Рабочий цилиндр сцепления "Нива-Шевроле" - особенности, замена и устройство
Модель ВАЗ-2123 Chevrolet Niva по праву считается одним из лучших внедорожников в своем классе. Но даже надежная "Нива" иногда ломается, и одной из распространенных поломок является выход из строя рабочего цилиндра сцепления (РЦС). В этой статье мы подробно разберем особенности конструкции, признаки неисправности, способы диагностики и пошаговую инструкцию по замене РЦС на "Ниве-Шевроле".
1. Общее устройство гидропривода сцепления "Нивы-Шевроле"
Рабочий цилиндр сцепления является частью гидропривода, который отвечает за передачу усилия от педали сцепления к фрикционной муфте для размыкания последней.
Принцип работы гидропривода сцепления заключается в следующем:
- Водитель нажимает на педаль сцепления
- Через систему рычагов приводится в действие главный цилиндр гидропривода
- Из главного цилиндра под давлением вытесняется рабочая жидкость
- Жидкость поступает в рабочий цилиндр сцепления
- Поршень РЦС перемещается, воздействуя на вилку выключения сцепления
- Происходит размыкание фрикционных накладок муфты сцепления
Также в состав гидропривода входят:
- Педаль сцепления с главным цилиндром
- Компенсационный бачок для рабочей жидкости
- Разветвленная система магистралей и трубопроводов
Рабочий цилиндр сцепления "Нивы-Шевроле" отличается компактными размерами и удобством размещения на двигателе. Он крепится двумя болтами к картеру сцепления. Питание цилиндра осуществляется от главного цилиндра по медной трубке диаметром 10 мм.
2. Назначение и устройство рабочего цилиндра сцепления "Нивы-Шевроле"
Основными функциями рабочего цилиндра сцепления являются:
- Передача усилия от гидросистемы к вилке выключения для размыкания фрикционных накладок
- Обеспечение плавного включения и выключения муфты сцепления
- Компенсация износа накладок сцепления за счет хода поршня
Рабочий цилиндр сцепления "Нивы-Шевроле" состоит из следующих основных деталей:
- Корпус цилиндра
- Поршень со штоком
- Возвратная пружина
- Сальники и манжеты
Для герметизации подвижных соединений в конструкции РЦС применяются резиновые сальники круглого сечения, а также манжеты. Рабочий цилиндр сцепления модели 21230-1602494 изготавливается из легированной стали марки 20Х13.
3. Причины выхода из строя РЦС "Нивы-Шевроле"
К основным причинам отказа рабочего цилиндра сцепления "Нивы-Шевроле" можно отнести:
- Естественный износ деталей вследствие длительной эксплуатации. Средний ресурс РЦС составляет 150-200 тыс. км пробега
- Проникновение грязи, ржавчины и других загрязнений во внутренние полости цилиндра
- Перегрев из-за постоянного буксования или включения сцепления на высоких оборотах
- Механические повреждения корпуса или штока при Гаражном ремонте
Своевременная замена рабочего цилиндра сцепления способна предотвратить более серьезные поломки КПП и двигателя.
4. Признаки неисправности РЦС "Нивы Шевроле"
К основным признакам выхода из строя рабочего цилиндра сцепления относятся:
- Пробуксовка сцепления, "ведение" при трогании с места
- Вибрация и стуки в момент выключения или включения сцепления
- Рывки и толчки при начале движения
- Затрудненное переключение передач, в том числе на ходу
- Увеличенный ход и "мягкость" педали сцепления
Рабочий цилиндр сцепления в разобранном и собранном виде:
При появлении подобных признаков следует срочно диагностировать рабочий цилиндр сцепления "Нивы Шевроле" и принимать меры для его ремонта или замены.
5. Диагностика неисправного рабочего цилиндра сцепления "Нивы Шевроле"
Первый этап диагностики РЦС заключается в осмотре его внешнего состояния для выявления явных подтеков или повреждений. Рабочая жидкость гидропривода должна иметь чистый прозрачный цвет без включений, а шланги и рабочий цилиндр сцепления не должны иметь следов потери герметичности.
Далее при помощи манометра или вакуумметра осуществляется проверка герметичности гидросистемы сцепления. При этом создается разряжение либо избыточное давление порядка 0,5 бар, и система не должна терять более 10% давления в минуту.
Еще один распространенный метод диагностики РЦС - измерение усилия на рычаге вилки выключения сцепления. Оно должно составлять от 30 до 70 Н в зависимости от модели автомобиля и комплектации двигателя.
На заключительном этапе обычно осуществляется дефектовка разобранного рабочего цилиндра сцепления по таким параметрам как степень износа штока, поршня, уплотнительных манжет, изменение хода поршня и другие.
6. Пошаговая замена рабочего цилиндра сцепления "Нивы Шевроле"
Для замены рабочего цилиндра сцепления "Нивы Шевроле" потребуются следующие инструменты и материалы:
- Ключи рожковые и торцовые 8-12 мм
- Отвертка крестовая
- Плоскогубцы
- Новый цилиндр 21230-1602494
- Ремкомплект с прокладками
Перед началом работ необходимо:
- Установить автомобиль на ровной площадке и затормозить стояночным тормозом
- Отключить минусовую клемму аккумулятора
- Подложить емкость под цилиндр для сбора вытекающей жидкости
7. Особенности демонтажа неисправного РЦС
Последовательность демонтажа неисправного рабочего цилиндра сцепления такова:
- Сбросить давление из гидросистемы, нажав несколько раз на педаль сцепления
- Отсоединить подводящий шланг от РЦС, предварительно сняв хомут
- Вывернуть крепежные болты крепления цилиндра к картеру сцепления
- Снять старый цилиндр со штоком и вилкой выключения сцепления
- Демонтировать все уплотнительные прокладки
При этом важно не повредить шток и ответные отверстия в картере сцепления.
8. Установка нового РЦС "Нивы Шевроле"
Перед установкой нового рабочего цилиндра сцепления нужно тщательно очистить его посадочное место на двигателе и внутренние полости картера от загрязнений.
Затем следует установить комплект новых уплотнительных прокладок из ремкомплекта, предварительно смазав их тонким слоем литола.
Далее производится сборка узла в обратном порядке с фиксацией РЦС двумя болтами М8. Момент затяжки болтов составляет 20-25 Нм.
9. Регулировка привода и обкатка
После замены рабочего цилиндра сцепления "Нивы Шевроле" необходимо выполнить следующие регулировочные работы:
- Прокачать систему гидропривода сцепления с целью удаления воздуха
- Проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления
- Обкатать новое сцепление, плавно включая его на разных передачах
Цена на новый РЦС ВАЗ-2123 в среднем составляет 700-900 рублей. А вот стоимость ремонта может в несколько раз превысить эту сумму.
Похожие статьи
- Как прочесть чужую переписку в WhatsApp? Способы взлома WhatsApp
- Как восстановить удаленную переписку в "ВК": лучшие советы
- Признак неисправности датчика массового расхода воздуха. Как определить неисправность датчика
- Как вернуть ноутбук к заводским настройкам? Инструкция по восстановлению заводских настроек
- Буфер обмена в телефоне: где находится, зачем нужен, как им пользоваться?
- Быстрый сброс пароля администратора Windows 7
- Как создать электронную почту? Пошаговая инструкция