Полномочия и права общественной организации по защите прав потребителей

0
0

В последнее время участились жалобы на злоупотребления правами общественными организациями потребителей. Давайте разберемся, каковы их реальные полномочия.

Правовые основы деятельности общественных организаций по защите прав потребителей

Общественная организация общество защиты прав потребителей - это добровольное объединение граждан, созданное для защиты прав и интересов потребителей. Целью является обеспечение благоприятных условий для реализации прав потребителей.

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

Основными нормативными актами, регулирующими деятельность таких организаций, являются:

  • Закон РФ «О защите прав потребителей»
  • Гражданский кодекс РФ
  • Федеральный закон «Об общественных объединениях»

По территориальному охвату общественные организации делятся на:

  1. региональная общественная организация по защите прав потребителей
  2. межрегиональная общественная организация по защите прав потребителей
  3. общественная организация центр защиты прав потребителей

Для регистрации организации необходимо разработать устав, определяющий цели, задачи, структуру и порядок работы.

Полномочия общественных организаций по защите прав потребителей

Права общественной организации по защите прав потребителей определены в статье 45 Закона РФ «О защите прав потребителей». К ним относятся:

участие в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей

То есть общественные организации могут вносить предложения при подготовке технических регламентов, национальных стандартов, поправок в закон о защите прав потребителей.

Еще одним полномочием является права общественной организации по защите прав потребителей проводить независимые экспертизы качества и безопасности товаров и услуг. Результаты таких экспертиз публикуются в СМИ для информирования потребителей.

Общественные организации также наделены функциями общественного контроля. Они могут сообщать в госорганы о выявленных нарушениях для проведения проверок и принятия мер.

Ограничения полномочий общественных организаций при проведении проверок

При осуществлении общественного контроля закон устанавливает определенные рамки для общественных организаций.

общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом

В отличие от проверок госорганов, у общественных организаций нет права истребовать документы, не предусмотренные законом о защите прав потребителей.

Кроме того, результаты общественных проверок не являются безусловным доказательством нарушений. Суд оценивает такие материалы критически, учитывая отсутствие гарантий для проверяемых.

Поэтому общественным организациям следует действовать строго в рамках предоставленных полномочий, не подменяя контрольно-надзорные органы.

Региональная общественная организация общество защиты прав потребителей

Региональные отделения общественных организаций играют важную роль в механизме защиты прав потребителей на местах. Они ближе к проблемам граждан и оперативно реагируют на обращения.

Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

Такие организации проводят бесплатные консультации для потребителей, оказывают помощь в составлении претензий, исковых заявлений, представляют интересы граждан в судах.

Они также активно взаимодействуют с региональными властями, вносят предложения по совершенствованию местного законодательства о защите прав потребителей.

Порядок проведения проверок общественными организациями

Проверки общественных организаций должны проводиться на законных основаниях и с соблюдением определенной процедуры.

Поводом для проверки являются жалобы и обращения потребителей о нарушении их прав. Цель - установить факты таких нарушений.

Перед началом проверки общественная организация должна утвердить план мероприятий с указанием конкретных вопросов для изучения.

В ходе проверки проверяющие вправе осматривать помещения, изучать необходимые документы, опрашивать сотрудников и потребителей.

По итогам составляется акт с подробным описанием выявленных нарушений для направления в надзорные органы.

Общественная организация защите прав потребителей отзывы

Отношение потребителей и предпринимателей к деятельности общественных организаций неоднозначное. Есть как положительные, так и отрицательные отзывы.

С одной стороны, люди благодарят общественников за реальную помощь в защите своих прав. Они помогают составить претензии, иски, представляют интересы в судах бесплатно.

Но есть и жалобы на излишнее усердие некоторых активистов. Они порой выходят за рамки полномочий, пытаясь взять на себя функции надзорных органов.

Судебное разбирательство по иску общественной организации потребителей

Права и обязанности проверяемого лица

Проверяемые организации и ИП также обладают определенными правами в ходе мероприятий общественного контроля.

Они могут присутствовать при проверке, давать необходимые объяснения, знакомиться с результатами. Есть право представить свои возражения к акту.

В то же время у проверяемых лиц есть обязанность предоставлять запрашиваемые документы и информацию в рамках закона о защите прав потребителей.

Защита прав предпринимателей при проверках общественных организаций

Если к вам пришли проверяющие от имени общественной организации потребителей, важно защищать свои права.

Потребуйте предъявить документы, удостоверяющие личность, а также запросите копию устава организации.

Требуйте письменных разъяснений целей, оснований, сроков проверки. Фиксируйте процесс фото- или видеосъемкой.

При выявлении нарушений со стороны проверяющих обращайтесь с жалобой в вышестоящие инстанции и правоохранительные органы.

Проверка качества продуктов общественной организацией

Рассмотрение материалов проверок общественных организаций госорганами

Материалы, подготовленные общественными организациями по результатам проверок, направляются в контрольно-надзорные органы.

Роспотребнадзор и другие ведомства рассматривают такие документы и решают вопрос о проведении собственных внеплановых проверок.

Основанием могут быть только конкретные факты нарушений обязательных требований законодательства.

В случае подтверждения нарушений госинспекторы принимают исчерпывающие меры административного воздействия.

Рассмотрение споров по защите прав потребителей в судах

Общественные организации потребителей могут подавать в суды иски в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

Такие иски рассматриваются по общим правилам гражданского судопроизводства.

Суд оценивает представленные общественной организацией доказательства и материалы проверок по своему внутреннему убеждению.

При установлении фактов нарушений суд удовлетворяет исковые требования.

Механизмы общественного контроля за деятельностью организаций

Формами общественного контроля являются:

  • Проверки
  • Мониторинг и экспертизы
  • Общественные обсуждения
  • Общественные инспекции

Полномочия общественных организаций должны осуществляться без чрезмерного вмешательства в деятельность коммерческих и некоммерческих организаций.

Общественный контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг)

Общественные организации имеют право проводить независимые экспертизы товаров, работ и услуг.

Оценка осуществляется на соответствие обязательным требованиям технических регламентов, национальных стандартов, условиям договоров.

Для получения объективных результатов используются сертифицированное оборудование и аккредитованные методики испытаний.

По итогам составляется экспертное заключение, которое может быть опубликовано или направлено заинтересованным лицам.

Международный опыт защиты прав потребителей

В мировой практике используются различные модели обеспечения прав потребителей с активным участием общественных организаций.

В одних странах они наделены широкими полномочиями по представлению интересов граждан.

В других бóльшую роль играют госструктуры, а общественные объединения привлекаются в качестве экспертов.

Как защитить свои права потребителя

Если ваши права как потребителя нарушены, можно обратиться за помощью в общественные организации.

Они проконсультируют по вопросу, окажут содействие в составлении претензий, исковых заявлений, представят интересы в суде.

Также вы можете напрямую обращаться в Роспотребнадзор для проведения проверки и принятия мер воздействия к нарушителю.

Особенности рассмотрения дел в защиту прав потребителей

При подаче исков в суды в интересах неопределенного круга лиц есть ряд процессуальных особенностей.

Во-первых, общественная организация освобождается от уплаты госпошлины. Это делает обращение в суд более доступным.

Во-вторых, на такие организации не распространяются правила об обязательном досудебном урегулировании спора. Направление претензии ответчику не требуется.

В-третьих, при определении территориальной подсудности дела учитывается место нахождения истца, а не ответчика.

Проблемные вопросы общественного контроля

На практике при осуществлении общественного контроля возникает немало проблемных ситуаций.

Зачастую общественники подменяют собой другие контрольно-надзорные структуры, выходят за рамки предоставленных полномочий.

Также нередки случаи использования общественного контроля в корыстных целях, для получения выгод и преимуществ.

Пути решения проблем общественного контроля

Для наведения порядка в сфере общественного контроля необходим комплекс мер.

Во-первых, следует четко прописать в законодательстве права и обязанности субъектов общественного контроля, основания и пределы их полномочий.

Во-вторых, усилить ответственность общественников за нарушения и злоупотребления при осуществлении контрольных функций.

В-третьих, повысить эффективность механизмов общественного контроля над самими общественными организациями.