Формула для расчета проекции ускорения: общие сведения

0
0

Понимание формулы для расчета проекции ускорения крайне важно для изучения динамики и кинематики в физике. Без знания этой формулы невозможно решать множество задач, связанных с движением тел.

Основные понятия

Ускорение - это физическая величина, численно равная отношению приращения Δv скорости ко времени Δt, за которое это изменение произошло:

a = Δv / Δt

Различают равноускоренное движение, когда ускорение постоянно, переменное ускорение, когда его значение меняется, и равномерное движение с ускорением равным нулю.

Так как ускорение - векторная величина, то часто рассматривают его проекцию на выбранную ось координат. Проекция ускорения - это составляющая полного ускорения на данном направлении.

Для расчета проекции ускорения на ось X используют следующую формулу:

ax = (Vx - V0x) / t

где V0x - проекция начальной скорости на ось X, Vx - проекция конечной скорости на ось X, а t - время, затраченное на изменение скорости.

Увеличенный вид графиков ускорения для сравнения тел

Применение формулы

Рассмотрим использование формулы для расчета проекции ускорения на конкретных числовых примерах.

Задача 1. Тело движется прямолинейно. Его начальная скорость равна 3 м/с. Через 10 с скорость тела стала равной 15 м/с. Найдите проекцию ускорения тела на направление его движения.

Решение:

  • Начальная проекция скорости: V0x = 3 м/с
  • Конечная проекция скорости: Vx = 15 м/с
  • Время: t = 10 с
  • Подставляем все значения в формулу 1 и получаем:
  • ax = (15 - 3) м/с / 10 с = 1,2 м/с2

Ответ: ax = 1,2 м/с2

Как видно из решения, формула позволяет достаточно просто вычислить интересующую нас проекцию ускорения, зная скорости тела в начальный и конечный моменты времени.

Далее приведены еще несколько задач на применение формулы 1 с решениями.

Задача 2 Задача 3

Дано: V0x = 0 м/с, Vx = 10 м/с, t = 5 c

Найти: ax

Решение:

ax = (Vx - V0x) / t = (10 - 0) м/с / 5 с = 2 м/с2

Дано: V0x = 10 м/с, Vx = 5 м/с, t = 15 c

Найти: ax

Решение:

ax = (Vx - V0x) / t = (5 - 10) м/с / 15 с = -0,33 м/с2

Как видно из приведенных примеров, формула для расчета проекции ускорения позволяет находить это ускорение для тела, движущегося прямолинейно, на основании данных о его начальной и конечной скоростях.

Формула также учитывает направление вектора ускорения относительно оси координат благодаря знаку полученного значения ax.

Теперь рассмотрим более сложные примеры и особенности использования формулы.

Графическая интерпретация

График зависимости ускорения тела от времени может дать полезную визуальную информацию о характере движения тела.

На таком графике можно определить численное значение ускорения в любой заданный момент времени. Для этого из точки, соответствующей данному моменту времени, проводят перпендикуляр до пересечения с графиком. Затем от точки пересечения опускают перпендикуляр на ось ускорений. Значение ускорения на этой оси и будет искомым ускорением тела в заданный момент времени.

Кроме того, сравнивая графики ускорения для разных тел, можно определить, у какого тела ускорение больше. Чем дальше график отстоит от оси времени, тем больше ускорение, соответствующее этому графику.

Таким образом, графический анализ дополняет численные расчеты по формуле и позволяет наглядно представить характер изменения ускорения тела.

Портрет Галилео Галилея при открытии формулы ускорения

Различные системы отсчета

До сих пор мы рассматривали случай инерциальной системы отсчета, в которой выполняется закон инерции Ньютона. Однако формула 1 справедлива и для неинерциальных систем отсчета.

Например, если тело движется с ускорением относительно Земли, но мы рассматриваем его движение из системы отсчета, связанной с ускоряющимся поездом, то для вычисления ускорения тела относительно поезда по-прежнему можно использовать формулу.

Важно правильно определить начальную и конечную скорости тела относительно выбранной системы отсчета.

Применение формулы для вращательного движения

Формула справедлива и для вращательного движения тела при замене линейных скоростей на угловые.

Тогда вместо проекций линейных скоростей подставляют соответствующие угловые скорости тела начальную ω0 и конечную ω, выраженные в рад/с или об/мин.

Время t берется то же, что и при поступательном движении тела.

Таким образом получаем формулу для расчета углового ускорения:

ε = (ω - ω0) / t

где ε - угловое ускорение тела, рад/с2 или об/мин2.

Сложное движение материальной точки

Если материальная точка совершает одновременно поступательное и вращательное движение относительно разных осей или центров, то для вычисления полного ускорения нужно разложить это движение на составляющие и вычислить их ускорения по формуле, а затем сложить полученные значения по правилам сложения векторов.

Например, для точки на ободе катящегося без проскальзывания колеса нужно будет вычислить два ускорения - линейное поступательное ускорение центра колеса и угловое ускорение вращения колеса вокруг оси.

При этом нужно учитывать разные знаки ускорений для разных точек на ободе колеса.

Формула проекции ускорения в историческом контексте

Впервые формула для расчета ускорения в виде отношения изменения скорости ко времени была предложена Галилео Галилеем в его трудах по механике в начале 17 века.

В дальнейшем эта формула получила строгое обоснование в рамках классической механики, разработанной Исааком Ньютоном в 1687 году в его труде "Математические начала натуральной философии".