ВАЗ 2114, монтажный блок: подключение, распиновка

0
0

Монтажные блоки в автомобилях ВАЗ – настоящие центры управления электрикой. От их исправности зависит работа фар, стеклоочистителей, обогрева салона и многих других систем. К сожалению, со временем блоки выходят из строя. Давайте разберемся, как проверить и заменить неисправный элемент в монтажном блоке ВАЗ 2114.

Расположение монтажных блоков в ВАЗ 2114

В автомобиле ВАЗ 2114 установлены два монтажных блока:

  • Основной блок под капотом слева от водителя;
  • Дополнительный блок под панелью приборов.
Открытая крышка монтажного блока сверху

Основной монтажный блок ВАЗ 2114

Основной блок находится в моторном отсеке слева от лобового стекла под защитным кожухом. В нем собраны предохранители и реле, управляющие работой освещения, стеклоочистителей, обогрева салона и других потребителей.

Монтажный блок предохранителей и реле ВАЗ 2108-21099, 2113-2115.

Существует два варианта конструкции основного блока:

  1. Старый образец с номерами 2114-3722010-08, 2114-3722010-18;
  2. Новый образец с номерами 2114-3722010-30 и т.д.
Старый блок Новый блок
  • Меньше реле и предохранителей
  • Другая распиновка
  • Хуже защищен от влаги
  • Больше защитных элементов
  • Улучшенная герметичность
  • Повышенная надежность

На внутренней стороне крышки блока обычно есть схема с указанием назначения каждого предохранителя и реле.

Вид из салона на дополнительный открытый блок предохранителей слева у ноги водителя

Дополнительный монтажный блок ВАЗ 2114

Под панелью приборов за декоративной накладкой расположен дополнительный блок предохранителей. Он отвечает за электроснабжение системы впрыска топлива и некоторых других цепей:

  • Контроллер ЭСУД
  • Датчики и исполнительные механизмы
  • Топливный насос
  • Форсунки

Рассмотрим подробнее элементы основного монтажного блока и их функции в электросистеме автомобиля.

Реле ВАЗ 2114

В блоке установлены различные реле для коммутации мощных цепей:

  • Реле включения стеклоочистителей (K3);
  • Реле-прерыватель указателей поворота (K2);
  • Реле включения дальнего света фар (K8) и др.

Предохранители ВАЗ 2114

Предохранители защищают от перегрузок и коротких замыканий следующие цепи:

  1. Обогрев заднего стекла (F4);
  2. Электростеклоподъемники (F6);
  3. Прикуриватель (F7);
  4. Габаритные огни (F10, F11) и др.

Дополнительные элементы вне блоков

Часть реле и предохранителей располагается отдельно от монтажных блоков в жгутах проводов:

  • Задний противотуманный свет (8А);
  • Обогрев сидений (16А);
  • Центральный замок (16А).

Для удобства можно составить подробные схемы или таблицы с указанием всех элементов блоков и их назначения.

Поиск неисправности в цепи ВАЗ 2114

При возникновении проблем с электрооборудованием первым делом следует проверить исправность цепи питания. Для этого можно выполнить следующие действия:

Проверка предохранителя

С помощью мультиметра или специальной проверочной колодки убедитесь, что предохранитель цел:

  1. Извлеките подозрительный предохранитель;
  2. Переведите мультиметр в режим прозвонки цепи;
  3. Приложите щупы прибора к выводам предохранителя. При исправном состоянии должен раздаться звуковой сигнал.

Напряжение питания нужно замерить на соответствующем разъеме монтажного блока. Для стеклоочистителей это разъем X3, для фар - X1, и т.д.

Пошаговая диагностика

Для поиска неисправностей в отдельных цепях выполните следующие рекомендации:

  1. Дворники - проверьте реле и предохранитель стеклоочистителей, целостность разъемов и жгутов;
  2. Фары - прозвоните лампы, проверьте контакты разъемов;
  3. Обогрев сидений - проверьте отдельный предохранитель в жгуте проводов.

Замена реле и предохранителей ВАЗ 2114

Для снятия и замены элементов в монтажном блоке ВАЗ 2114 понадобятся:

  • Крестовая отвертка;
  • Рожковый ключ 10 мм;
  • Пинцет для извлечения предохранителей.

Последовательность замены предохранителя или реле следующая:

  1. Отстегнуть 4 защелки и снять крышку блока;
  2. Извлечь неисправный элемент пинцетом или отверткой;
  3. Установить новое реле или предохранитель;
  4. Проверить работоспособность цепи.

Восстановление монтажного блока ВАЗ 2114

Со временем монтажные блоки ВАЗ 2114 подвергаются разрушению из-за воздействия агрессивной среды в моторном отсеке. Частые поломки:

  • Ржавчина и гниение корпуса;
  • Трещины и расслоение платы;
  • Нарушение паяных соединений.

Целостность дорожек на плате блока можно проверить с помощью мультиметра. При обнаружении обрыва или короткого замыкания требуется ремонт или замена платы.

Устранение последствий попадания влаги

Для предотвращения разрушения блока из-за влаги можно выполнить следующие мероприятия:

  1. Тщательно просушить все элементы феном;
  2. Обработать контакты разъемов специальным составом для защиты от окисления;
  3. Герметизировать корпус блока и восстановить лакокрасочное покрытие.

Ремонт печатной платы блока

Плату с поврежденными дорожками, отслоившимся лаком или окисленными контактными площадками можно восстановить в домашних условиях:

  1. Аккуратно зачистить поврежденные участки наждачной бумагой;
  2. Восстановить дорожки припоем или химически осажденной медью;
  3. Покрыть лаком и высушить в течение суток.

Ремонт корпуса блока

Если корпус монтажного блока сильно поврежден ржавчиной, его можно восстановить следующим образом:

  1. Разобрать блок и демонтировать плату;
  2. Тщательно зачистить все элементы от ржавчины;
  3. Обработать антикоррозионным составом и покрасить.

Замена разъемов блока

При сильном окислении контактов проще всего заменить разъемы Х1-Х12 на новые:

  1. Аккуратно демонтировать старый разъем с платы;
  2. Установить и запаять новый разъем;
  3. Проверить качество соединения мультиметром.

Подключение монтажного блока ВАЗ 2114

Для правильного подключения разъемов монтажного блока необходимо знать назначение каждого контакта. Обычно цвета проводов соответствуют следующим цепям:

  • Красный - плюс питания (+12В);
  • Черный - масса (кузов);
  • Желтый - цепи указателей поворотов;
  • Зеленый - цепи задних габаритных огней.

Схема подключения разъема Х11

Рассмотрим разъем питания двигателя вентилятора системы охлаждения Х11:

  1. Контакт 1 (красный) - +12В при включенном зажигании;
  2. Контакт 2 (черный) - масса;
  3. Контакт 3 (желтый) - сигнал на включение от реле.

Особенности подключения отдельных цепей

При монтаже следует учитывать некоторые нюансы:

  • Цепи питания - подключать через предохранители;
  • Датчики и управляющие устройства - использовать экранированный кабель.

Рекомендации по монтажу разъемов

Для качественной пайки разъемов с платой блока соблюдайте следующие правила:

  1. Используйте флюс и канифольный припой;
  2. Нагревайте контактную площадку, а не провод;
  3. После пайки зачищайте и покрывайте фторопластовым лаком.