Реостат для регулировки мощности печки
Реостат - незаменимый элемент системы электрообогрева в автомобиле. От его работы зависит комфорт водителя и пассажиров. Давайте разберемся, как устроен этот важный прибор и почему он так часто выходит из строя.
Назначение реостата в автомобиле
Реостат печки - это регулятор мощности электрического отопителя салона. Он находится в цепи между источником питания (аккумулятором) и нагрузкой (вентилятором печки). Его задача - обеспечить плавное изменение мощности нагрева в зависимости от условий и потребностей водителя.
Когда вы поворачиваете ручку управления отопителем на разные режимы, именно реостат регулирует силу тока, подаваемого на вентилятор. Чем больше сопротивление реостата - тем слабее вращается мотор и дует теплый воздух. И наоборот, минимальное сопротивление дает максимальную четвертую скорость печки.
Еще одна важная функция реостата - защита электрической цепи от перегрузок. При заклинивании или блокировке вентилятора, сила тока резко возрастает. В таких условиях вместо дорогостоящего ремонта отопителя "сгорает" намного более дешевый реостат.
Реостат выполняет две основные функции: плавную регулировку мощности электропечки и защиту системы отопления от перегрузок.
Аналогичные реостаты используются и в других электрических контурах автомобиля - для управления обогревом заднего стекла, регулировки яркости подсветки приборов, в системе зажигания двигателя.
Устройство и принцип работы
Устройство автомобильного реостата довольно простое. Это катушка из резистивного провода на керамическом цилиндре. Поверх обмотки может быть еще и регулировочный блок с ручным управлением. Но основным функциональным элементом является резистор и термопредохранитель.
Компоненты реостата печки:
- Резисторы
- Термопредохранители
- Катушка на керамическом цилиндре
- Провод обмотки
- Ползунок
- Клеммы для подключения
Реостат печки работает по принципу регулируемого сопротивления. Ползунок перемещается вдоль оси катушки, изменяя длину рабочего участка обмотки. Чем больше включено витков в цепь - тем выше сопротивление току. Это позволяет ступенчато или плавно менять обороты вентилятора печки.
Другой способ регулировки - разрыв и замыкание электрической цепи за счет последовательного подключения резисторов. Каждая скорость вентилятора обеспечивается своим резистором определенного номинала.
Важная роль в реостате отведена термопредохранителю - тонкой пластинке, нагревающейся от протекающего тока. При превышении допустимой нагрузки (обычно 15-20А) она перегорает, размыкая цепь. Это позволяет сберечь более дорогостоящие элементы системы отопления от выхода из строя.
Подключение реостата печки
Расположение реостата в электрической схеме может быть разным, но чаще всего он находится после выключателя зажигания и до моторчика вентилятора отопителя:
- Аккумулятор
- Выключатель зажигания
- Реостат
- Электродвигатель вентилятора
- Масса
Такая схема обеспечивает защиту аккумулятора от перегрузок при запуске вентилятора, а также позволяет полностью обесточить отопитель на стоянке.
Управление реостатом печки чаще всего ручное, с помощью поворотной ручки на панели приборов. Но встречаются и автоматические системы, использующие датчики температуры, влажности, световые сенсоры для управления мощностью электропечки.
Выбор реостата для замены
Самой распространенной поломкой в системах автообогрева является выход из строя реостата. Реостат печки перестает работать по нескольким причинам:
- Перегорание термопредохранителя
- Обрыв провода на катушке
- Механические повреждения корпуса
- Нарушение контакта в клеммах
При этом заметны такие неисправности как:
- Отопитель работает только на полную мощность
- Перестают переключаться скорости вентилятора
- Появляется посторонний запах из решетки
После диагностики поломки, можно приступать к замене неисправного узла на новый реостат. При выборе обратите внимание на:
Материал резистора | Мощность, Вт |
Диапазон регулировки сопротивления Ом | Тип автомобиля и модель |
Рабочий ток, А | Габариты корпуса |
При покупке обратите внимание на наличие соответствующих сертификатов, подтверждающих заявленные характеристики и безопасность.
Оригинальные запчасти от производителя, как правило, дороже неоригинальных аналогов, но отличаются большей надежностью и стабильностью работы. Дешевые заменители чаще перегорают и выходят из строя. Поэтому на запчасти систем отопления лучше не экономить.
После замены реостата, убедитесь в исправности предохранителей в цепи печки и надежности контактных соединений. Это позволит реостату печки прослужить дольше без поломок.
Диагностика и ремонт реостата
Прежде чем менять реостат печки, необходимо точно определить его неисправность. Для этого можно воспользоваться мультиметром или просто прозвонить целостность цепи с помощью обычных проводов.
Если при подключении на клеммах реостата появляется искра - скорее всего перегорел термопредохранитель. Это наиболее распространенная поломка, устранить которую довольно просто путем установки нового предохранителя нужного номинала.
Отсутствие искры означает разрыв электрической цепи. В таком случае нужно снять крышку реостата печки и визуально проверить обмотку резистора на наличие механических повреждений или оплавлений изоляции.
Где находится реостат печки
Физически реостат располагается обычно за бардачком, поэтому получить доступ к нему не составляет труда. Демонтируйте облицовку под приборной панелью и отверните крепежные болты или гайки реостата. Если при этом повредить или сломать корпус, не страшно - все равно предстоит замена неисправного узла.
Реостаты в системах отопления иномарок
В европейских и азиатских автомобилях для плавной регулировки вентиляторов печки тоже используются реостаты, но их конструкция может отличаться.
Например, в моделях Renault и Peugeot реостат выполнен не в виде отдельного блока с резисторами, а интегрирован прямо в корпус вентилятора. Между контактами коллекторного узла щетками и ламелями осуществляется плавное регулирование частоты вращения крыльчатки.
Такая конструкция более технологична в производстве и надежна в работе. Но замена реостата в случае неисправности обходится дороже, так как требует покупки всего блока вентилятора целиком.
Реостат отопителя Opel
В моделях концерна GM реостат тоже интегрирован в вентилятор, но чаще всего это отдельный съемный модуль, устанавливаемый на двигатель в системе охлаждения. Поэтому замена реостата занимает считанные минуты и не требует разборки панелей в салоне.
Безопасная эксплуатация реостатов
Несмотря на наличие термозащиты в конструкции, реостат печки остается потенциально опасным элементом электрооборудования. Поэтому стоит уделить внимание некоторым мерам предосторожности, чтобы не навредить себе и автомобилю.
- Не оставляйте печку работающей на долгую стоянку
- Периодически чистите лопасти вентилятора от грязи
- Следите за исправностью электрических контактов
- Вовремя меняйте перегоревшие предохранители
И конечно, никогда не пытайтесь "мостить" или устранять другими способами защиту от коротких замыканий в реостате печки. Не стоит рисковать здоровьем или имуществом ради сомнительной экономии.
Похожие статьи
- UEFI - что это? Загрузка, установка, преимущества, особенности настройки
- Обход ограничения Yota на раздачу: пошаговая инструкция
- Как восстановить удаленную переписку в "ВК": лучшие советы
- Как восстановить удаленные фото с телефона? Программы и советы по работе с ними
- Смартфон "Самсунг А5": отзывы и характеристики. Samsung Galaxy A5
- Все тарифы "Билайн". Какой тарифный план самый выгодный на "Билайне"?
- Ключ не поворачивается в замке зажигания: возможные причины, способы решения проблемы и рекомендации