Основы алгоритмизации и программирования. Уроки информатики
![](/misc/i/ai/548273/3723663.jpg)
В современном мире знание основ алгоритмизации и программирования становится все более востребованным. Эти навыки помогают решать задачи в самых разных сферах - от бытовых до производственных. В этой статье мы разберем ключевые понятия, этапы создания алгоритмов и программ, рассмотрим примеры. Это поможет вам в дальнейшем самостоятельно применять эти знания на практике.
Понятие алгоритма и его свойства
Алгоритм – это точное предписание исполнителю выполнить последовательность действий для решения задачи за конечное число шагов. Мы постоянно применяем алгоритмы в повседневной жизни: готовим по рецепту, следуем инструкциям и правилам.
Термин "алгоритм" происходит от имени средневекового математика аль-Хорезми , описавшего правила вычислений в десятичной системе счисления. Со временем это понятие расширилось до обозначения любой упорядоченной последовательности действий для решения задачи.
Основные свойства алгоритмов:
- Дискретность - алгоритм разбивается на отдельные шаги.
- Определенность - каждый шаг должен быть строго определен.
- Массовость - алгоритм применим для любых исходных данных заданного типа.
- Результативность - алгоритм должен приводить к результату за конечное число шагов.
Например, алгоритм приготовления омлета удовлетворяет этим критериям: он состоит из отдельных действий. каждое действие понятно и однозначно. он позволяет приготовить омлет с любыми исходными ингредиентами. и гарантирует результат - готовый омлет.
Способы описания алгоритмов
Основы алгоритмизации и программирования можно записывать разными способами:
- Словесное описание на естественном языке.
- Псевдокод - формализованное описание с использованием синтаксических конструкций языков программирования.
- Блок-схема - наглядное изображение алгоритма с помощью условных графических обозначений.
- Программа - запись алгоритма на формальном языке программирования.
Способ описания | Достоинства | Недостатки |
Словесное описание | Простота, доступность | Неформальность, многословность, неоднозначность трактовки |
Псевдокод | Формализация, использование конструкций языков программирования | Отсутствие строгих синтаксических правил |
Блок-схема | Наглядность, «читабельность» | Громоздкость для сложных алгоритмов |
Программа | Формальность, возможность автоматизированного исполнения | Требует знания языка программирования |
Таким образом, наиболее удобными способами являются псевдокод и блок-схемы - они позволяют достаточно формально описать алгоритмы для последующей реализации в виде программы. Рассмотрим основные алгоритмические конструкции, используемые при составлении алгоритмов.
Основные алгоритмические конструкции
Любой алгоритм состоит из трех элементарных конструкций:
- Линейные (последовательные) алгоритмы.
- Разветвляющиеся алгоритмы.
- Циклические алгоритмы.
![Кибер-мозг фото](http://www.syl.ru/misc/i/ai/548273/3700932.jpg)
Линейные алгоритмы
Линейный алгоритм - это последовательность команд, которые выполняются строго один раз от начала до конца:
- Команда 1
- Команда 2
- ...
- Команда N
Например, алгоритм приготовления бутерброда - это линейная последовательность:
- Взять хлеб
- Намазать масло
- Положить ингредиенты
- Собрать бутерброд
Разветвляющиеся алгоритмы
Разветвляющиеся алгоритмы позволяют выбирать между двумя или более направлениями в зависимости от условия. Различают:
- Полное ветвление - предусмотрены все варианты.
- Неполное ветвление - только при выполнении условия.
Например, при выборе транспорта до работы используется полное ветвление:
- Если идет дождь, поехать на метро
- Иначе если опаздываю, поехать на такси
- Иначе пойти пешком
![Город будущего](http://www.syl.ru/misc/i/ai/548273/3700933.jpg)
Циклические алгоритмы
Основы алгоритмизации программирования предусматривают выполнение набора команд несколько раз - циклы. Разновидности циклов:
- Цикл с заданным числом повторений
- Цикл по условию
Например, алгоритм чистки зубов - это цикл, который повторяется 2 раза по 30 секунд:
- Намочить щетку
- Намазать пасту
- Чистить зубы 30 секунд
Переменные и константы в алгоритмах
Любой алгоритм работает с данными. Основные типы данных:
- Числа (целые, вещественные)
- Символы
- Логические значения
Данные хранятся в памяти компьютера. Для доступа к ним используются переменные - ячейки памяти с именем. Константы - неизменные значения.
Структурированные типы данных
Для удобной работы с группами однотипных данных в алгоритмизации используются структурированные типы - массивы и матрицы. Они позволяют организовать и эффективно обрабатывать большие наборы данных.
Подпрограммы
Для повторного использования фрагментов алгоритмов в программировании применяются подпрограммы - именованные блоки кода, которые можно вызывать по имени сколь угодно раз. Это повышает наглядность и уменьшает дублирование кода в программах.
Типы подпрограмм
Существует два основных типа подпрограмм:
- Функции - подпрограммы, которые получают параметры, выполняют обработку и возвращают результат.
- Процедуры - подпрограммы, которые получают параметры и выполняют действия, но не возвращают результат.
Например, для нахождения квадратного корня из числа удобно использовать функцию Sqrt. Она принимает один параметр - исходное число, вычисляет корень и возвращает результат. А процедура вывода текста в консоль Print просто отображает переданную ей строку, не возвращая ничего.
Рекурсивные подпрограммы
Особый вид подпрограмм - рекурсивные. Такие подпрограммы вызывают самих себя для решения подзадачи. Это позволяет компактно реализовывать алгоритмы, имеющие самоподобную структуру.
Классический пример - вычисление факториала числа N. Оно может быть представлено как N! = N * (N-1)!. То есть факториал N выражается через факториал меньшего числа. Это и реализуется в рекурсивной функции:
function fact(n) { if (n == 0) { return 1 } else { return n * fact(n - 1) } }
Структуры данных
Для работы с большими объемами структурированных данных используются специальные структуры данных, например:
- Стек (LIFO) - данные добавляются и извлекаются по принципу «последним пришел - первым ушел»
- Очередь (FIFO) - «первым пришел - первым ушел»
- Связный список - гибкая структура произвольной длины
- Деревья - иерархическая структура, удобная для хранения и поиска
Выбор подходящей структуры данных важен для эффективной реализации алгоритмов.
Базовые операции со структурами данных
Ключевые операции, которые поддерживают структуры данных:
- Добавление элемента
- Извлечение элемента
- Поиск элемента
- Удаление элемента
Например, для стека это будут операции:
- Push - добавить элемент на вершину стека
- Pop - извлечь элемент с вершины стека
- Peek - просмотреть верхний элемент стека без извлечения
Для очереди:
- Enqueue - добавить элемент в конец очереди
- Dequeue - извлечь первый элемент из очереди
- Peek - просмотреть первый элемент очереди
А для связного списка:
- Add - добавить элемент
- Remove - удалить элемент
- Find - найти элемент
Асимптотическая сложность алгоритмов
Для оценки эффективности алгоритмов используется понятие асимптотической сложности - рост числа операций в зависимости от размера входных данных. Например:
- O(1) - константная сложность
- O(log N) - логарифмическая
- O(N) - линейная
- O(N^2) - квадратичная
Чем ниже сложность - тем быстрее работает алгоритм при увеличении данных. Это важный критерий оптимизации.
Похожие статьи
- Парные и непарные, звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки в русском языке
- Что изучает история? Зачем нужно изучать историю? История мира
- К чему снятся змеи женщине? Толкование снов
- Общая характеристика русской литературы 19 века: описание, особенности и интересные факты
- Специальность "государственное и муниципальное управление": кем потом работать?
- Расположение органов у человека (фото). Внутренние органы человека: схема расположения
- Речь: классификация речи, виды и стили речи. Устная и письменная речь