Блок реле и предохранителей. Схема расположения предохранителей и реле

0
0

Блок реле и предохранителей является важнейшим элементом электрооборудования любого автомобиля. От его работы зависит функционирование множества систем: освещения, сигнализации, запуска двигателя и так далее.

Назначение блока реле и предохранителей

Основная функция блока реле и предохранителей - распределение электрического тока от аккумулятора к потребителям и защита электрических цепей от перегрузок.

Потребителями являются практически все узлы и агрегаты современного автомобиля: фары, стеклоочистители, обогреватель, магнитола, электростеклоподъемники и так далее. Мощность, потребляемая этими устройствами, может достигать сотен ватт.

Без блока предохранителей и реле проводка автомобиля при таких нагрузках быстро вышла бы из строя. А в случае короткого замыкания последствия могли бы быть еще более серьезными - от возгорания до взрыва аккумулятора.

Поэтому основные задачи этого устройства:

  • Распределение электроэнергии от аккумуляторной батареи к потребителям;
  • Предохранение цепей от перегрузок посредством плавких вставок;
  • Отключение неисправных участков с помощью реле.

Устройство блока реле и предохранителей

Блок предохранителей и реле конструктивно представляет собой пластмассовый корпус, в котором располагаются две основные части:

  1. Предохранители - плавкие вставки, размыкающие цепь при превышении допустимого тока.
  2. Реле - электромагнитные переключатели тока большей мощности.
Предохранители Используются для защиты электрических цепей малой мощности
Реле Позволяют коммутировать сильноточные цепи, недоступные для предохранителей

Внутри блока предохранители и реле распаяны на специальной печатной плате с медными дорожками. Каждый элемент имеет свой номер или обозначение. Это позволяет по схеме блока определить его функциональное назначение.

Расположение блока реле и предохранителей в автомобиле

Конструктивно блок предохранителей и реле представляет собой пластмассовый корпус прямоугольной или трапециевидной формы. В автомобиле он размещается:

  • В моторном отсеке для защиты силовых цепей;
  • В салоне для коммутации цепей комфорта и безопасности.

Например, блок предохранителей и реле под капотом контролирует фары, стартер, генератор, форсунки, катушки зажигания и другие узлы. А расположенный в салоне отвечает за освещение, обогрев, магнитолу, аварийную световую сигнализацию.

Крупный план мужской руки, вынимающей перегоревший предохранитель с пережженной металлической перемычкой из открытого автомобильного блока предохранителей с разноцветными мини-вставками на заднем фоне, освещенного теплым желтым искусственным светом

Предохранители

Предохранители бывают плоскими (типа ATO/ATC) и ножевыми. Внешне они представляют собой пластмассовый корпус со вставками из сплава с низкой температурой плавления.

В зависимости от силы тока, который они могут пропускать, предохранители делятся на:

  • Малого тока (до 10 А);
  • Среднего тока (10-25 А);
  • Большого тока (25-60 А).

Каждый предохранитель рассчитан на определенную величину тока. При превышении этого значения он перегорает, размыкая цепь и предохраняя ее от выхода из строя.

Например, для таких потребителей как аудиосистема или бортовой компьютер используют малоточные предохранители до 10 А. А защита генератора или электровентиляторов осуществляется предохранителями 25-60 А.

Реле

Реле бывают электромагнитными и полупроводниковыми (твердотельными). Они состоят из катушки и одного или нескольких переключающих контактов. При подаче напряжения на катушку срабатывает электромагнит и замыкает контакты.

В отличие от предохранителей, реле:

  • Могут коммутировать цепи значительно большей мощности;
  • Не разрушаются при срабатывании и могут использоваться многократно.

Реле применяются практически во всех системах автомобиля:

  1. Реле стартера обеспечивает пуск двигателя.
  2. Реле указателей поворота задают ритм мигания световой сигнализации.
  3. Реле электровентилятора включает его в зависимости от температуры.
Вид на открытый автомобильный блок предохранителей по центру на пассажирском сидении с реле слева, заполненный разноцветными предохранителями и пустыми гнездами, освещенный ярким дневным солнцем, проникающим через открытую дверь и создающим блики от линз

Расположение предохранителей и реле в типовом блоке

В типовом блоке предохранителей и реле элементы располагаются в определенном порядке. Это позволяет быстро находить нужный предохранитель или реле по схеме.

Например, предохранители и реле цепей электрооборудования двигателя размещаются в одном углу блока. А предохранители освещения и комфорта - в другом.

Отдельный ряд чаще всего отводится под главные предохранители питания: генератора, зажигания, топливного насоса.

Особенности блоков разных автопроизводителей

Монтажный блок предохранителей и реле у разных марок автомобилей может отличаться.

Например, в блоках предохранителей ВАЗ и ГАЗ применяются плоские вставки типа ATO, а в иномарках чаще используются ножевые или мини предохранители.

Расположение элементов тоже бывает разным: по горизонтали, по вертикали или хаотично. Поэтому перед заменой предохранителя или реле нужно обязательно посмотреть схему.

Неисправности блоков предохранителей и реле

К типовым неисправностям блока предохранителей и реле относятся:

  • Перегорание плавких вставок;
  • Заедание или пригорание контактов реле;
  • Обрыв проводки или отсоединение разъемов.

Это может быть вызвано как заводским браком, так и неправильной эксплуатацией, например из-за подключения слишком мощных потребителей к штатной проводке.

Последовательность замены реле в блоке

Чтобы вытащить реле из блока предохранителей, нужно:

  1. Отключить минусовую клемму аккумулятора.
  2. Извлечь неисправное реле из гнезда.
  3. Вставить новое, соблюдая ориентацию контактов.
  4. Подключить аккумулятор и проверить работу системы.

При замене обязательно следите за совпадением номера реле на корпусе и по схеме. Иначе возможны неполадки из-за перепутывания цепей.

Выбор блока при установке дополнительного оборудования

При подключении мощного дополнительного электрооборудования (лебедка, ксенон, активная акустика) следует учитывать возможности штатного блока предохранителей и реле.

Преимущества профессиональных блоков предохранителей

Для решения проблемы подключения мощных потребителей электроэнергии часто используются профессиональные блоки предохранителей и реле. К примеру, блоки MTA, Medio и Pro.Connect.

У таких блоков предохранителей и реле Приора и аналогичных производителей есть ряд преимуществ:

  • Увеличенное число гнезд под предохранители и реле;
  • Возможность установки мощных реле (до 120 А);
  • Наличие клемм под толстые сечения проводов (до 35 мм2).

Это избавляет от необходимости дооснащать штатную проводку и дополнительно защищать ее.

Подбор блока предохранителей по сечению проводов

Чтобы правильно выбрать блок предохранителей и реле по габаритам, нужно определиться с сечением подводящих проводов к дополнительному оборудованию.

Для медных проводов можно использовать следующую таблицу соответствия:

1,5 мм2 до 15 А
2,5 мм2 до 20 А
4 мм2 до 30 А
6 мм2 до 40 А

Для больших токов нужны и более вместительные блоки предохранителей и реле с соответствующим сечением контактов.

Установка дополнительных реле

Если в штатном блоке предохранителей и реле не хватает места, можно установить дополнительные реле и предохранители.

Например, для подключения электрической лебедки или активной акустической системы понадобится реле большой мощности (80-100 А). Его можно разместить в отдельном корпусе и подключить параллельно штатной проводке.

Перенос блока предохранителей в салон

Оптимальным решением для удобства эксплуатации является перенос блока предохранителей и реле из моторного отсека в салон.

Это позволит легко проверять исправность предохранителей и оперативно производить их замену или диагностику неисправностей.

Особенности монтажа блока предохранителей в салоне

При переносе блока предохранителей и реле в салон нужно учитывать ряд нюансов.

Во-первых, нужно выбрать подходящее место, чтобы блок не мешал и был легкодоступен. Чаще всего его размещают под панелью приборов рядом с местом водителя.

Во-вторых, прокладку проводов от моторного отсека следует выполнять с соблюдением мер безопасности. Провода нужно надежно закреплять и изолировать в местах прохождения через острые кромки кузова.

Подключение блока предохранителей в салоне

Подключение перенесенного блока предохранителей и реле производится по существующей схеме, но с учетом увеличенной длины проводов от аккумулятора.

Для компенсации падения напряжения на длинных проводах рекомендуется увеличить сечение питающих силовых кабелей от аккумулятора до блока до 25-35 мм2.

Защита и изоляция блока предохранителей

При размещении блока предохранителей и реле в салоне важно обеспечить его защиту от внешних воздействий и изоляцию токоведущих частей.

Для этого корпус блока заключают в защитный пластиковый кожух, а все контакты защищают специальным лаком или прозрачной оплеткой.

Диагностика блока предохранителей

При переносе в салон блок предохранителей и реле становится более доступным для оперативной диагностики.

Это упрощает поиск неисправностей путем быстрой визуальной проверки состояния плавких вставок или контроля напряжений непосредственно на выводах реле и предохранителей.