Понятие, структура и виды правовых норм

0
0

Правовые нормы играют важную роль в регулировании общественных отношений. Они устанавливают границы дозволенного и запрещенного поведения, а также последствия за нарушение этих границ. Для того, чтобы эффективно применять правовые нормы на практике, необходимо четко понимать их понятие, структуру и виды.

I. Понятие правовой нормы

Правовая норма - это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, которое регулирует общественные отношения и обеспечено возможностью государственного принуждения.

К основным признакам правовой нормы относят:

  • Общеобязательность
  • Формальная определенность
  • Системность
  • Неоднократность действия
  • Возможность государственного принуждения при нарушении

От социальных и моральных норм правовые нормы отличаются наличием государственного принуждения. Если социальные нормы поддерживаются общественным мнением, а моральные - внутренними убеждениями, то за нарушение правовых норм предусмотрена юридическая ответственность.

Значение правовых норм заключается в том, что они:

  1. Упорядочивают общественные отношения
  2. Обеспечивают стабильность в обществе
  3. Служат ориентиром должного поведения
  4. Способствуют разрешению конфликтов

II.Структура правовой нормы

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие обязательных составных элементов.

К основным структурным элементам норм права относят:

  • Гипотеза - условия применения нормы
  • Диспозиция - содержание, ядро нормы права
  • Санкция - меры ответственности за нарушение нормы

Логически норма права может быть выражена формулой:

Если при наличии определенных условий (гипотеза) наступают известные последствия (диспозиция), то применяются установленные меры принуждения или поощрения (санкция).

III. Виды правовых норм

Существует несколько оснований для классификации правовых норм:

  1. По характеру правового регулирования:
    • Регулятивные нормы - устанавливают права и обязанности субъектов
    • Охранительные нормы - предусматривают меры ответственности за нарушения
  2. По методу правового регулирования:
    • Императивные нормы - содержат властные предписания
    • Диспозитивные нормы - предоставляют усмотрение сторонам
  3. По кругу лиц:
    • Общего характера - распространяются на всех
    • Специального характера - действуют в отношении определенных лиц
Портрет прокурора за работой над документами ночью при свете настольной лампы.

IV. Регулятивные и охранительные нормы

Регулятивные нормы составляют основной массив в системе права. Они устанавливают модели должного или возможного поведения участников общественных отношений.

К регулятивным относятся нормы гражданского, трудового, семейного права и др.

Охранительные нормы направлены на охрану установленного порядка правоотношений. К таким нормам относят санкции в виде наказаний, предусмотренные нормами уголовного и административного права.

V. Императивные и диспозитивные нормы

Императивные нормы носят властный, повелительный характер. Они жестко регламентируют поведение участников правоотношений.

Диспозитивные нормы носят разрешительный, рекомендательный характер. Они предоставляют усмотрение в выборе варианта поведения.

Например, нормы уголовного права императивны, а нормы обязательственного права в большинстве своем диспозитивны.

VI. Общие и специальные нормы

Общие нормы распространяются на большинство случаев в рамках соответствующей отрасли права.

Специальные нормы действуют в отношении определенной категории лиц или случаев. Они имеют приоритет по отношению к общим нормам.

Например, общие нормы уголовного права распространяются на всех совершеннолетних граждан, а специальные - только на военнослужащих или несовершеннолетних.

VII. Классификация уголовно-правовых норм

Уголовно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям:

  1. По степени общественной опасности деяний:
    • На нормы об преступлениях небольшой тяжести
    • На нормы о преступлениях средней тяжести
    • На нормы о тяжких преступлениях
    • На нормы об особо тяжких преступлениях
  2. По объекту посягательства:
    • Нормы об экономических преступлениях
    • Нормы об экологических преступлениях
    • Нормы о преступлениях против личности

Классификация уголовно-правовых норм позволяет определить вид конкретной нормы исходя из ее содержания и назначения.

VIII. Толкование норм права

Для правильного понимания и применения правовых норм на практике используется их официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование дается компетентными органами государства, обладает юридической силой и обязательностью.

Неофициальное толкование осуществляется юристами-теоретиками, не носит обязательный характер, но учитывается на практике.

Правильное толкование способствует единообразному пониманию и применению видов правовых норм.

Вид города с высоты птичьего полета в утренние часы.

IX. Правила составления правовых норм

Для эффективного функционирования системы правового регулирования важно соблюдать определенные правила при составлении правовых норм:

  1. Норма должна быть сформулирована четко и недвусмысленно
  2. Необходимо избегать дублирования содержания в разных нормах
  3. Норма должна соответствовать принципам и нормам международного права
  4. В норме следует учитывать баланс частных и публичных интересов
  5. Необходимо оценивать регулятивный потенциал нормы на этапе разработки

Соблюдение этих и других правил позволяет повысить качество и эффективность действующей системы правовых норм.

X. Реализация и применение норм права

Для выполнения своего регулятивного предназначения правовые нормы должны реализовываться на практике, в повседневной деятельности граждан, организаций и государственных органов.

Процесс реализации норм права включает:

  1. Доведение содержания норм до всеобщего сведения
  2. Фактическое следование предписаниям норм в поведении субъектов
  3. Применение норм уполномоченными органами к возникающим случаям и ситуациям

На этапе применения норм права особенно важно правильно установить характер и содержания складывающихся общественных отношений, квалифицировать их и определить подлежащие применению к случаю конкретные нормы.

XI. Пробелы и коллизии в правовом регулировании

Несмотря на постоянное совершенствование, система правового регулирования не лишена недостатков. К ним относятся:

  • Пробелы в праве, когда для регулирования новых видов отношений норм права еще не установлено
  • Коллизии норм права, когда по одному вопросу существуют две или более разных правовых нормы

Выявление таких недостатков и их устранение постоянно осуществляется в процессе правотворческой деятельности государства.

XII. Способы восполнения пробелов в праве

Для восполнения пробелов в правовом регулировании используются различные способы:

  1. Применение аналогии закона - использование норм, регулирующих сходные отношения
  2. Применение аналогии права - руководство общими принципами права
  3. Использование юридической доктрины и разъяснений высших судебных органов
  4. Принятие новых нормативных актов, восполняющих пробелы

Важно отметить, что пробелы в праве не могут рассматриваться как основание для отказа в правосудии. Суды обязаны рассматривать дела по существу с применением допустимых способов восполнения пробелов.

XIII. Пути разрешения коллизий в законодательстве

Для разрешения коллизий между правовыми нормами используются различные способы:

  1. Применение нормы, имеющей наибольшую юридическую силу
  2. Применение нормы, принятой позднее по времени
  3. Применение нормы, содержащейся в специальном нормативном акте
  4. Толкование норм в пользу лица, чьи права ограничиваются или нарушаются

Выбор конкретного способа разрешения коллизии зависит от вида противоречащих норм и характера регулируемых ими отношений.

XIV. Мониторинг и оценка эффективности норм

Для поддержания эффективного регулирования важно осуществлять постоянный мониторинг действующих норм права и оценку результатов их применения. Критерии оценки включают:

  • Степень достижения заявленных целей регулирования
  • Уровень обеспеченности прав и интересов субъектов
  • Отсутствие негативных социально-экономических последствий

По результатам мониторинга и оценки могут быть приняты решения об изменении, дополнении или отмене конкретных норм права.

XV. Перспективы развития системы правовых норм

Дальнейшее развитие системы правовых норм связано с решением задач:

  1. Повышение качества правотворчества на основе научных разработок
  2. Совершенствование механизмов согласования норм международного и национального права
  3. Внедрение инновационных информационных технологий для обеспечения прозрачности и доступности норм
  4. Повышение правовой культуры и информированности граждан о действующих нормах

Решение этих задач будет способствовать дальнейшему повышению эффективности действующей системы правовых норм.