Тематический календарный план - необходимый инструмент педагога

0
0

Тематический календарный план является важным элементом в работе любого педагога. От правильного составления этого документа во многом зависит эффективность учебного процесса.

Что такое тематический календарный план и зачем он нужен

Тематический календарный план - это документ, в котором подробно прописана последовательность изучения тем и проведения занятий в соответствии с рабочей программой. Он позволяет:

  • Равномерно распределить учебный материал по темам и занятиям
  • Спланировать необходимые для обучения ресурсы и оборудование
  • Отслеживать выполнение программы обучения

Роль тематического планирования трудно переоценить. Благодаря четкому тематическому календарному плану обеспечивается:

  1. Системность и последовательность в обучении
  2. Возможность корректировки хода учебного процесса
  3. Объективность оценки результатов освоения программы
  4. Целенаправленная подготовка к занятиям

Для обучающихся наличие такого плана также имеет большое значение. Зная заранее темы, они могут основательнее готовиться к занятиям.

Тематическое планирование бывает:

  • Перспективным (на год)
  • Поурочным (на каждое занятие)
  • Календарным (с указанием дат)

Главным нормативным документом, регламентирующим календарно тематический план по ФГОС, является Федеральный государственный образовательный стандарт. Он устанавливает общие требования к составлению и оформлению тематического планирования в школах и других образовательных учреждениях.

Основные разделы тематического плана

Любой тематический план в обязательном порядке должен содержать следующие элементы:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительную записку
  3. Учебно-тематический план
  4. Содержание программы
  5. Календарно-тематическое планирование по предметам
  6. Планируемые результаты освоения программы
  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Рассмотрим подробнее содержание каждого пункта.

Титульный лист

Здесь указывается:

  • Наименование образовательного учреждения
  • Гриф утверждения документа руководителем
  • Название учебного предмета и класса
  • ФИО, должность и квалификационная категория учителя
  • Учебный год, на который составляется план
Учительница готовит планы

Пояснительная записка

Здесь кратко указываются:

  • Обоснование выбора программы и учебно-методического комплекса
  • Информация об особенностях класса
  • Используемые педагогические технологии и методики
  • Взаимосвязь плана с примерными программами
  • Количество учебных часов в соответствии с учебным планом

Далее привожу пример таблицы календарно-тематического планирования для средней группы детского сада:

Дата Тема и содержание занятия Задачи
01.12 Математическая корзинка: «Число и цифра 3» Познакомить с цифрой 3, закрепить умение соотносить число и количество предметов
02.12 Развитие речи: описание зимы по иллюстрации Учить составлять описательные рассказы об явлениях природы по картинке

А вот пример фрагмента календарного плана для подготовительной группы:

Дата Тема Задачи Литература
01.12 Звуки [c] - [c’]. Буква C - Познакомить с буквой С и звуками [c] - [c’]
- Учить различать эти звуки на слух и в произношении
Александрова О.М. Букварь стр. 12
02.12 Звуки [ш], [ж]. Буквы Ш, Ж. - Дать представление о звуках [ш], [ж] и буквах Ш, Ж- Учить различать эти звуки, выделять их в словах Александрова О.М. Букварь стр. 16

Как видно из примеров, для каждого занятия формулируются конкретные задачи в соответствии с основной образовательной программой. Такая детализация облегчает подготовку к урокам и позволяет четко структурировать материал.

Подробный план занятий

Методика составления календарно-тематического плана

Для того чтобы правильно разработать календарно-тематический план, педагогу необходимо выполнить следующие действия:

  1. Внимательно изучить содержание рабочей программы по предмету
  2. Определить последовательность тем с учетом логики и межпредметных связей
  3. Распределить количество часов на изучение каждой темы
  4. Спланировать содержание каждого занятия (тему, цели, виды деятельности, задания)
  5. Продумать необходимые для занятий ресурсы и оборудование

Анализ рабочей программы

На первом этапе необходим тщательный анализ рабочей программы. Важно обратить внимание на:

  • Общее количество часов
  • Требования к результатам освоения программы
  • Содержание курса по разделам и темам
  • Межпредметные связи

Определение последовательности тем

При планировании следует учитывать:

  1. Логику развертывания учебного материала
  2. Возрастные особенности обучающихся
  3. Необходимость закрепления и повторения пройденного

Распределение учебных часов

Количество часов по темам зависит от:

  • Объема и сложности материала
  • Важности темы
  • Межпредметных связей

Распределение учебного материала по урокам

После определения общего количества часов на изучение каждой темы, необходимо спланировать содержание каждого конкретного занятия:

  1. Определить основные дидактические единицы темы (понятия, факты, явления, законы)
  2. Распределить эти единицы по урокам
  3. Сформулировать тему и задачи каждого занятия
  4. Спланировать виды деятельности обучающихся (изучение нового материала, закрепление, контроль)

Формулирование целей и задач

Для каждого урока педагог определяет:

  • Обучающие задачи (чему должны научиться)
  • Развивающие задачи (какие навыки отрабатывать)
  • Воспитательные задачи (какие ценности прививать)

Планирование видов деятельности

Педагог заранее продумывает:

  1. Формы и методы обучения
  2. Типы заданий и упражнений
  3. Формы закрепления и контроля знаний