Как решать примеры на порядок действий: 4 класс
Порядок действий - одно из важнейших правил, которое должен знать каждый ученик начальной школы. От того, насколько хорошо ребенок понимает этот алгоритм, зависит успешное решение математических задач и примеров не только в 4 классе, но и в дальнейшем обучении.
Теория порядка действий в математике
Порядок действий - это правило, определяющее последовательность выполнения арифметических действий (сложения, вычитания, умножения и деления) в математических выражениях и примерах. Знание этого порядка необходимо для правильного решения и получения верного ответа.
В примерах без скобок действия выполняются в следующем порядке:
- Сначала все умножения и деления (идущие слева направо)
- Затем все сложения и вычитания (тоже слева направо)
Например:
- 2 + 3 ∙ 4 = 2 + 12 = 14
- 10 – 2 : 2 ∙ 2 = 10 – 1 ∙ 2 = 8
Если в примере присутствуют скобки, то действия в них выполняются в первую очередь:
- Действия в скобках
- Умножения и деления
- Сложения и вычитания
Например:
- 10 – (2 + 3) ∙ 2 = 10 – 5 ∙ 2 = 10 – 10 = 0
- (5 + 2) : (4 – 2) = 7 : 2 = 3,5
Примеры на порядок действий: 4 класс
Для решения примеров на порядок действий ученик 4 класса должен запомнить и четко выполнять следующий алгоритм:
- Найти в примере скобки и запомнить порядок действий в них
- Выполнить действия в скобках
- Выполнить действия умножения и деления слева направо
- Выполнить действия сложения и вычитания тоже слева направо
Рассмотрим этот алгоритм на конкретном примере:
16 : 2 + (5 ∙ 7 – 13) – 48 : 6
- В скобках: 5 ∙ 7 – 13 = 35 – 13 = 22
- Выполняем деления: 16 : 2 = 8; 48 : 6 = 8
- Выполняем сложение и последнее вычитание: 8 + 22 – 8 = 22
К типичным ошибкам при расстановке порядка действий относят:
- Неверный порядок действий в скобках
- Начало решения примера без учета скобок
- Нарушение очередности умножения/деления и сложения/вычитания
Для предотвращения таких ошибок очень важно потренироваться в решении примеров на данную тему.
Примеры на порядок действий со скобками
Самый простой вариант - числовые выражения, содержащие скобки. Скобки задают приоритет действий внутри них. Например:
(15 + 5) : 3 | = (20) : 3 | = 6 | |
18 - (10 : (15 - 9)) | = 18 - (10 : 6) | = 18 - 2 | = 16 |
По таким примерам полезно проговаривать вслух каждый шаг решения, объясняя свои действия. Это помогает лучше запомнить алгоритм и избежать ошибок.
Примеры на все действия без скобок
Чуть сложнее будут примеры, где требуется самостоятельно определить весь порядок арифметических действий. Давайте разберем один из таких примеров:
16 - 8 : 4 + 12 ∙ 2
- Выполняем деление: 8 : 4 = 2
- Выполняем умножение: 12 ∙ 2 = 24
- Выполняем вычитание и сложение: 16 – 2 + 24 = 38
Подобные задания позволяют закрепить навыки самостоятельного анализа условия и определения последовательности необходимых шагов.
Примеры с пояснением каждого действия
На начальном этапе обучения порядку действий полезно предлагать примеры с подробным объяснением каждого шага. Например:
- 36 + 12 = 48 (посчитали в уме)
- 48 - 4 = 44 (из суммы вычли)
- 44 : 4 = 11 (поделили нацело)
Такое пояснение позволяет проконтролировать, действительно ли ребенок понимает смысл каждого действия в общей цепочке.
Уровневая сложность примеров
Для отработки навыка порядка действий также важно подбирать примеры разной сложности:
- Легкие - с 1-2 действиями
- Средние - 3-4 действия, простые числа
- Сложные - много действий, дроби, крупные числа
Такая градация позволит наращивать вычислительные навыки ученика постепенно, от простого к сложному.
Похожие статьи
- Рассказ о моей семье на английском с переводом. Пример
- Информатика – это наука... Что изучает информатика?
- Теория вероятности: формулы и примеры решения задач
- Где живет слепая ясновидящая баба Нина: адрес и отзывы
- История развития вычислительной техники. Отечественная вычислительная техника. Первая ЭВМ
- Подготовка к исповеди. Список грехов для исповеди
- Белоруссия или Беларусь: как правильно говорить и писать?