Что такое переменная - основа программирования
Переменные являются фундаментальной основой любого языка программирования. Без глубокого понимания концепции переменных невозможно создать полноценные программы. Давайте разберемся, что представляют собой переменные, зачем они нужны и как правильно использовать их на практике.
Что такое переменная в программировании
Переменная в программировании - это поименованная область памяти для хранения данных, к которой можно обращаться по заданному имени.
Основные свойства переменной:
- Имя - идентификатор, по которому осуществляется доступ к переменной
- Тип данных - определяет, какого рода данные может хранить переменная
- Значение - конкретные данные, которые в данный момент находятся в переменной
Зачем нужны переменные
Переменные необходимы для:
- Хранения данных, с которыми работает программа
- Передачи этих данных между различными частями программы
- Выполнения вычислений и манипуляций над данными
Благодаря переменным программа обладает гибкостью и масштабируемостью. Например, если в программе используется переменная для хранения цены товара, то при изменении цены достаточно поменять всего одно значение, не меняя всю логику.
Другими словами, переменная - это своеобразный "контейнер" с выбранным программистом именем, в который можно "положить" данные, а затем считывать их обратно для выполнения вычислений и других операций.
Виды переменных
Различают несколько основных видов переменных:
По области видимости | Локальные, глобальные |
По времени существования | Статические, динамические |
По типу данных | Целочисленные, строковые, логические и др. |
Подробнее про каждый вид переменных будет рассказано далее.
Пример переменной
Рассмотрим простой пример переменной на языке Python:
price = 100 # переменная для хранения цены
Здесь объявлена переменная с именем price
, в нее записано значение 100
. Это число можно использовать в дальнейших вычислениях, например:
total = price * 1.2 # вычисляем стоимость с НДС
Также значение переменной можно изменить в любой момент, не меняя остальную логику программы:
price = 200 # меняем цену total = price * 1.2 # вычисляем новую стоимость
Как определяются и объявляются переменные
Прежде чем использовать переменную, ее необходимо объявить. Объявление переменной означает сообщение компилятору или интерпретатору о том, что:
- Будет использоваться переменная с таким-то именем
- Она будет хранить данные такого-то типа
- Выделяется память под эту переменную
Синтаксис объявления переменной
В разных языках программирования существуют свои правила синтаксиса для объявления переменных, например:
-
Python:
imya = 10
-
JavaScript:
let imya = 10;
-
Java:
int imya = 10;
Как видите, везде указывается:
- Тип данных (кроме Python)
- Имя переменной
- Знак присваивания
- Начальное значение (необязательно)
Статическая и динамическая типизация
В зависимости от подхода к определению типов данных, различают:
- Статически типизированные языки (Java, C#), где тип указывается строго при объявлении переменной
- Динамически типизированные (Python, JavaScript), где тип определяется автоматически исходя из хранящихся данных
Значения переменных по умолчанию
Если при объявлении переменной не указать начальное значение, то она инициализируется значением по умолчанию:
- 0 или 0.0 для числовых типов
- пустая строка "" для строковых переменных
- логическое значение false для булевых переменных
Правила объявления переменных
При объявлении переменных следует придерживаться ряда правил:
- Уникальные, осмысленные имена
- Понятные обозначения типов данных
- Объявление переменных в начале блока кода
- Инициализация начальных значений, если нужно
Это позволит избежать ошибок и упростит супппорт кода в будущем.
Использование и изменение значений переменных
Объявив переменную, мы получаем возможность работать с ее значением в программе:
- Считывать текущее значение
- Изменять значение присваиванием
- Использовать в выражениях и вычислениях
Доступ к значению переменной
Чтобы получить значение переменной, нужно обратиться к ней по имени, например:
x = 10 print(x) # выведет 10
Присваивание новых значений
Чтобы изменить значение, используется оператор присваивания, знак "=", после чего указывается новое значение:
x = 15 print(x) # теперь выведет 15
Использование переменных в выражениях
Переменные могут участвовать в выражениях и вычислениях:
price = 100 tax = 20 total = price + price * tax / 100 # вычисление с НДС
Здесь значения трех переменных использованы для вычисления общей стоимости с НДС.
Встроенные функции для работы с переменными
Для вывода, приведения типов и других операций над переменными служат встроенные функции, такие как print
, str
, int
и другие.
Например, приведение числа к строке в Python выглядит так:
x = 10 str_x = str(x) # преобразует 10 к строке "10"
А в JavaScript похожим образом работает функция toString
:
let x = 10; str_x = x.toString();
Область видимости и время жизни переменных
Область видимости (видимость) переменной определяет ту часть программы, из которой возможен доступ к переменной.
Глобальные и локальные переменные
По области видимости различают:
- Глобальные - доступны в пределах всей программы
- Локальные - доступны только внутри блока кода, где они определены, например внутри функции
x = 10 # глобальная def print_x(): y = 20 # локальная print(x) #
можно обратиться к глобальной print(y) # обращение к локальной
Блоки и области видимости
"постоянные и переменные"
Локальные переменные существуют только внутри своих блоков кода:
if some_condition: z = 35 # переменная блока if print(z) # Ошибка! нет доступа за пределами блока
Статические переменные
Статические переменные сохраняют свое значение между вызовами:
def counter(): static x = 0 x = x + 1 print(x) counter() # 1 counter() # 2 counter() # 3
Время жизни переменных
Время жизни определяет, как долго переменная доступна в программе после создания.
У локальных переменных оно заканчивается при выходе из блока:
def print_x(): x = 10 print(x) print_x() # 10 print(x) # Ошибка!
Переменные в Scratch
Scratch - популярная среда программирования для детей и новичков. В нем также используется концепция переменных.
Чтобы создать переменную в Scratch, нужно в разделе "Переменные" нажать кнопку "Создать переменную", ввести имя и начальное значение:
Чтение и изменение значений
Чтобы прочитать или изменить переменную, служат блоки:
Переменные бывают доступны:
- Всем спрайтам (глобальные)
- Только одному спрайту (локальные)
Это задается при создании переменной.
Похожие статьи
- Подготовка к исповеди. Список грехов для исповеди
- Расположение органов у человека (фото). Внутренние органы человека: схема расположения
- Подготовительная группа по физкультуре: что нельзя делать?
- Как узнать свое тотемное животное по дате рождения
- Теория вероятности: формулы и примеры решения задач
- Что изучает история? Зачем нужно изучать историю? История мира
- Специальность "Технология машиностроения". Кем можно работать?