рабочего цилиндра сцепления "Нивы-Шевроле"

Основными функциями рабочего цилиндра сцепления являются:

  1. Передача усилия от гидросистемы к вилке выключения для размыкания фрикционных накладок
  2. Обеспечение плавного включения и выключения муфты сцепления
  3. Компенсация износа накладок сцепления за счет хода поршня

Рабочий цилиндр сцепления "Нивы-Шевроле" состоит из следующих основных деталей:

  • Корпус цилиндра
  • Поршень со штоком
  • Возвратная пружина
  • Сальники и манжеты

Для герметизации подвижных соединений в конструкции РЦС применяются резиновые сальники круглого сечения, а также манжеты. Рабочий цилиндр сцепления модели 21230-1602494 изготавливается из легированной стали марки 20Х13.

3. Причины выхода из строя РЦС "Нивы-Шевроле"

К основным причинам отказа рабочего цилиндра сцепления "Нивы-Шевроле" можно отнести:

  1. Естественный износ деталей вследствие длительной эксплуатации. Средний ресурс РЦС составляет 150-200 тыс. км пробега
  2. Проникновение грязи, ржавчины и других загрязнений во внутренние полости цилиндра
  3. Перегрев из-за постоянного буксования или включения сцепления на высоких оборотах
  4. Механические повреждения корпуса или штока при Гаражном ремонте
Своевременная замена рабочего цилиндра сцепления способна предотвратить более серьезные поломки КПП и двигателя.
Изношенный цилиндр сцепления

4. Признаки неисправности РЦС "Нивы Шевроле"

К основным признакам выхода из строя рабочего цилиндра сцепления относятся:

  • Пробуксовка сцепления, "ведение" при трогании с места
  • Вибрация и стуки в момент выключения или включения сцепления
  • Рывки и толчки при начале движения
  • Затрудненное переключение передач, в том числе на ходу
  • Увеличенный ход и "мягкость" педали сцепления

Рабочий цилиндр сцепления в разобранном и собранном виде:

При появлении подобных признаков следует срочно диагностировать рабочий цилиндр сцепления "Нивы Шевроле" и принимать меры для его ремонта или замены.

Демонтированный привод сцепления нивы

5. Диагностика неисправного рабочего цилиндра сцепления "Нивы Шевроле"

Первый этап диагностики РЦС заключается в осмотре его внешнего состояния для выявления явных подтеков или повреждений. Рабочая жидкость гидропривода должна иметь чистый прозрачный цвет без включений, а шланги и рабочий цилиндр сцепления не должны иметь следов потери герметичности.

Далее при помощи манометра или вакуумметра осуществляется проверка герметичности гидросистемы сцепления. При этом создается разряжение либо избыточное давление порядка 0,5 бар, и система не должна терять более 10% давления в минуту.

Еще один распространенный метод диагностики РЦС - измерение усилия на рычаге вилки выключения сцепления. Оно должно составлять от 30 до 70 Н в зависимости от модели автомобиля и комплектации двигателя.

На заключительном этапе обычно осуществляется дефектовка разобранного рабочего цилиндра сцепления по таким параметрам как степень износа штока, поршня, уплотнительных манжет, изменение хода поршня и другие.

6. Пошаговая замена рабочего цилиндра сцепления "Нивы Шевроле"

Для замены рабочего цилиндра сцепления "Нивы Шевроле" потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Ключи рожковые и торцовые 8-12 мм
  • Отвертка крестовая
  • Плоскогубцы
  • Новый цилиндр 21230-1602494
  • Ремкомплект с прокладками

Перед началом работ необходимо:

  1. Установить автомобиль на ровной площадке и затормозить стояночным тормозом
  2. Отключить минусовую клемму аккумулятора
  3. Подложить емкость под цилиндр для сбора вытекающей жидкости

7. Особенности демонтажа неисправного РЦС

Последовательность демонтажа неисправного рабочего цилиндра сцепления такова:

  1. Сбросить давление из гидросистемы, нажав несколько раз на педаль сцепления
  2. Отсоединить подводящий шланг от РЦС, предварительно сняв хомут
  3. Вывернуть крепежные болты крепления цилиндра к картеру сцепления
  4. Снять старый цилиндр со штоком и вилкой выключения сцепления
  5. Демонтировать все уплотнительные прокладки

При этом важно не повредить шток и ответные отверстия в картере сцепления.

8. Установка нового РЦС "Нивы Шевроле"

Перед установкой нового рабочего цилиндра сцепления нужно тщательно очистить его посадочное место на двигателе и внутренние полости картера от загрязнений.

Затем следует установить комплект новых уплотнительных прокладок из ремкомплекта, предварительно смазав их тонким слоем литола.

Далее производится сборка узла в обратном порядке с фиксацией РЦС двумя болтами М8. Момент затяжки болтов составляет 20-25 Нм.

9. Регулировка привода и обкатка

После замены рабочего цилиндра сцепления "Нивы Шевроле" необходимо выполнить следующие регулировочные работы:

  1. Прокачать систему гидропривода сцепления с целью удаления воздуха
  2. Проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления
  3. Обкатать новое сцепление, плавно включая его на разных передачах

Цена на новый РЦС ВАЗ-2123 в среднем составляет 700-900 рублей. А вот стоимость ремонта может в несколько раз превысить эту сумму.