Автомобиль ГАЗ М-72: фото, устройство

0
0

Автомобиль ГАЗ М-72 - уникальное творение советских инженеров, сочетавшее в себе легковой комфорт и проходимость внедорожника. Эта машина заслуживает пристального внимания - узнайте ее историю и технические особенности.

История создания ГАЗ М-72

Предпосылками для создания автомобиля ГАЗ М-72 послужила потребность в комфортабельном транспортном средстве повышенной проходимости для руководителей сельскохозяйственных предприятий. В 1954 году от имени Н.С. Хрущева горьковским конструкторам было выдано техническое задание на разработку такой машины на базе серийной "Победы" ГАЗ-М20.

Руководителем проекта стал Григорий Вассерман. Перед его командой встала непростая задача: сохранить комфорт "Победы" и дополнить машину проходимостью внедорожника ГАЗ-69. При этом возник ряд сложностей при создании нового кузова.

Для размещения раздаточной коробки пришлось отказаться от поперечного коробчатого усилителя днища кузова, а также от продольного усилителя - закрытого тоннеля карданной передачи, которые были свойственны кузову "Победы".

Чтобы скомпенсировать ослабление несущей конструкции, инженеры разработали 14 новых элементов усиления. Была создана специальная подмоторная рама для крепления рессор передней подвески. От ГАЗ-69 заимствовали коробку передач, раздаточную коробку и мосты. Также применили оригинальные решения в конструкции заднего моста и системы охлаждения.

Серийное производство ГАЗ М-72 наладили в 1955 году небольшими партиями параллельно с выпуском "Победы". Всего до 1958 года сошло с конвейера 4677 автомобилей.

Внешний вид и особенности дизайна

Газ М 72 M-72 унаследовал обтекаемые формы кузова от своего "родительского" автомобиля Газ М 72 победа ГАЗ-М20 "Победа". Габариты обеих машин также практически идентичны: длина почти 4.6 м, ширина около 1.7 м, высота с учетом багажника на крыше - 1.65 м. Снаряженная масса М-72 составила 1430 кг.

Однако при внимательном рассмотрении можно заметить отличия в деталях. У устройство Газ М 72 M-72 изменена форма бамперов, которые стали объемнее. Более крупные глубокие ниши закрывают передние фары со встроенными указателями поворота. Характерная "победовская" решетка радиатора сменилась на три широких горизонтальных бруса с увеличенными проемами.

Облицовка радиатора ГАЗ М-72:

Кузов окрашивался в традиционные цвета: серый, синий, бежевый, зеленый. В салоне применялись цветные тканевые или кожаные обивки.

ГАЗ М-72 едет по грунтовой дороге в лесу

Кузов и его конструкция

Несмотря на внешнее сходство с "Победой", кузов автомобиля Газ М 72 М-72 серьезно отличался по конструкции. Он сохранил лишь наружные панели и базовый несущий каркас от своего "родственника". При этом пришлось удалить ряд элементов жесткости:

  • поперечный усилитель днища;
  • продольный закрытый тоннель карданной передачи.

Для компенсации инженеры разработали 14 новых усилителей кузова. Они позволили существенно повысить прочность при минимальном увеличении массы.

Также была создана абсолютно новая подмоторная рама под рессорную переднюю подвеску. Увеличен дорожный просвет за счет выноса рессор на балки мостов. Внутри сохранили привычный "победовский" комфорт и отделку.

Двигатель и трансмиссия

Газ М 72 Победа 4х4 М-72 оснащался форсированной "шестеркой" от ГАЗ-М20 объемом 2,1 литра. За счет повышения степени сжатия с 6,2 до 6,5 мощность выросла до 55 л.с. Для более эффективного охлаждения применили масляный радиатор и шестилопастной вентилятор.

Коробка передач с рычагом управления на рулевой колонке - та же, что стояла на "Победе". От ГАЗ-69 переняли раздаточную коробку и мосты. Задний мост получил оригинальную конструкцию с полуразгруженными полуосями, передний - аналогичный "козлику", но с меньшей колеей.

Подвеска и управление автомобилем

Передняя подвеска ГАЗ М-72 была разработана специально для этой модели. Она выполнена на поперечных рессорах и стойках с гидравлическими амортизаторами. Сзади использовали рессоры от "Победы" увеличенной жесткости со стабилизатором поперечной устойчивости.

Рулевое управление осуществлялось при помощи гидроусилителя и реечного механизма. На 16-дюймовых колесных дисках специальной формы монтировались шины 6.50-16 повышенной проходимости с грунтозацепами. Тормоза – барабанные, с механическим приводом на все колеса.

ГАЗ М-72 с водительской стороны

Возможности и эксплуатация

Благодаря оригинальной конструкции ГАЗ М-72 обладал достойным легковым комфортом в сочетании с отличными внедорожными качествами. Машина могла преодолевать грязь, песок, снег глубиной до 30 см.

Однако мощности 70-сильного двигателя и скорости 110 км/час оказывалось недостаточно при движении по шоссе. Также в эксплуатации требовалось уделять повышенное внимание техобслуживанию и подбору шин.

Мнения экспертов и автолюбителей

При появлении ГАЗ М-72 в прессе отмечали его как первый полноприводный легковой автомобиль в мировой практике. Однако мнения относительно массовости производства разделились.

Бытовало мнение, что Газ 72 фото М-72 выпускался большими партиями наряду с "Победой". На самом деле с 1955 по 1958 год сошло с конвейера всего 4677 экземпляров.

Также ходили слухи о запрете продажи машин в частное владение. Однако на практике любой гражданин мог приобрести ГАЗ М-72 за 40 тыс. рублей.

ГАЗ М-72 сегодня

До наших дней сохранилось крайне мало экземпляров ГАЗ М-72. Часть из имеющихся автомобилей прошла реставрацию или тюнинг. Модернизированные машины принимают участие в ретро-слетах и выставках.

На аукционах М-72 пока не достигают высоких цен, как более редкие "Победы" первых лет выпуска. Однако потенциал роста коллекционной стоимости у этой модели высокий.

Историческое значение модели

ГАЗ М-72 вошел в историю как первый в мире серийный легковой автомобиль с полным приводом и несущим кузовом. Его конструктивные решения по усилению и адаптации кузова оказали влияние на последующие модели ГАЗа.

Успешное сочетание комфорта легковушки и проходимости внедорожника стало прообразом современных кроссоверов. Так что М-72 можно считать идейным предшественником этого популярного класса автомобилей.

Сохранение технического наследия

Нынешнее поколение автолюбителей предпринимает усилия по сохранению дошедших до нас экземпляров ГАЗ М-72. Энтузиасты восстанавливают как внешний вид, так и техническую «начинку» этих исторических машин.

Важно и дальше поддерживать интерес общественности к ретро-технике, в том числе проведением специализированных слетов и выставок. Это поможет будущим поколениям увидеть легендарный ГАЗ М-72 в живом виде.

Перспективы коллекционной ценности

Сегодня автомобили ГАЗ М-72 пока не достигли высоких цен на вторичном рынке, как его «собрат» ГАЗ-М20 или представительский ЗИМ. Однако потенциал роста у них имеется.

По мере снижения числа сохранившихся экземпляров, коллекционная ценность М-72 будет неуклонно расти. В перспективе этот автомобиль может превратиться в объект охоты за редкостями среди ретро-автомобилей.

Место в истории ГАЗа

Создание уникального автомобиля ГАЗ М-72 стало важной вехой в истории Горьковского автозавода. Конструкторы во главе с Вассерманом сумели в кратчайшие сроки выполнить сложнейшую задачу по совмещению несовместимых на первый взгляд качеств.

Этот опыт пригодился ГАЗу в дальнейшем при создании новых моделей. Так что М-72 оставил достойный след в летописи отечественного автопрома.

Технические решения ГАЗ М-72

При создании ГАЗ М-72 конструкторы применили ряд оригинальных и передовых для своего времени решений. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Усиление кузова

Чтобы компенсировать ослабление жесткости кузова из-за переделок, инженеры разработали 14 дополнительных элементов. Они позволили существенно увеличить прочность при минимальной прибавке веса.

Задний мост

Конструкция заднего моста с полуразгруженными полуосями, вращающимися в шариковых подшипниках, была абсолютно инновационной для того времени.

Система охлаждения

Еще одним ноу-хау стала модернизированная система охлаждения с масляным радиатором. Она обеспечивала надежную теплоотдачу даже при низких скоростях.

Панель приборов

Впервые на отечественном авто применили омыватель ветрового стекла, а комбинация приборов позаимствована у "Победы".

Отделка салона

Несмотря на внедорожное предназначение, в салоне использовали дорогие материалы: ткань, кожу, хромированные детали. Сохранили привычный комфорт.

Недостатки модели ГАЗ М-72

При всех своих достоинствах автомобиль имел и ряд недоработок, о которых стоит упомянуть.