Словообразовательный анализ - принципы, особенности и примеры

0
0

Словообразовательный анализ - это разбор структуры слова, направленный на выявление его внутренней формы и способа образования от однокоренного слова. Он позволяет глубже проникнуть в смысл слова, увидеть связи между однокоренными словами в языке.

Сущность словообразовательного анализа

Словообразовательный анализ - это лингвистическая процедура, направленная на выявление структуры слова и его образования от однокоренного слова с помощью аффиксов или других способов.

Словообразовательный анализ изучает, каким способом, с помощью какой морфемы или какого словообразовательного средства образовано слово от однокоренного слова

Ключевая задача при проведении словообразовательного анализа - найти наиболее близкое однокоренное слово, от которого анализируемое слово произошло, и определить ту морфему, при помощи которой образовано новое слово.

Словарь и бумаги с анализом слов

Цели и задачи словообразовательного анализа

Основными целями словообразовательного анализа являются:

  • определение внутренней формы и значения слова;
  • выявление однокоренных слов и связей между ними;
  • изучение механизмов и способов образования новых слов в языке.

Для достижения этих целей при проведении анализа решаются следующие задачи:

  1. определение начальной формы слова;
  2. нахождение наиболее близкого однокоренного слова;
  3. вычленение той морфемы, при помощи которой образовано новое слово;
  4. установление способа словообразования;
  5. выявление словообразовательного значения.

Основные понятия в словообразовательном анализе

Рассмотрим ключевые термины, используемые в словообразовательном анализе:

Производящее слово Слово, от которого образовано другое слово
Производное слово Слово, образованное от другого слова
Однокоренные слова Слова, имеющие общий корень
Словообразовательная пара Производящее и производное слово
Словообразовательное гнездо Совокупность однокоренных слов, образованных от одного производящего слова

Знание этих базовых понятий необходимо для успешного проведения словообразовательного анализа слов.

Преподаватель у доски объясняет анализ слова

Этапы словообразовательного анализа слова

Словообразовательный анализ проводится в несколько этапов.

  1. Определить начальную форму слова.
  2. Подобрать однокоренное слово, от которого оно образовано.
  3. Выделить общую часть в этих словах - производящую основу.
  4. Определить, при помощи какого аффикса или другого элемента образовано новое слово.
  5. Установить способ словообразования.
  6. Выявить словообразовательное значение - какое новое значение появилось у производного слова.

Рассмотрим алгоритм словообразовательного анализа на конкретном примере слова "подорожник":

  1. Начальная форма: подорожник
  2. Однокоренное слово: дорога → подорожник
  3. Общая производящая основа: дорог- // подорож-
  4. Аффикс, с помощью которого образовано слово: приставка под- + суффикс -ник
  5. Способ образования: приставочно-суффиксальный
  6. Словообразовательное значение: «растение, растущее около дорог»

Итак, слово подорожник образовано от слова дорога при помощи приставки под- и суффикса -ник. С помощью этих морфем образовано новое слово со значением «растение, растущее около дорог».

Словообразовательный анализ и морфемный анализ

Словообразовательный и морфемный анализы тесно взаимосвязаны, поскольку оба изучают структуру слова. Но есть и принципиальные различия.

Морфемный анализ направлен на полное членение слова на составные значимые части - морфемы. При этом выделяются все морфемы - корень, приставки, суффиксы, окончание.

В словообразовательном анализе рассматриваются только те морфемы , с помощью которых слово образовано от однокоренного. Цель - найти производящее слово и ту часть, которая присоединилась к нему в процессе образования нового слова.

Таким образом, словообразовательный анализ тесно связан с морфемным, но не сводится к нему. Его задача - выявить механизм и результат образования одного слова от другого в языке.

Типичные ошибки при словообразовательном анализе слова

Типичные ошибки при словообразовательном анализе слова

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, допускаемые при проведении словообразовательного анализа:

  • Неверное определение производящего слова. Например, от слова "ходить" образовано "приход", а не "приходить".
  • Неучтенные промежуточные звенья словообразования. Нельзя считать, что от "мир" образовано "примирение" - пропущено слово "примирить".

Чтобы избежать таких ошибок, нужно внимательно отслеживать цепочки однокоренных слов и находить самое близкое производящее слово.

Словообразовательный анализ неологизмов

Особого внимания требует словообразовательный анализ неологизмов - новых слов, недавно появившихся в языке. Рассмотрим анализ неологизма "летеж" - полет на летающем мотоцикле.

  1. Начальная форма: летеж
  2. Однокоренное слово: летать → летеж
  3. Общая производящая основа: лета- // лете-
  4. Образующий элемент: суффикс -ж-
  5. Способ образования: суффиксальный
  6. Значение: "полет на летающем мотоцикле, летательном аппарате"

Анализ показывает, что слово "летеж" образовано суффиксальным способом от глагола "летать" и имеет значение определенного вида полета.

Словообразовательный анализ слова "происхождение"

Рассмотрим алгоритм анализа на примере слова "происхождение":

  1. Начальная форма: происхождение
  2. Однокоренное слово: происходить → происхождение
  3. Общая производящая основа: происход- // происхожд-
  4. Образующий элемент: суффикс -ждениж-
  5. Способ образования: суффиксальный
  6. Значение: "появление, возникновение чего-либо"

Слово "происхождение" является отглагольным именем существительным, образовано суффиксальным способом от глагола "происходить".

Инструменты для словообразовательного анализа

Для облегчения проведения анализа можно использовать специальные онлайн сервисы и приложения:

  1. Морфемно-словообразовательный словарь
  2. Словообразовательный словарь Тихонова
  3. Портал Грамота.ру
  4. Мобильное приложение "Русский язык"

Эти ресурсы помогут наглядно увидеть словообразовательные связи между словами и проверить правильность анализа.

Практическое применение словообразовательного анализа

Словообразовательный анализ имеет большое практическое значение и применяется в различных областях:

  1. В лингвистических исследованиях - для изучения механизмов образования слов, выявления наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
  2. При составлении учебных словарей и пособий - словообразовательные пары и гнезда позволяют наглядно показать системные связи в лексике.
  3. В преподавании русского языка - отработка умения проводить словообразовательный анализ развивает языковое чутье, понимание внутренней формы слов.
  4. В лексикографии - при составлении толковых и переводных словарей учитываются словообразовательные связи лексем.

Таким образом, владение словообразовательным анализом необходимо специалистам широкого круга профессий - лингвистам, филологам, преподавателям, лексикографам и переводчикам.

Упражнения для тренировки анализа слов

Чтобы хорошо овладеть словообразовательным анализом, рекомендуется выполнять специальные упражнения:

  • Анализ слов из словообразовательных гнезд в словарях
  • Подбор однокоренных слов к заданным словам
  • Образование новых слов с помощью аффиксов

Полезно также самостоятельно составлять словообразовательные пары и микрогнезда, анализировать незнакомые слова из художественной литературы и СМИ. Регулярные упражнения помогут выработать устойчивые навыки словообразовательного анализа.

Типичные трудности при анализе

К наиболее сложным для анализа относятся случаи регулярной многозначности аффиксов, вариативных аффиксов, разного членения основы у однокоренных слов:

  • Челн → Челночный
  • Зима → Зимний

Такие примеры требуют особого внимания к выделению производящей основы и образующих аффиксов.

Словообразовательный анализ в школьном курсе русского языка

Словообразовательный анализ слов входит в программу по русскому языку средней и старшей школы. Обычно его начинают изучать в 5-6 классах в разделе "Состав слова".

Сначала ученики знакомятся с базовыми понятиями: однокоренные слова, производящая основа, словообразовательная пара и др. Затем разбирают по составу небольшие по объему слова, выделяя словообразовательный аффикс.

В 7-9 классах словообразовательный анализ усложняется: анализируют слова с комплексом аффиксов, рассматривают явления регулярной многозначности, вариативности морфем.

Методика обучения анализу слов в вузе

В вузах на филологических факультетах словообразовательному анализу обучают в рамках курсов по современному русскому языку, введению в языкознание, лексикологии.

Будущих лингвистов и филологов знакомят со сложными случаями морфемного и словообразовательного анализа, тонкостями членимости основы.

Обязательны практические занятия: разносторонний анализ разных частей речи, составление гнезд, исследование словообразовательной структуры текстов.

Автоматизация словообразовательного анализа

В настоящее время ведутся работы по созданию алгоритмов автоматического морфемного и словообразовательного анализа слов.

Разработаны программы, способные расчленять слова на морфемы, строить словообразовательные пары и цепочки, выделять аффиксы.

Однако полностью заменить лингвистический анализ человека пока не удается из-за сложности морфемной структуры русского языка.