Тематический календарный план - необходимый инструмент педагога
Тематический календарный план является важным элементом в работе любого педагога. От правильного составления этого документа во многом зависит эффективность учебного процесса.
Что такое тематический календарный план и зачем он нужен
Тематический календарный план - это документ, в котором подробно прописана последовательность изучения тем и проведения занятий в соответствии с рабочей программой. Он позволяет:
- Равномерно распределить учебный материал по темам и занятиям
- Спланировать необходимые для обучения ресурсы и оборудование
- Отслеживать выполнение программы обучения
Роль тематического планирования трудно переоценить. Благодаря четкому тематическому календарному плану обеспечивается:
- Системность и последовательность в обучении
- Возможность корректировки хода учебного процесса
- Объективность оценки результатов освоения программы
- Целенаправленная подготовка к занятиям
Для обучающихся наличие такого плана также имеет большое значение. Зная заранее темы, они могут основательнее готовиться к занятиям.
Тематическое планирование бывает:
- Перспективным (на год)
- Поурочным (на каждое занятие)
- Календарным (с указанием дат)
Главным нормативным документом, регламентирующим календарно тематический план по ФГОС, является Федеральный государственный образовательный стандарт. Он устанавливает общие требования к составлению и оформлению тематического планирования в школах и других образовательных учреждениях.
Основные разделы тематического плана
Любой тематический план в обязательном порядке должен содержать следующие элементы:
- Титульный лист
- Пояснительную записку
- Учебно-тематический план
- Содержание программы
- Календарно-тематическое планирование по предметам
- Планируемые результаты освоения программы
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Рассмотрим подробнее содержание каждого пункта.
Титульный лист
Здесь указывается:
- Наименование образовательного учреждения
- Гриф утверждения документа руководителем
- Название учебного предмета и класса
- ФИО, должность и квалификационная категория учителя
- Учебный год, на который составляется план
Пояснительная записка
Здесь кратко указываются:
- Обоснование выбора программы и учебно-методического комплекса
- Информация об особенностях класса
- Используемые педагогические технологии и методики
- Взаимосвязь плана с примерными программами
- Количество учебных часов в соответствии с учебным планом
Далее привожу пример таблицы календарно-тематического планирования для средней группы детского сада:
Дата | Тема и содержание занятия | Задачи |
01.12 | Математическая корзинка: «Число и цифра 3» | Познакомить с цифрой 3, закрепить умение соотносить число и количество предметов |
02.12 | Развитие речи: описание зимы по иллюстрации | Учить составлять описательные рассказы об явлениях природы по картинке |
А вот пример фрагмента календарного плана для подготовительной группы:
Дата | Тема | Задачи | Литература |
01.12 | Звуки [c] - [c’]. Буква C | - Познакомить с буквой С и звуками [c] - [c’] - Учить различать эти звуки на слух и в произношении | Александрова О.М. Букварь стр. 12 |
02.12 | Звуки [ш], [ж]. Буквы Ш, Ж. | - Дать представление о звуках [ш], [ж] и буквах Ш, Ж- Учить различать эти звуки, выделять их в словах | Александрова О.М. Букварь стр. 16 |
Как видно из примеров, для каждого занятия формулируются конкретные задачи в соответствии с основной образовательной программой. Такая детализация облегчает подготовку к урокам и позволяет четко структурировать материал.
Методика составления календарно-тематического плана
Для того чтобы правильно разработать календарно-тематический план, педагогу необходимо выполнить следующие действия:
- Внимательно изучить содержание рабочей программы по предмету
- Определить последовательность тем с учетом логики и межпредметных связей
- Распределить количество часов на изучение каждой темы
- Спланировать содержание каждого занятия (тему, цели, виды деятельности, задания)
- Продумать необходимые для занятий ресурсы и оборудование
Анализ рабочей программы
На первом этапе необходим тщательный анализ рабочей программы. Важно обратить внимание на:
- Общее количество часов
- Требования к результатам освоения программы
- Содержание курса по разделам и темам
- Межпредметные связи
Определение последовательности тем
При планировании следует учитывать:
- Логику развертывания учебного материала
- Возрастные особенности обучающихся
- Необходимость закрепления и повторения пройденного
Распределение учебных часов
Количество часов по темам зависит от:
- Объема и сложности материала
- Важности темы
- Межпредметных связей
Распределение учебного материала по урокам
После определения общего количества часов на изучение каждой темы, необходимо спланировать содержание каждого конкретного занятия:
- Определить основные дидактические единицы темы (понятия, факты, явления, законы)
- Распределить эти единицы по урокам
- Сформулировать тему и задачи каждого занятия
- Спланировать виды деятельности обучающихся (изучение нового материала, закрепление, контроль)
Формулирование целей и задач
Для каждого урока педагог определяет:
- Обучающие задачи (чему должны научиться)
- Развивающие задачи (какие навыки отрабатывать)
- Воспитательные задачи (какие ценности прививать)
Планирование видов деятельности
Педагог заранее продумывает:
- Формы и методы обучения
- Типы заданий и упражнений
- Формы закрепления и контроля знаний
Похожие статьи
- Специальность "Технология машиностроения". Кем можно работать?
- Речь: классификация речи, виды и стили речи. Устная и письменная речь
- Многочлены. Разложение многочлена на множители: способы, примеры
- Значение колец на пальцах у женщин. Как носить кольца
- Первопечатник Иван Федоров: биография краткая для детей
- Простое предложение. Виды простых предложений
- История развития вычислительной техники. Отечественная вычислительная техника. Первая ЭВМ