Что такое "семафор" - светофор для регулирования движения поездов или общее название сигнального устройства
Железнодорожный транспорт играет важную роль в экономике любой страны. От безопасности и слаженности его работы зависит очень многое. Ключевым элементом системы безопасности на железной дороге являются сигнальные устройства, регулирующие движение поездов. Но что же такое "семафор" - это синоним слова "светофор" или особое название для специального сигнального устройства на рельсовом транспорте? Давайте разберемся.
История появления семафоров на железных дорогах
Первые семафоры появились на железных дорогах еще в 19 веке, когда паровозы только начинали вытеснять конную тягу. Это были деревянные конструкции высотой 5-7 метров, снабженные подвижными сигнальными крыльями и фонарями.
Семафор представляет собой металлическую мачтовую конструкцию с сигнальными крыльями в верхней ее части. Первые семафоры были деревянными. Окрашен семафор в яркий красный цвет.
Управление старинными семафорами осуществлялось вручную при помощи системы тросов и блоков прямо со стрелочного поста, что позволяло дежурному оперативно менять сигналы на расстоянии до полутора километров!
- Лебедка обычно устанавливалась у стрелочного поста, а трос мог тянуться на расстояние до 1,5 км.
- Для управления семафором не нужно было бежать в другую горловину станции.
Однако в процессе электрификации железных дорог в первой половине 20 века семафоры постепенно уступили место более современным что такое семафор
- электрическим светофорам, которые обеспечивали бóльшую надежность и автоматизацию управления движением.
Тем не менее, в некоторых районах России традиционные семафоры все еще используются и по сей день!
Несмотря на то, что семафоры давно заменены на светофоры, в России есть места, где до сих пор семафор разрешает и запрещает въезд на станцию. Например, на Октябрьской железной дороге действующий семафор есть на станции «Скакулино».
Принцип работы и сигналы семафора
Значение слова семафор
в переводе с греческого означает "несущий сигнал". И действительно, основным элементом классического семафора является металлическая мачта с одним или несколькими подвижными крыльями на вершине.
Положение этих крыльев и задает различные сигналы для машинистов приближающихся поездов:
- Горизонтальное положение крыла - "Стой!"
- Под углом 45° вверх - "Путь свободен".
1 крыло вверх | Разрешен въезд на станцию с остановкой |
2 крыла вверх | Разрешен въезд на боковой путь |
В темное время суток семафор дополнительно оборудуется цветными фонарями:
- Зеленый - "Путь свободен";
- Красный - "Стой".
Для повышения информативности семафора применяются дополнительные устройства:
- Предупредительные диски.
- Диски сквозного прохода.
- Оповестительные щиты.
Они заблаговременно предупреждают машинистов о приближении к семафору и характере сигнала.
Продолжение работы привода семафора
Для надежной работы механизма изменения положения крыльев семафор оснащается системой натяжения тросов с помощью специальных грузов-компенсаторов.
- Летом, при повышении температуры, тросы удлиняются и грузы опускаются;
- Зимой тросы укорачиваются и грузы поднимаются.
Такая конструкция позволяет всегда сохранять оптимальное натяжение тяг, а в случае обрыва троса грузы автоматически закрывают семафор в запрещающее положение.
Система контроля правильности сигналов семафора
Чтобы дежурный на станции мог визуально контролировать фактическое положение крыльев удаленного семафора, используется система специальных контрольных огней.
- Белый огонь - закрытое положение;
- Зеленый огонь - открытое положение.
Количество горящих зеленых огней соответствует числу поднятых крыльев семафора. Это позволяет избежать ошибок в управлении.
Особенности двухкрылых семафоров
Наиболее распространены двухкрылые семафоры, используемые для входных и выходных сигналов на станциях.
- 1 крыло под углом - путь на главный путь открыт;
- 2 крыла под углом - путь на боковой путь открыт.
При запрещающем сигнале верхнее крыло располагается горизонтально, а нижнее вертикально вдоль мачты семафора.
Вывод семафора из эксплуатации
Если семафор выводится из работы, его мачту закрывают специальными планками, а оповестительный щит демонтируют или тоже закрывают:
Не включенные в действие семафоры должны быть приведены в закрытое положение и закрещены двумя планками.
Это однозначно сигнализирует машинистам о неработающем состоянии семафора и необходимости следовать с особой бдительностью.
Перспективы использования семафоров
Несмотря на активное вытеснение семафоров более современными системами сигнализации, у них есть и ряд преимуществ, которые могут обеспечить этому устройству вторую жизнь.
Похожие статьи
- Иван Федоров - биография первопечатника и интересные факты
- Рассказ о моей семье на английском с переводом. Пример
- Как узнать свое тотемное животное по дате рождения
- Первопечатник Иван Федоров: биография краткая для детей
- Характеристика Льва-женщины. Знак Зодиака Лев: описание
- Как хоронят мусульманина. Мусульманский обряд похорон
- Подготовительная группа по физкультуре: что нельзя делать?