Словообразовательный анализ - принципы, особенности и примеры
Словообразовательный анализ - это разбор структуры слова, направленный на выявление его внутренней формы и способа образования от однокоренного слова. Он позволяет глубже проникнуть в смысл слова, увидеть связи между однокоренными словами в языке.
Сущность словообразовательного анализа
Словообразовательный анализ - это лингвистическая процедура, направленная на выявление структуры слова и его образования от однокоренного слова с помощью аффиксов или других способов.
Словообразовательный анализ изучает, каким способом, с помощью какой морфемы или какого словообразовательного средства образовано слово от однокоренного слова
Ключевая задача при проведении словообразовательного анализа - найти наиболее близкое однокоренное слово, от которого анализируемое слово произошло, и определить ту морфему, при помощи которой образовано новое слово.
Цели и задачи словообразовательного анализа
Основными целями словообразовательного анализа являются:
- определение внутренней формы и значения слова;
- выявление однокоренных слов и связей между ними;
- изучение механизмов и способов образования новых слов в языке.
Для достижения этих целей при проведении анализа решаются следующие задачи:
- определение начальной формы слова;
- нахождение наиболее близкого однокоренного слова;
- вычленение той морфемы, при помощи которой образовано новое слово;
- установление способа словообразования;
- выявление словообразовательного значения.
Основные понятия в словообразовательном анализе
Рассмотрим ключевые термины, используемые в словообразовательном анализе:
Производящее слово | Слово, от которого образовано другое слово |
Производное слово | Слово, образованное от другого слова |
Однокоренные слова | Слова, имеющие общий корень |
Словообразовательная пара | Производящее и производное слово |
Словообразовательное гнездо | Совокупность однокоренных слов, образованных от одного производящего слова |
Знание этих базовых понятий необходимо для успешного проведения словообразовательного анализа слов.
Этапы словообразовательного анализа слова
Словообразовательный анализ
проводится в несколько этапов.
- Определить начальную форму слова.
- Подобрать однокоренное слово, от которого оно образовано.
- Выделить общую часть в этих словах -
производящую основу
. - Определить, при помощи какого аффикса или другого элемента образовано новое слово.
- Установить способ словообразования.
- Выявить
словообразовательное значение
- какое новое значение появилось у производного слова.
Рассмотрим алгоритм словообразовательного анализа на конкретном примере слова "подорожник":
- Начальная форма: подорожник
- Однокоренное слово: дорога → подорожник
- Общая производящая основа: дорог- // подорож-
- Аффикс, с помощью которого образовано слово: приставка под- + суффикс -ник
- Способ образования: приставочно-суффиксальный
- Словообразовательное значение: «растение, растущее около дорог»
Итак, слово подорожник образовано от слова дорога при помощи приставки под- и суффикса -ник. С помощью этих морфем образовано новое слово со значением «растение, растущее около дорог».
Словообразовательный анализ и морфемный анализ
Словообразовательный и морфемный анализы тесно взаимосвязаны, поскольку оба изучают структуру слова. Но есть и принципиальные различия.
Морфемный анализ направлен на полное членение слова на составные значимые части - морфемы. При этом выделяются все морфемы - корень, приставки, суффиксы, окончание.
В словообразовательном анализе рассматриваются только те морфемы , с помощью которых слово образовано от однокоренного. Цель - найти производящее слово и ту часть, которая присоединилась к нему в процессе образования нового слова.
Таким образом, словообразовательный анализ тесно связан с морфемным, но не сводится к нему. Его задача - выявить механизм и результат образования одного слова от другого в языке.
Типичные ошибки при словообразовательном анализе слова
Типичные ошибки при словообразовательном анализе слова
Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, допускаемые при проведении словообразовательного анализа:
- Неверное определение производящего слова. Например, от слова "ходить" образовано "приход", а не "приходить".
- Неучтенные промежуточные звенья словообразования. Нельзя считать, что от "мир" образовано "примирение" - пропущено слово "примирить".
Чтобы избежать таких ошибок, нужно внимательно отслеживать цепочки однокоренных слов и находить самое близкое производящее слово.
Словообразовательный анализ неологизмов
Особого внимания требует словообразовательный анализ неологизмов
- новых слов, недавно появившихся в языке. Рассмотрим анализ неологизма "летеж" - полет на летающем мотоцикле.
- Начальная форма: летеж
- Однокоренное слово: летать → летеж
- Общая производящая основа: лета- // лете-
- Образующий элемент: суффикс -ж-
- Способ образования: суффиксальный
- Значение: "полет на летающем мотоцикле, летательном аппарате"
Анализ показывает, что слово "летеж" образовано суффиксальным способом от глагола "летать" и имеет значение определенного вида полета.
Словообразовательный анализ слова "происхождение"
Рассмотрим алгоритм анализа на примере слова "происхождение
":
- Начальная форма: происхождение
- Однокоренное слово: происходить → происхождение
- Общая производящая основа: происход- // происхожд-
- Образующий элемент: суффикс -ждениж-
- Способ образования: суффиксальный
- Значение: "появление, возникновение чего-либо"
Слово "происхождение" является отглагольным именем существительным, образовано суффиксальным способом от глагола "происходить".
Инструменты для словообразовательного анализа
Для облегчения проведения анализа можно использовать специальные онлайн сервисы и приложения:
- Морфемно-словообразовательный словарь
- Словообразовательный словарь Тихонова
- Портал Грамота.ру
- Мобильное приложение "Русский язык"
Эти ресурсы помогут наглядно увидеть словообразовательные связи между словами и проверить правильность анализа.
Практическое применение словообразовательного анализа
Словообразовательный анализ имеет большое практическое значение и применяется в различных областях:
- В лингвистических исследованиях - для изучения механизмов образования слов, выявления наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
- При составлении учебных словарей и пособий - словообразовательные пары и гнезда позволяют наглядно показать системные связи в лексике.
- В преподавании русского языка - отработка умения проводить словообразовательный анализ развивает языковое чутье, понимание внутренней формы слов.
- В лексикографии - при составлении толковых и переводных словарей учитываются словообразовательные связи лексем.
Таким образом, владение словообразовательным анализом необходимо специалистам широкого круга профессий - лингвистам, филологам, преподавателям, лексикографам и переводчикам.
Упражнения для тренировки анализа слов
Чтобы хорошо овладеть словообразовательным анализом, рекомендуется выполнять специальные упражнения:
- Анализ слов из словообразовательных гнезд в словарях
- Подбор однокоренных слов к заданным словам
- Образование новых слов с помощью аффиксов
Полезно также самостоятельно составлять словообразовательные пары и микрогнезда, анализировать незнакомые слова из художественной литературы и СМИ. Регулярные упражнения помогут выработать устойчивые навыки словообразовательного анализа.
Типичные трудности при анализе
К наиболее сложным для анализа относятся случаи регулярной многозначности аффиксов, вариативных аффиксов, разного членения основы у однокоренных слов:
- Челн → Челночный
- Зима → Зимний
Такие примеры требуют особого внимания к выделению производящей основы и образующих аффиксов.
Словообразовательный анализ в школьном курсе русского языка
Словообразовательный анализ слов входит в программу по русскому языку средней и старшей школы. Обычно его начинают изучать в 5-6 классах в разделе "Состав слова".
Сначала ученики знакомятся с базовыми понятиями: однокоренные слова, производящая основа, словообразовательная пара и др. Затем разбирают по составу небольшие по объему слова, выделяя словообразовательный аффикс.
В 7-9 классах словообразовательный анализ усложняется: анализируют слова с комплексом аффиксов, рассматривают явления регулярной многозначности, вариативности морфем.
Методика обучения анализу слов в вузе
В вузах на филологических факультетах словообразовательному анализу обучают в рамках курсов по современному русскому языку, введению в языкознание, лексикологии.
Будущих лингвистов и филологов знакомят со сложными случаями морфемного и словообразовательного анализа, тонкостями членимости основы.
Обязательны практические занятия: разносторонний анализ разных частей речи, составление гнезд, исследование словообразовательной структуры текстов.
Автоматизация словообразовательного анализа
В настоящее время ведутся работы по созданию алгоритмов автоматического морфемного и словообразовательного анализа слов.
Разработаны программы, способные расчленять слова на морфемы, строить словообразовательные пары и цепочки, выделять аффиксы.
Однако полностью заменить лингвистический анализ человека пока не удается из-за сложности морфемной структуры русского языка.
Похожие статьи
- Примеры текстов разговорного стиля речи. Понятие и признаки разговорной речи
- Белоруссия или Беларусь: как правильно говорить и писать?
- Тригонометрия с нуля: основные понятия, история
- К чему снится смерть детей? Сонник: умер ребенок. Толкование снов
- Устное народное творчество: виды, жанры произведений и примеры
- Рассказ о моей семье на английском с переводом. Пример
- Парные и непарные, звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки в русском языке