Основы алгоритмизации и программирования. Уроки информатики

0
0

В современном мире знание основ алгоритмизации и программирования становится все более востребованным. Эти навыки помогают решать задачи в самых разных сферах - от бытовых до производственных. В этой статье мы разберем ключевые понятия, этапы создания алгоритмов и программ, рассмотрим примеры. Это поможет вам в дальнейшем самостоятельно применять эти знания на практике.

Понятие алгоритма и его свойства

Алгоритм – это точное предписание исполнителю выполнить последовательность действий для решения задачи за конечное число шагов. Мы постоянно применяем алгоритмы в повседневной жизни: готовим по рецепту, следуем инструкциям и правилам.

Термин "алгоритм" происходит от имени средневекового математика аль-Хорезми , описавшего правила вычислений в десятичной системе счисления. Со временем это понятие расширилось до обозначения любой упорядоченной последовательности действий для решения задачи.

Основные свойства алгоритмов:

  • Дискретность - алгоритм разбивается на отдельные шаги.
  • Определенность - каждый шаг должен быть строго определен.
  • Массовость - алгоритм применим для любых исходных данных заданного типа.
  • Результативность - алгоритм должен приводить к результату за конечное число шагов.

Например, алгоритм приготовления омлета удовлетворяет этим критериям: он состоит из отдельных действий. каждое действие понятно и однозначно. он позволяет приготовить омлет с любыми исходными ингредиентами. и гарантирует результат - готовый омлет.

Способы описания алгоритмов

Основы алгоритмизации и программирования можно записывать разными способами:

  1. Словесное описание на естественном языке.
  2. Псевдокод - формализованное описание с использованием синтаксических конструкций языков программирования.
  3. Блок-схема - наглядное изображение алгоритма с помощью условных графических обозначений.
  4. Программа - запись алгоритма на формальном языке программирования.
Способ описания Достоинства Недостатки
Словесное описание Простота, доступность Неформальность, многословность, неоднозначность трактовки
Псевдокод Формализация, использование конструкций языков программирования Отсутствие строгих синтаксических правил
Блок-схема Наглядность, «читабельность» Громоздкость для сложных алгоритмов
Программа Формальность, возможность автоматизированного исполнения Требует знания языка программирования

Таким образом, наиболее удобными способами являются псевдокод и блок-схемы - они позволяют достаточно формально описать алгоритмы для последующей реализации в виде программы. Рассмотрим основные алгоритмические конструкции, используемые при составлении алгоритмов.

Основные алгоритмические конструкции

Любой алгоритм состоит из трех элементарных конструкций:

  1. Линейные (последовательные) алгоритмы.
  2. Разветвляющиеся алгоритмы.
  3. Циклические алгоритмы.
Кибер-мозг фото

Линейные алгоритмы

Линейный алгоритм - это последовательность команд, которые выполняются строго один раз от начала до конца:

  1. Команда 1
  2. Команда 2
  3. ...
  4. Команда N

Например, алгоритм приготовления бутерброда - это линейная последовательность:

  1. Взять хлеб
  2. Намазать масло
  3. Положить ингредиенты
  4. Собрать бутерброд

Разветвляющиеся алгоритмы

Разветвляющиеся алгоритмы позволяют выбирать между двумя или более направлениями в зависимости от условия. Различают:

  • Полное ветвление - предусмотрены все варианты.
  • Неполное ветвление - только при выполнении условия.

Например, при выборе транспорта до работы используется полное ветвление:

  1. Если идет дождь, поехать на метро
  2. Иначе если опаздываю, поехать на такси
  3. Иначе пойти пешком
Город будущего

Циклические алгоритмы

Основы алгоритмизации программирования предусматривают выполнение набора команд несколько раз - циклы. Разновидности циклов:

  • Цикл с заданным числом повторений
  • Цикл по условию

Например, алгоритм чистки зубов - это цикл, который повторяется 2 раза по 30 секунд:

  1. Намочить щетку
  2. Намазать пасту
  3. Чистить зубы 30 секунд

Переменные и константы в алгоритмах

Любой алгоритм работает с данными. Основные типы данных:

  • Числа (целые, вещественные)
  • Символы
  • Логические значения

Данные хранятся в памяти компьютера. Для доступа к ним используются переменные - ячейки памяти с именем. Константы - неизменные значения.

Структурированные типы данных

Для удобной работы с группами однотипных данных в алгоритмизации используются структурированные типы - массивы и матрицы. Они позволяют организовать и эффективно обрабатывать большие наборы данных.

Подпрограммы

Для повторного использования фрагментов алгоритмов в программировании применяются подпрограммы - именованные блоки кода, которые можно вызывать по имени сколь угодно раз. Это повышает наглядность и уменьшает дублирование кода в программах.

Типы подпрограмм

Существует два основных типа подпрограмм:

  1. Функции - подпрограммы, которые получают параметры, выполняют обработку и возвращают результат.
  2. Процедуры - подпрограммы, которые получают параметры и выполняют действия, но не возвращают результат.

Например, для нахождения квадратного корня из числа удобно использовать функцию Sqrt. Она принимает один параметр - исходное число, вычисляет корень и возвращает результат. А процедура вывода текста в консоль Print просто отображает переданную ей строку, не возвращая ничего.

Рекурсивные подпрограммы

Особый вид подпрограмм - рекурсивные. Такие подпрограммы вызывают самих себя для решения подзадачи. Это позволяет компактно реализовывать алгоритмы, имеющие самоподобную структуру.

Классический пример - вычисление факториала числа N. Оно может быть представлено как N! = N * (N-1)!. То есть факториал N выражается через факториал меньшего числа. Это и реализуется в рекурсивной функции:

function fact(n) { if (n == 0) { return 1 } else { return n * fact(n - 1) } }

Структуры данных

Для работы с большими объемами структурированных данных используются специальные структуры данных, например:

  • Стек (LIFO) - данные добавляются и извлекаются по принципу «последним пришел - первым ушел»
  • Очередь (FIFO) - «первым пришел - первым ушел»
  • Связный список - гибкая структура произвольной длины
  • Деревья - иерархическая структура, удобная для хранения и поиска

Выбор подходящей структуры данных важен для эффективной реализации алгоритмов.

Базовые операции со структурами данных

Ключевые операции, которые поддерживают структуры данных:

  • Добавление элемента
  • Извлечение элемента
  • Поиск элемента
  • Удаление элемента

Например, для стека это будут операции:

  1. Push - добавить элемент на вершину стека
  2. Pop - извлечь элемент с вершины стека
  3. Peek - просмотреть верхний элемент стека без извлечения

Для очереди:

  1. Enqueue - добавить элемент в конец очереди
  2. Dequeue - извлечь первый элемент из очереди
  3. Peek - просмотреть первый элемент очереди

А для связного списка:

  • Add - добавить элемент
  • Remove - удалить элемент
  • Find - найти элемент

Асимптотическая сложность алгоритмов

Для оценки эффективности алгоритмов используется понятие асимптотической сложности - рост числа операций в зависимости от размера входных данных. Например:

  • O(1) - константная сложность
  • O(log N) - логарифмическая
  • O(N) - линейная
  • O(N^2) - квадратичная

Чем ниже сложность - тем быстрее работает алгоритм при увеличении данных. Это важный критерий оптимизации.