Блок реле и предохранителей. Схема расположения предохранителей и реле
Блок реле и предохранителей является важнейшим элементом электрооборудования любого автомобиля. От его работы зависит функционирование множества систем: освещения, сигнализации, запуска двигателя и так далее.
Назначение блока реле и предохранителей
Основная функция блока реле и предохранителей - распределение электрического тока от аккумулятора к потребителям и защита электрических цепей от перегрузок.
Потребителями являются практически все узлы и агрегаты современного автомобиля: фары, стеклоочистители, обогреватель, магнитола, электростеклоподъемники и так далее. Мощность, потребляемая этими устройствами, может достигать сотен ватт.
Без блока предохранителей и реле проводка автомобиля при таких нагрузках быстро вышла бы из строя. А в случае короткого замыкания последствия могли бы быть еще более серьезными - от возгорания до взрыва аккумулятора.
Поэтому основные задачи этого устройства:
- Распределение электроэнергии от аккумуляторной батареи к потребителям;
- Предохранение цепей от перегрузок посредством плавких вставок;
- Отключение неисправных участков с помощью реле.
Устройство блока реле и предохранителей
Блок предохранителей и реле конструктивно представляет собой пластмассовый корпус, в котором располагаются две основные части:
- Предохранители - плавкие вставки, размыкающие цепь при превышении допустимого тока.
- Реле - электромагнитные переключатели тока большей мощности.
Предохранители | Используются для защиты электрических цепей малой мощности |
Реле | Позволяют коммутировать сильноточные цепи, недоступные для предохранителей |
Внутри блока предохранители и реле распаяны на специальной печатной плате с медными дорожками. Каждый элемент имеет свой номер или обозначение. Это позволяет по схеме блока определить его функциональное назначение.
Расположение блока реле и предохранителей в автомобиле
Конструктивно блок предохранителей и реле представляет собой пластмассовый корпус прямоугольной или трапециевидной формы. В автомобиле он размещается:
- В моторном отсеке для защиты силовых цепей;
- В салоне для коммутации цепей комфорта и безопасности.
Например, блок предохранителей и реле под капотом контролирует фары, стартер, генератор, форсунки, катушки зажигания и другие узлы. А расположенный в салоне отвечает за освещение, обогрев, магнитолу, аварийную световую сигнализацию.
Предохранители
Предохранители бывают плоскими (типа ATO/ATC) и ножевыми. Внешне они представляют собой пластмассовый корпус со вставками из сплава с низкой температурой плавления.
В зависимости от силы тока, который они могут пропускать, предохранители делятся на:
- Малого тока (до 10 А);
- Среднего тока (10-25 А);
- Большого тока (25-60 А).
Каждый предохранитель рассчитан на определенную величину тока. При превышении этого значения он перегорает, размыкая цепь и предохраняя ее от выхода из строя.
Например, для таких потребителей как аудиосистема или бортовой компьютер используют малоточные предохранители до 10 А. А защита генератора или электровентиляторов осуществляется предохранителями 25-60 А.
Реле
Реле бывают электромагнитными и полупроводниковыми (твердотельными). Они состоят из катушки и одного или нескольких переключающих контактов. При подаче напряжения на катушку срабатывает электромагнит и замыкает контакты.
В отличие от предохранителей, реле:
- Могут коммутировать цепи значительно большей мощности;
- Не разрушаются при срабатывании и могут использоваться многократно.
Реле применяются практически во всех системах автомобиля:
- Реле стартера обеспечивает пуск двигателя.
- Реле указателей поворота задают ритм мигания световой сигнализации.
- Реле электровентилятора включает его в зависимости от температуры.
Расположение предохранителей и реле в типовом блоке
В типовом блоке предохранителей и реле элементы располагаются в определенном порядке. Это позволяет быстро находить нужный предохранитель или реле по схеме.
Например, предохранители и реле цепей электрооборудования двигателя размещаются в одном углу блока. А предохранители освещения и комфорта - в другом.
Отдельный ряд чаще всего отводится под главные предохранители питания: генератора, зажигания, топливного насоса.
Особенности блоков разных автопроизводителей
Монтажный блок предохранителей и реле у разных марок автомобилей может отличаться.
Например, в блоках предохранителей ВАЗ и ГАЗ применяются плоские вставки типа ATO, а в иномарках чаще используются ножевые или мини предохранители.
Расположение элементов тоже бывает разным: по горизонтали, по вертикали или хаотично. Поэтому перед заменой предохранителя или реле нужно обязательно посмотреть схему.
Неисправности блоков предохранителей и реле
К типовым неисправностям блока предохранителей и реле относятся:
- Перегорание плавких вставок;
- Заедание или пригорание контактов реле;
- Обрыв проводки или отсоединение разъемов.
Это может быть вызвано как заводским браком, так и неправильной эксплуатацией, например из-за подключения слишком мощных потребителей к штатной проводке.
Последовательность замены реле в блоке
Чтобы вытащить реле из блока предохранителей, нужно:
- Отключить минусовую клемму аккумулятора.
- Извлечь неисправное реле из гнезда.
- Вставить новое, соблюдая ориентацию контактов.
- Подключить аккумулятор и проверить работу системы.
При замене обязательно следите за совпадением номера реле на корпусе и по схеме. Иначе возможны неполадки из-за перепутывания цепей.
Выбор блока при установке дополнительного оборудования
При подключении мощного дополнительного электрооборудования (лебедка, ксенон, активная акустика) следует учитывать возможности штатного блока предохранителей и реле.
Преимущества профессиональных блоков предохранителей
Для решения проблемы подключения мощных потребителей электроэнергии часто используются профессиональные блоки предохранителей и реле. К примеру, блоки MTA, Medio и Pro.Connect.
У таких блоков предохранителей и реле Приора и аналогичных производителей есть ряд преимуществ:
- Увеличенное число гнезд под предохранители и реле;
- Возможность установки мощных реле (до 120 А);
- Наличие клемм под толстые сечения проводов (до 35 мм2).
Это избавляет от необходимости дооснащать штатную проводку и дополнительно защищать ее.
Подбор блока предохранителей по сечению проводов
Чтобы правильно выбрать блок предохранителей и реле по габаритам, нужно определиться с сечением подводящих проводов к дополнительному оборудованию.
Для медных проводов можно использовать следующую таблицу соответствия:
1,5 мм2 | до 15 А |
2,5 мм2 | до 20 А |
4 мм2 | до 30 А |
6 мм2 | до 40 А |
Для больших токов нужны и более вместительные блоки предохранителей и реле с соответствующим сечением контактов.
Установка дополнительных реле
Если в штатном блоке предохранителей и реле не хватает места, можно установить дополнительные реле и предохранители.
Например, для подключения электрической лебедки или активной акустической системы понадобится реле большой мощности (80-100 А). Его можно разместить в отдельном корпусе и подключить параллельно штатной проводке.
Перенос блока предохранителей в салон
Оптимальным решением для удобства эксплуатации является перенос блока предохранителей и реле из моторного отсека в салон.
Это позволит легко проверять исправность предохранителей и оперативно производить их замену или диагностику неисправностей.
Особенности монтажа блока предохранителей в салоне
При переносе блока предохранителей и реле в салон нужно учитывать ряд нюансов.
Во-первых, нужно выбрать подходящее место, чтобы блок не мешал и был легкодоступен. Чаще всего его размещают под панелью приборов рядом с местом водителя.
Во-вторых, прокладку проводов от моторного отсека следует выполнять с соблюдением мер безопасности. Провода нужно надежно закреплять и изолировать в местах прохождения через острые кромки кузова.
Подключение блока предохранителей в салоне
Подключение перенесенного блока предохранителей и реле производится по существующей схеме, но с учетом увеличенной длины проводов от аккумулятора.
Для компенсации падения напряжения на длинных проводах рекомендуется увеличить сечение питающих силовых кабелей от аккумулятора до блока до 25-35 мм2.
Защита и изоляция блока предохранителей
При размещении блока предохранителей и реле в салоне важно обеспечить его защиту от внешних воздействий и изоляцию токоведущих частей.
Для этого корпус блока заключают в защитный пластиковый кожух, а все контакты защищают специальным лаком или прозрачной оплеткой.
Диагностика блока предохранителей
При переносе в салон блок предохранителей и реле становится более доступным для оперативной диагностики.
Это упрощает поиск неисправностей путем быстрой визуальной проверки состояния плавких вставок или контроля напряжений непосредственно на выводах реле и предохранителей.
Похожие статьи
- Как вернуть ноутбук к заводским настройкам? Инструкция по восстановлению заводских настроек
- Очки виртуальной реальности: отзывы, обзор, принцип работы
- "ИЖ Планета-5": технические характеристики и ремонт
- Самые лучшие смартфоны по всем характеристикам: рейтинг, список и отзывы
- Как скачивать музыку из "ВК" на айфон: программы, инструкции
- ASUS-роутер: настройка по шагам. Инструкция по настройке роутера ASUS
- Не работает сенсор на телефоне - что делать? Ремонт сенсорных телефонов