Что такое "семафор" - светофор для регулирования движения поездов или общее название сигнального устройства

0
0

Железнодорожный транспорт играет важную роль в экономике любой страны. От безопасности и слаженности его работы зависит очень многое. Ключевым элементом системы безопасности на железной дороге являются сигнальные устройства, регулирующие движение поездов. Но что же такое "семафор" - это синоним слова "светофор" или особое название для специального сигнального устройства на рельсовом транспорте? Давайте разберемся.

Рабочий объясняет принцип работы семафора

История появления семафоров на железных дорогах

Первые семафоры появились на железных дорогах еще в 19 веке, когда паровозы только начинали вытеснять конную тягу. Это были деревянные конструкции высотой 5-7 метров, снабженные подвижными сигнальными крыльями и фонарями.

Семафор представляет собой металлическую мачтовую конструкцию с сигнальными крыльями в верхней ее части. Первые семафоры были деревянными. Окрашен семафор в яркий красный цвет.

Управление старинными семафорами осуществлялось вручную при помощи системы тросов и блоков прямо со стрелочного поста, что позволяло дежурному оперативно менять сигналы на расстоянии до полутора километров!

  • Лебедка обычно устанавливалась у стрелочного поста, а трос мог тянуться на расстояние до 1,5 км.
  • Для управления семафором не нужно было бежать в другую горловину станции.

Однако в процессе электрификации железных дорог в первой половине 20 века семафоры постепенно уступили место более современным что такое семафор - электрическим светофорам, которые обеспечивали бóльшую надежность и автоматизацию управления движением.

Тем не менее, в некоторых районах России традиционные семафоры все еще используются и по сей день!

Несмотря на то, что семафоры давно заменены на светофоры, в России есть места, где до сих пор семафор разрешает и запрещает въезд на станцию. Например, на Октябрьской железной дороге действующий семафор есть на станции «Скакулино».

Принцип работы и сигналы семафора

Значение слова семафор в переводе с греческого означает "несущий сигнал". И действительно, основным элементом классического семафора является металлическая мачта с одним или несколькими подвижными крыльями на вершине.

Положение этих крыльев и задает различные сигналы для машинистов приближающихся поездов:

  • Горизонтальное положение крыла - "Стой!"
  • Под углом 45° вверх - "Путь свободен".
1 крыло вверх Разрешен въезд на станцию с остановкой
2 крыла вверх Разрешен въезд на боковой путь

В темное время суток семафор дополнительно оборудуется цветными фонарями:

  • Зеленый - "Путь свободен";
  • Красный - "Стой".

Для повышения информативности семафора применяются дополнительные устройства:

  1. Предупредительные диски.
  2. Диски сквозного прохода.
  3. Оповестительные щиты.

Они заблаговременно предупреждают машинистов о приближении к семафору и характере сигнала.

Продолжение работы привода семафора

Для надежной работы механизма изменения положения крыльев семафор оснащается системой натяжения тросов с помощью специальных грузов-компенсаторов.

  • Летом, при повышении температуры, тросы удлиняются и грузы опускаются;
  • Зимой тросы укорачиваются и грузы поднимаются.

Такая конструкция позволяет всегда сохранять оптимальное натяжение тяг, а в случае обрыва троса грузы автоматически закрывают семафор в запрещающее положение.

Диспетчер управляет семафором

Система контроля правильности сигналов семафора

Чтобы дежурный на станции мог визуально контролировать фактическое положение крыльев удаленного семафора, используется система специальных контрольных огней.

  • Белый огонь - закрытое положение;
  • Зеленый огонь - открытое положение.

Количество горящих зеленых огней соответствует числу поднятых крыльев семафора. Это позволяет избежать ошибок в управлении.

Особенности двухкрылых семафоров

Наиболее распространены двухкрылые семафоры, используемые для входных и выходных сигналов на станциях.

  • 1 крыло под углом - путь на главный путь открыт;
  • 2 крыла под углом - путь на боковой путь открыт.

При запрещающем сигнале верхнее крыло располагается горизонтально, а нижнее вертикально вдоль мачты семафора.

Вывод семафора из эксплуатации

Если семафор выводится из работы, его мачту закрывают специальными планками, а оповестительный щит демонтируют или тоже закрывают:

Не включенные в действие семафоры должны быть приведены в закрытое положение и закрещены двумя планками.

Это однозначно сигнализирует машинистам о неработающем состоянии семафора и необходимости следовать с особой бдительностью.

Перспективы использования семафоров

Несмотря на активное вытеснение семафоров более современными системами сигнализации, у них есть и ряд преимуществ, которые могут обеспечить этому устройству вторую жизнь.