Действия с дробями: особенности, правила, формулы и примеры
Действия с дробями являются важной частью школьного курса математики. В этой статье мы подробно рассмотрим основные правила и алгоритмы выполнения арифметических операций над различными видами дробей.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей
При сложении и вычитании действия с обыкновенными дробями производятся по следующим правилам:
- Если знаменатели дробей одинаковые, то складываются (вычитаются) только числители:
- Если знаменатели дробей разные, то сначала они приводятся к действия с дробями с помощью нахождения наименьшего общего знаменателя, а затем складываются (вычитаются) числители.
Рассмотрим примеры:
Как видно из примеров, главное - не забывать о необходимости приведения дробей к общему знаменателю перед сложением или вычитанием.
Умножение и деление обыкновенных дробей
При умножении и делении используются следующие правила действия с дробями:
- При умножении обыкновенных дробей числители перемножаются, а знаменатели перемножаются:
- При делении одной обыкновенной дроби на другую первая дробь умножается на обратную ко второй дроби.
Давайте рассмотрим конкретные числовые примеры:
Как видно, эти правила достаточно просты и позволяют легко выполнять умножение и деление обыкновенных дробей.
Класс действия с десятичными дробями
Математика действия с дробями включает в себя также выполнение операций над десятичными дробями. Давайте рассмотрим основные моменты.
- При сложении и вычитании десятичных дробей необходимо расположить числа так, чтобы разряды десятичных знаков совпадали.
- При умножении десятичных дробей числа перемножаются как обычные, а в результате отделяется столько десятичных знаков, сколько их было в обоих множителях.
- При делении старший разряд делимого умножается на 10 столько раз, чтобы в нем появилось не менее 2 цифр больше, чем в делителе.
Давайте рассмотрим конкретный числовой пример выполнения всех действий с десятичными дробями:
Как видно из примера, основные правила достаточно просты, главное - правильно определить нужное количество десятичных знаков в результате.
Действия с алгебраическими дробями
Особенностью действия с алгебраическими дробями является наличие в числителе и знаменателе не чисел, а алгебраических выражений. Рассмотрим основные правила выполнения операций:
- При сложении и вычитании применяются те же правила, что и для обыкновенных дробей: сначала нахождение общего знаменателя, затем сложение или вычитание числителей.
- При умножении и делении алгебраических дробей числители и знаменатели перемножаются или делятся как обыкновенные алгебраические выражения с использованием правил раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых.
Давайте рассмотрим конкретный числовой пример всех действия над алгебраическими дробями:
Как видно, основная сложность при действиях с алгебраическими дробями состоит в правильном применении правил работы с алгебраическими выражениями.
В заключение еще раз отметим, что знание алгоритмов и последовательности действий является залогом правильного и быстрого выполнения операций над всеми рассмотренными видами дробей. Главное при этом - не путать разные типы дробей и применять к ним соответствующие правила.
Решение задач с дробями
После изучения основных правил и алгоритмов действий с дробями важно приобрести навыки их применения при решении математических задач. Рассмотрим типичные примеры заданий на дроби.
Задачи на нахождение части числа и числа по его части
В задачах такого типа требуется найти, какая часть числа составляет некоторую величину. Или наоборот, по известной части найти все число. Решение сводится к действиям с дробями.
Пример: К 6 прибавили его четвертую часть. Найдите это число.
Решение: 1/4 от 6 = 6/4 = 1,5. Искомое число: 6 + 1,5 = 7,5
Задачи на совместную работу
В этих задачах описывается совместная работа нескольких исполнителей, производительность каждого известна в виде обыкновенной дроби. Требуется найти общее время работы.
Пример: Саша может выполнить работу за 4/5 дня, а Катя за 2/3 дня. За какое время они выполнят эту работу вместе? Решение: Общая доля работы в день: 4/5 + 2/3. НОЗ: 15. Время работы: 15/(4 + 2) = 15/6 = 2,5 дня.
Задачи на движение
В задачах на движение путь или скорость объекта может быть дана в виде обыкновенной дроби. Необходимо найти время или расстояние с использование формул движения.
Пример: Лодка прошла первую половину расстояния за 1 час. Затем еще 1/4 расстояния за 15 минут. Найдите все расстояние, если скорость лодки постоянна. Решение: s1 = 1/2 s, t1 = 1 час; s2 = 1/4 s, t2 = 15/60 ч. По формуле v = s/t находим скорость, подставляем в формулы движения и находим s.
Задачи с геометрическим содержанием
В геометрических задачах часто приходится вычислять доли отрезков, площадей или объемов фигур, представленных в виде обыкновенных или десятичных дробей.
Пример: Боковая поверхность прямоугольного параллелепипеда равна 90 дм2. Это 60% от полной поверхности. Найдите полную поверхность. Решение: Боковая поверхность составляет 60/100 от полной поверхности. Тогда полная поверхность равна 90 * 100/60 = 150 дм2.
Таким образом, при решении текстовых задач требуется соотносить данные условия с формулами, содержащими дроби, и производить вычисления.
Использование дробей в прикладных задачах
Умение оперировать дробями при решении прикладных задач является важным практическим навыком, применимым во многих сферах деятельности человека.
Дроби в экономике и финансах
Очень часто в экономических расчетах используются дроби для обозначения долей, процентов, издержек и прибыли. Например, налог в размере 20% от дохода, годовая инфляция 7,5%, повышение цены на треть и т.д.
Действия с размерами в строительстве
В строительных чертежах и при расчете необходимых материалов для возведения зданий широко используются дробные величины. Например, толщина бетонного основания 12,5 см, длина стержня арматуры 3,25 м и т.п.
Приготовление пищи по рецептам
Многие кулинарные рецепты содержат дробные величины для обозначения необходимого количества ингредиентов. Например, 300 гр муки - это 2 и 1/3 стакана, 2 лимона дают 1/2 стакана сока и т.д.
Расчет доз лекарств и химических веществ
В медицинских назначениях и при проведении химических экспериментов зачастую используются нецелые величины дозировок в миллиграммах, микрограммах и других единицах измерения.
Деление отрезков в столярных и слесарных работах
При изготовлении мебели, оконных рам, деталей интерьера и многих других изделий используются дробные значения размеров отрезков, которые необходимо разметить и распилить.
История возникновения дробей
Чтобы лучше понимать суть дробей, давайте разберемся с историей их возникновения и развития.
Зарождение дробей в Древнем Египте и Вавилоне
Первые упоминания о дробях встречаются в математических папирусах Древнего Египта, относящихся примерно к 2000 году до н.э. Они использовались при делении хлеба, пива и зерна. В Вавилоне дроби применялись с 1700 г. до н.э.
Развитие теории дробей в Древней Греции
Древнегреческий математик Пифагор в VI веке до н.э. ввел понятие отношения и пропорции, что послужило толчком к развитию учения о дробях. Евклид в III веке до н.э. дал строгое математическое определение дробей в своих трудах.
Появление десятичных дробей
Десятичные дроби, удобные для вычислений и измерений, впервые ввел в обращение китайский математик Лю Хуй в III веке н.э. в системе счисления с основанием 10.
Запись дробей в Средневековой Европе
В европейских рукописях XI—XII веков использовалась так называемая «полуримская» форма записи дробей. Например, 4/3 записывалось как IIII/III.
Современная форма записи
Современный вид записи дробей с косой чертой ввел в 1557 г. итальянский математик Рафаэль Бомбелли. Это позволило упростить обозначение и алгоритмы действий с дробями.
Ошибки при выполнении действий с дробями
Несмотря на кажущуюся простоту основных правил, на практике многие допускают типичные ошибки при вычислениях с дробями. Давайте разберем наиболее распространенные из них.
Неверное сокращение дробей
Нередко путают понятия наименьший общий знаменатель и наибольший общий делитель. Это приводит к неправильному сокращению дробей.
Ошибки при сложении и вычитании
Забывание о необходимости приведения дробей к общему знаменателю перед сложением или вычитанием - распространенная оплошность.
Неверный порядок действий
Например, сначала умножение/деление, потом сложение/вычитание. Или выполнение операций вне скобок.
Отсутствие проверки ответа
Полезно после вычислений соотнести полученный результат с первоначальными данными задачи, оценить его реалистичность.
Невнимательность
Оплошности по невнимательности - причина многих ошибок. Неаккуратная запись, пропуск действий, описки.
Похожие статьи
- Белоруссия или Беларусь: как правильно говорить и писать?
- Специальность "государственное и муниципальное управление": кем потом работать?
- Гуманитарные профессии. Профессии социально-гуманитарного профиля
- Примеры текстов разговорного стиля речи. Понятие и признаки разговорной речи
- История развития вычислительной техники. Отечественная вычислительная техника. Первая ЭВМ
- Простое предложение. Виды простых предложений
- Где провести выпускной для 4 класса: интересные идеи и рекомендации